"Народ мой" №14 (378) 31.07.2006 - "Некуда" №7 (84), июлю 2006

Библейская история

Продолжение. Начало в №№ 8, 9, 11, 12 за 2005 год и в №№ 1-3, 5, 6 за 2006 год

ТОРСКИЙ ПЕРИОД

СОВРЕМЕННЫЕ ВЕРСИИ

    ИЗ АМОРЕЕВ В ЕВРЕИ

    Вернемся в XIX-XVII века до н. э. Жили иврим племенами по несколько десятков, сотен, редко тысяч человек во главе с шейхом. Питались мясом и молочными продуктами. Для одежды и обуви тоже использовали шкуры животных. Когда у племени появлялся шанс осесть, оно оседало. Однако скотоводство постоянно толкало к поиску новых пастбищ, и приходилось идти дальше. Интересно отметить, что Авраам попал в Ханаан примерно в это же время (начало XVIII века до н. э.), причем "в доме его имелось 318 рожденных здесь хорошо обученных слуг". Так что не исключено, что он мог быть одним из таких ивримских шейхов, и это вполне материализует библейскую легенду, хотя и не соответствует ее букве. Кочевые племена, в т. ч. иврим, мигрировали, и, конечно, некоторые из них могли переселяться из Месопотамии в Сирию или Ханаан и наоборот. Думается, этот факт сыграл решающую роль в первом заселении Ханаана племенами иврим.

    Одновременно с переселенцами из Мари или даже чуть раньше территорию Сирии и Ханаана оккупировали и довольно активно колонизировали другие иммигранты-кочевники - амореи из Аравии. В свое время из-за аморейской агрессии против Шумера и начался исход аккадян из Ура. Амореи тогда атаковали и сирийско-палестинские земли. Так что если Авраам был аккадянин (что соответствует библейской версии), то от чего он ушел, к тому и пришел. А если он был аморей, то аравийские амореи были свои. Однако я полагаю, что в то время для Авраама это уже не имело значения.

    КУДА ПРОПАЛИ ИМЕНА?

    Изучая марийские документы, историки обратили внимание на то, что позднее XVII века до н. э. имена патриархов из них исчезли. Это косвенно подтверждает тот факт, что до XVII века эти люди окончательно ушли из Мари и, возможно, переселились в Ханаан. Но нет этих имен и ни в одной из других библейских книг, кроме Бытия, где они принадлежат только самим патриархам, а это тоже XIX-XVII века до н. э. Отсюда следует, что и в Ханаане эти люди реально могли жить только в XIX-XVII веках до н. э. Вероятно, факт исчезновения этих имен в XVII веке до н. э. связан с переселением племени Иакова в XVII веке до н. э. из Ханаана в Египет. Хронология совпадает. Получается, что единственным носителем этих нескольких имен была очень небольшая группа людей. И тогда удивительно, что их переселение так радикально повлияло на ономатологию целого региона. Таким образом, можно предположить, что имена эти в действительности были не именами конкретных людей, а именами целых родов и племен. Тогда какой-нибудь переворот в племени аврамитов, например, со сменой вождя мог изменить имя этого племени, а уход племен Иакова и, скажем, Вениамина в Египет, исключив эти племена из числа ханаанских племен, одновременно исключал их из числа ханаанских имен.

    ПАТРИАРХИ - ЭТО ГОРОДА!

    В качестве археологического подтверждения этой гипотезы и ее продолжения приведем отрывок из книги З. Косидовского "Библейские легенды", в которой рассказывается об обнаружении в этом районе огромного царского архива государства Мари, состоящего из тридцати трех тысяч текстов (документы датируются XIX-XVIII вв. до н. э.): "Из этих табличек мы узнали, что население Мари составляли племена амореев. В состав государства входил также город Харан… Когда ученые начали расшифровывать хроники, рапорты и переписку государства Мари, обнаружилась удивительная вещь: упоминаемые в этих документах названия городов Нахур, Фаррахи, Сарухи и Фалеки поразительно похожи на имена родственников Авраама - Нахор, Фарра, Серух и Фалек. Кроме того, там говорится о племенах Авам-рам, Иакоб-эль, Изр-эль и даже о племени Вениамин… Не подлежит сомнению, что имена Авраама, его внука Иакова и самого младшего из сыновей Иакова, Вениамина, находятся в непосредственной связи с названиями этих племен. Кстати, стоит напомнить, что тестя Нахора в Библии зовут Харан; таким образом, мы и здесь видим полное совпадение имени человека с названием города. В переселении аморейских племен, несомненно, принимали участие и предки будущих евреев. Об этом свидетельствует факт, что первоначально они жили в Уре, а потом переселились в Харан".

    Конечно, в этой гипотезе определенная натяжка есть. О том, что эти люди пришли из Ура, в табличках не сказано. Но то, что предки протоевреев жили в Харане, документально запротоколировано. И это уже точка отсчета. А из Ура они или из Аравии, уже не так важно. Евреям, может быть, приятнее считать, что они ведут свой род из Ура - так древней, да и получаемся тогда мы потомками Ноя. Принципиально в этих рассуждениях то, что в Западной Месопотамии, в марийском городе Харане, в XX-XVIII веках до н. э. действительно жили люди и даже целые племена и роды с именами библейских патриархов, а в других местах и в другое время такие имена не встречались. И то, что эта информация совпадает с библейской, очень сильно повышает доверие к ним обеим.

    БЕЗУДЕРЖНЫЙ ПОТОК СЕМИТОВ

    Далее З. Косидовский развивает свою мысль: "В результате этого открытия напрашивается следующий вывод: имена патриархов - это в действительности названия племен или городов, основанных или же завоеванных этими племенами. Таким образом, Авраам, например, - это мифологическое олицетворение одного из племен, прибывших в Ханаан из Месопотамии. В его лице народная память воплотила историю племени, перекочевавшего в новую страну. Лингвистический анализ клинописных табличек из Мари доказал, что протоевреи по своему происхождению были очень близки к амореям (или аккадянам1 - С. М.) и даже составляли одну из их этнических ветвей. В древние времена (XX-XIX века до н. э. - С. М.) от Персидского залива двигалась в северном направлении мощная волна миграции семитских племен, известных под названием амореев. Их безудержный поток продвигался вверх по Евфрату, вытесняя шумеров, и занял почти всю Месопотамию. На развалинах покоренных маленьких государств амореи создали многочисленные собственные государства, которые в конце концов сплотил в единую крупную державу самый выдающийся из аморейских царей - Хаммурапи".

    ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ

    Однако не факт, что все амореи дожидались Хаммурапи. Он правил в Вавилоне в первой половине XVIII века до н. э., примерно в 1792-1750 гг. до н. э. Многие, в частности племя аврамитов, по различным соображениям, в том числе и религиозным, могли покинуть Харан и раньше, например, в середине или даже в начале XIX века до н. э., и тогда в принципе верное продолжение мысли З. Косидовского для этих племен теряет смысл: "В более позднюю эпоху с севера вторглись на территорию Месопотамии племена несемитского происхождения (наступала эпоха лошади - С. М.). Теснимые ими семитские племена отступали на юго-запад. Во время этой новой миграции арамеи заняли Сирию, а моавитяне, аммонитяне и эдомитяне2 поселились в западном и южном Ханаане. Несколько позднее туда прибыло племя аврамитов, причем из Библии следует, что причиной его переселения послужили какие-то конфликты религиозного характера".

    ХРОНОЛОГИЯ И ТОПОГРАФИЯ

    Конечно, такое продолжение, предложенное З. Косидовским, возможно. Более того, в некоторых книгах поддерживается и аргументируется именно эта точка зрения, что протоевреи появились в Ханаане в XVIII веке до н. э.3 Однако позволим себе несколько расширить вышеназванный интервал, сдвинув начало этого переселения на 120-130 лет вперед. Действительно, в случае если первые эмигранты из Харана пришли в Ханаан после Хаммурапи, то и приход аврамитов туда оттягивается в лучшем случае до второй половины XVIII века до н. э. (ведь Хаммурапи умер в 1750 г. до н.

Соломон Майзель

1Выше я писал, что некоторые аккадяне вполне могли слиться и перемешаться с амореями и стать единым целым.

2Я бы назвал этих переселенцев предками моавитян, аммонитян и эдомитян - протомоавитянами и т.д.

3В книге И. Р. Тантлевского приводится библейский ориентир, позволяющий определить время прихода Авраама в Ханаан. Авраам жил в Хевроне, а "Хеврон был построен семью годами позже Цоана, города Египетского". Цоан, как пишет И. Р. Тантлевский, был основан в 1730 г. до н. э. (откуда у него эта информация?). Принятие этого ориентира смещает появление Авраама в Ханаане с XIX века до н. э. до 1738 года до н. э. и, соответственно, сдвигает появление израильтян в Египте с учетом продолжительности жизни Исаака и Иакова до начала XVI века до н. э., т. е. до времени, близкого к закату гиксосской эпохи, что, по моему мнению, несколько противоречит исторической логике. Может быть, все-таки Цоан был построен раньше? Или Исаак с Иаковом жили поменьше?

Сайт создан в системе uCoz