"Народ мой" №12 (376) 30.06.2006 - "Некуда" №6 (83), июнь 2006

Библейская история

Продолжение. Начало в №№ 8, 9, 11, 12 за 2005 год и в №№ 1-3, 5 за 2006 год

ТОРСКИЙ ПЕРИОД

СОВРЕМЕННЫЕ ВЕРСИИ

    ВВЕДЕНИЕ

    В предыдущей главе была изложена библейская версия истории древних евреев, согласно которой наш прародитель Авраам был родом из города Ура халдейского, первым принял единобожие, ушел из семьи и вместе с женой Сарой пришел в Ханаан, где и стал родоначальником еврейского народа. Впоследствии его потомки в поисках лучшей жизни покинули родину и оказались в Египте, где прожили 430 лет, причем последние годы в рабстве. Затем Б-г сжалился над ними и под водительством Моисея, первого еврейского пророка, вывел их из египетского "дома рабства", а затем после 40-летних скитаний, в течение которых им предстояло изжить из себя рабов, привел к границам Ханаана, своей исторической родины.

    В этой главе я изложу точку зрения современных историков-библеистов относительно событий, описанных в Торе, и их версии истории протоеврейского народа в торский период. Мнения эти противоречивы, подчас диаметрально противоположны, далеко не всегда опираются на надежную документальную базу и логично аргументированы, зачастую их авторы вынуждены использовать библейскую информацию. Поэтому мне часто приходилось выбирать наиболее, на мой взгляд, логичные и правильные, а иногда и домысливать самому. Я не нашел ясного видения этой картины у профессиональных историков-аналитиков, и именно это обстоятельство подвигло меня к изложению настоящего вопроса в том виде, в каком я это сделал.

    КИНАХНА ЗНАЧИТ ХАНААН

    Поселения людей в Палестине восходят к древнейшим временам в истории человечества. В пещерах на юго-востоке от Иерусалима и в Кармильской долине найдены захоронения, остатки орудий труда, очагов, которые свидетельствуют о том, что в этих местах были стоянки первобытного человека. В IV тысячелетии до нашей эры жители Палестины селились по берегам рек и в долинах, строили дома и занимались орошаемым земледелием. В III тысячелетии положение изменилось: Египет начал вести торговлю с Сирией и Палестиной, угрожая им в то же самое время военным вторжением. Население перебралось на возвышенности и приступило к постройке крепостей и защитных валов. Историки считают, что примерно к этому времени относится создание таких городов, как Иерихон, Хеврон и Иерусалим. В Библии эти племена называются ханаанскими, а сама эта территория - Ханаан. Название это происходит от семитского слова "кинахна", которым жители Месопотамии в III тысячелетии до н. э. обозначали часть сирийско-палестинского побережья Средиземного моря, где добывались морские моллюски, из которых они делали очень ценную пурпурную краску - кинахну.

    Древние евреи, когда они пришли сюда вместе с Иисусом Навином, стали назвать ее Эрец Исраэль. Но это случилось уже на рубеже XIII-XII веков до н. э.

    Ханаанеяне относились к западно-семитской языковой группе. Они занимались скотоводством и земледелием, имели много городов, в том числе и на побережье Средиземного моря в районе Финикии. Крупнейшими среди них были Хазор, Иерихон, Иерусалим, Сидон, Библ и т. п. Территория эта в III тысячелетии после походов Саргона I Аккадского (2370-2315 г. до н. э.) формально принадлежала Шумеро-аккадской империи, отсюда вывозились кинахна, олово и ливанский кедр, но ввиду большой удаленности от метрополии практически ею не контролировалась.

    АМОРЕИ, ШУМЕРЫ, АККАДЯНЕ

    На рубеже второго и третьего тысячелетий (2000-1850 гг. до н. э.) Шумеро-аккадская империя подверглась агрессии со стороны западно-семитских кочевых племен амореев, пришедших из Аравийской пустыни. Сначала наличие бронзового оружия позволяло империи сдерживать диких кочевников, однако, когда амореи (или аморейцы) овладели бронзовым оружием не хуже цивилизованных аккадян и шумеров, баланс сил склонился в их пользу. Амореи с легкостью колонизировали земли, ранее принадлежавшие Шумеро-аккадской империи и прилегавшие к Средиземному морю (Ханаан, Сирию, частично Малую Азию) и вторглись непосредственно в Месопотамию. На всех завоеванных территориях амореи легко смешались с местным населением, и та часть амореев, которая оказалась в Ханаане, тоже стала называться хананеянами, но некоторые племена сохранили имя аморейцев. В Библии их называют и так, и так.

    Сегодня с легкой руки библейских авторов термин "ханаанеяне" используется не как название определенной этнической группы, а как собирательное название всех жителей Ханаана, обитавших там как до появления иудеев, так и при иудеях, но не разделявших с ними иудаизм. Вообще, весь регион в это время представлял собой неорганизованную совокупность многочисленных мелких княжеств и полисов с невысоким уровнем развития и преобладанием кочевников. Исключение составляли только более развитые приморские города Библ, Сидон и Тир, которые в эти же годы создали конфедерацию городов-полисов под названием Финикия. Так что финикийцы - это генетически и семантически те же ханаанеяне, но жившие на побережье и имевшие свое государство.

    "ПРИШЕДШИЕ ИЗ-ЗА РЕКИ"

    Среди аморейских или шумеро-аккадских племен, пришедших в Ханаан в начале II тысячелетия, были племена, называвшие себя "иврим" и говорившие на языке, похожем на иврит. В буквальном переводе с аморейского слово "иврим" означает "пришедшие из-за реки". Многие современные историки полагают, что именно эти иврим и были первыми протоевреями, с которых начинается наша история. Однако есть и альтернативные гипотезы.

    Праотцы протоевреев принадлежали к западным семитам: амореям или аккадянам. Аккадяне - это семитские племена, жившие в Аравии, захватившие во второй половине III тысячелетия до н. э. Шумер, осевшие там и практически объединившиеся с местным населением, образовав Шумеро-аккадскую империю. Амореи - также семитские племена, но жившие в Аравийской пустыне и периодически, начиная с XX и до XV века до н. э., терроризировавшие Месопотамию своими набегами. Иврим могли быть как амореями, так и аккадянами.

    Что говорит в пользу аморейского происхождения иврим? В начале II-го тысячелетия амореи вторглись на территорию Месопотамии, Сирии и Палестины, с легкостью колонизировали их и перемешались там с местным населением. Амореи - это конгломерат множества кочевых семитских племен, среди которых вполне могло быть и племя иврим.

    Что говорит в пользу аккадского происхождения иврим? Закат тысячелетнего Шумера (1950 50 годы до н. э.), помимо всего прочего, означал, что многие наиболее энергичные и дальновидные жители Шумера, в т. ч. и обитатели шумерского города Ура, чувствуя приближение его конца, покидали родной город и уходили на запад. Одним из таких людей мог быть и Авраам, ведь, согласно Библии, он был родом из Ура, и именно из Ура он вместе с отцом, братом, женой и племянником Лотом ушел в Харан. А семитское имя Аврам вполне можно объяснить тем, что в Уре, кроме шумеров, которые не относились к семитской языковой группе, жило довольно много аккадян. Так что Аврам мог быть аккадянином. Таким образом, легенда о том, что аккадянин Аврам вместе с семьей в конце XX века до н. э. покинул свой родной город Ур, ушел в западную Месопотамию, куда в основном и шли эти переселенцы, и осел там в городе Харане, вполне жизнеспособна и логична. Косвенным подтверждением этой версии служит и библейское сказание о Всемирном Потопе. В Уре примерно в 2800-2900 годах до н. э. действительно было сильнейшее наводнение, и Аврам, как бывший житель Ура, мог сохранить в памяти это "преданье старины глубокой" и передать его потомкам. Иначе чем объяснить наличие этого исторического факта на страницах Библии?1

    ФАКТ - ВЕЩЬ УПРЯМАЯ

    Вообще, историки считают, что процесс освоения Ханаана выходцами из Аравии и Месопотамии продолжался довольно долго, несколько веков, с XX по XVII вв. до н. э., а возможно, и дольше. Отсюда вытекает, что библейский Аврам, который, как я полагаю, жил примерно в XIX-XVIII веках до н. э., мог быть как амореем, так и аккадянином. Однако и те, и другие были семиты, и их языки похожи между собой. Поскольку про аккадян в западной Месопотамии классическая история умалчивает (история Аврама - это библейская история), а амореев в государстве Мари было значительно больше, то логично предположить, что и местные, и пришедшие аккадяне и амореи, будучи все семитами, быстро перемешались друг с другом, и этот конгломерат народов сохранил название амореев, как значительно более многочисленной группы. Поэтому и библейские имена Авраам, Исаак, Иаков и т. п., упоминаемые в документах XIX и XVII вв. до н. э., в настоящее время известны именно как имена западных амореев.

    О тесной связи библейской истории с реальными историческими фактами говорит и тот археологически доказанный факт, что только в найденных в западной Месопотамии документах и только того периода (глиняные таблички, датированные теми же XIX - XVIII веками до н. э.) встречаются имена Авраама, Исаака, Иакова и некоторых его сыновей2. В это время там располагалось государство Мари, и библейский город Харан принадлежал Мари. А жили в Мари как раз аккадяне и амореи.

    Таким образом, в настоящее время историки располагают данными, позволяющими с высокой степенью точности утверждать, что древнееврейский эпос о патриархах, основывается на фактах, реальность большинства из которых вполне возможна. Более того, изучение огромных вавилонских и ассирийских архивов, результатов раскопок палестинских городов, упоминающихся в сказаниях о патриархах3, и сопоставление этих открытий с библейскими текстами, изучение принадлежности упоминаемых в Торе имен к наименованиям различных народов, живших на изучаемой территории в различные времена, - все это вместе взятое показало, что предания о библейских патриархах отражают реальные события, которые вполне могли иметь место в этом регионе в XX-XVII веках до н. э., а сами эти предания в их устной редакции принципиально могли возникнуть даже в те далекие времена. И уже после этого, как память предков, частично редактируясь, но в основном свято сохраняясь, эти предания могли передаваться протоевреями изустно, из поколения в поколение в течение многих столетий, пока, наконец, не были записаны сначала первыми писателями в XII-XI веках до н. э., затем попали в Яхвист и Элогист (варианты библейского текста) и уже окончательно отредактированы вавилонскими книжниками или Эзрой.

Соломон Майзель

1Правда, некоторые историки считают, что эта легенда пришла к евреям из Вавилона во время вавилонского плена, поскольку там есть аналогичная история. Сейчас рассудить кто прав не представляется возможным.

2В отличие от палестинцев, которые писали чернилами на пергаменте, жители Месопотамии выдалбливали или выцарапывали свои тексты на глине, поэтому они сохранились гораздо лучше.

3К сожалению, письменных документов в палестинских находках мало, так как палестинцы писали тушью на хрупких глиняных черепках, которые во влажном палестинском климате рассыпались; а если даже некоторые черепки чудом сохранились, то надписи на них, сделанные тушью, все равно стерлись настолько, что их уже невозможно прочесть.

Сайт создан в системе uCoz