"Народ мой" №16 (380) 30.08.2006- "Некуда" №8 (85), август 2006

"Человек - тема модная"

ЗАМЕТКИ О XVI КИНОФЕСТИВАЛЕ "ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ"

    ДЕНЕГ НЕТ? ДЕНЬГИ ЕСТЬ!

    C 19 по 28 июля в Петербурге в Доме кино и кинотеатре "Родина" с опозданием на месяц прошел очередной, XVI по счету, международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов "ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ". Задержка эта была связана с петербургскими фестивально-финансовыми играми, которые в итоге все-таки разрешились в пользу "Послания к человеку", ибо он у нас один такой. Зато взлелеянному рудинштейновскому детищу под оригинальным названием "Санкт-Петербург" не повезло. Его открытие перенесено аж на год, поэтому заявление полит.ру о том, что "Послание к человеку" вошло "в состав "Санкт-Петербурга" из-за безнадежной финансовой ситуации" оказалось чересчур скоропалительным. Вряд ли стоит недооценивать самостоятельные возможности директора фестиваля М. С. Литвякова и его шустрой команды. Пресс-конференцию, посвященную открытию фестиваля, Литвяков сразу же начал с животрепещущего вопроса, успокоив журналистов: "Вопрос о финансировании решен". Кстати, ведущей ежедневных пресс-конференций неизменно была звезда питерского ТВ Марианна Баконина.

    ГЕРЦ И ГЕРЧИКОВ

    Представительным было и жюри фестиваля. Председателем жюри Международного конкурса стал выдающийся кинодокументалист, несколько лет назад переехавший из Риги в Иерусалим, 80-летний, но очень моложавый мэтр Герц Франк, в детстве получивший традиционное еврейское образование и чудом переживший Холокост.

    Также в состав жюри вошел режиссер и художник Рустам Хамдамов, признанный в Париже лучшим художником мира 1991-1996 годов. Его полотна есть в коллекции Эрмитажа, он лауреат премии "Культурное достояние России" и даже друг солиста "Иванушек" Олега Яковлева, у которого тоже на стенах висят картины мастера (в день открытия фестиваля МузТВ как раз показало программу "Напросились"). Однако на сайте 812.ru Санкт-Петербург с Хамдамовым церемониться не стали, одним махом (или чем?) сделав его Хаматовым! Хорошо что не Чулпаном. Повесив у себя статью о "Послании…", они дали ссылку на Фонтанку.ru. Но на Фонтанке знают, кто такой Хамдамов. 812.ru слово в слово перепечатал статью, исправив лишь фамилию Хамдамова.

     Председателем жюри Национального конкурса документального кино "Окно в Россию" стал вице-президент Гильдии неигрового кино, генеральный продюсер киностудии "Телемост" Владимир Герчиков. На пресс-конференции он замечательно сказал о подведомственном ему искусстве: "Страна у нас большая. Снимаем мы много фильмов. Иногда среди них попадаются хорошие".

     Кто-то из журналистов спросил: "Есть ли в программе фестиваля фильмы, в которых звучат модные темы?" Вопрос, конечно, довольно-таки странный, но Герц Франк в ответ произнес очень точный афоризм: "Модная тема - это человек".

     Рассуждая о том, каким должно быть документальное кино, Франк заметил: "Я бы хотел судить о фильмах с той точки зрения, насколько они привносят в мир тайны. В этом задача любого искусства". По этому поводу у членов жюри разгорелась минидискуссия. В частности, немецкий кинокритик и киновед Ханс Шелегель говорил совершенно обратное. На что Франк снова афористично возразил: "Вы патологоанатом - я доктор". Впрочем, афоризм вряд ли можно назвать удачным, поскольку доктор тоже не должен создавать никаких тайн.

Сестры в законе
Яптик Хэсе
Сцена
Темная ночь

    ЭТНОГРАФИЯ РУЛИТ!

    И Франк, и Герчиков уже участвовали в разные годы в жюри фестиваля "Послание к человеку". И тем страннее выбор главных призовых лент. Фильмы, признанные лучшими, выигрышно бы смотрелись на каком-нибудь этнографическом кинофестивале, где оценивалось бы достойное освещение жизни, нравов и преданий разных народов мира. Два из них и в самом деле неплохие, а два абсолютно невнятные.

     Гран-при получил длинный документальный фильм производства Великобритании "Сестры в законе" (реж. Ким Лонгинотто и Флоуренс Айси). Он с обстоятельнейшей подробностью рассказывает о том, как работают женщины-юристы в небольшом камерунском городе Комбо, о том, как камерунские женщины борются за свою независимость, о том, как страдают камерунские дети, попадая в лапы к жестоким камерунским родственникам. Мы видим камерунские улицы, камерунские дома, камерунскую бедность… Все это действительно интересно. Но раньше, помнится, подобные сюжеты, только гораздо компактнее, показывали в передаче "Международная панорама" - и никто не давал им никаких призов. Тем более Гран-при. Весь фильм сделан без малейшей выдумки: киноповествование развивается поступательно, две основные сюжетные линии постоянно сменяют одна другую, чтобы зритель не уставал. Чем все заканчивается? Добродетель торжествует, злой муж наказан разводом, злая тетя посажена в тюрьму и раскаялась. Свободу женщинам Камеруна! Остается вопрос: почему Гран-при?

     Лучшим короткометражным документальным фильмом назван "Яптик-хэсе" Эдгара Бартенева. Про ненецких оленеводов, живущих на Ямале. И вот эти ненецкие оленеводы пасут своих оленей, и вот они переправляются через реку, а вот режут несчастного олешка и пожирают сырое мясо, измазываясь кровью, особенно дети. А вот бабушка, которой 100 лет, а вот дедушка, которому 90. На протяжении фильма не произносится ни одного слова, но он снабжен остроумными замечаниями авторов, появляющимися в титрах на русском и английском языках - чтобы всем было понятно. Яптик - это типа фамилия семьи, а хэсе - это дух-хранитель. Все это, конечно, очень интересно и вполне годится для передачи "Клуб кинопутешествий". И вновь хочется спросить: и чем все заканчивается? что же произошло в кино? А ничего: живут себе ненцы - и, слава Богу, дальше им ничего не грозит. Но причем здесь лучший фильм?

     Лучшим игровым предложено считать скучнейший аргентинский фильм "Стены" (реж. Густаво Таретто). Наверное, и здесь сыграл свою роль этнографический азарт жюри. Если у предыдущих двух фильмов был именно этнографический замысел, то в этом замысел был "человеческий": депрессивные парень и девушка тянут волынку в интернете. Но у нас-то весь этот латиноамериканский кисель смотрится как экзотика. Так что до кучи. В начале фильма, кстати, рассказывается об особенностях беспорядочной архитектуры Буэнос-Айреса - в общем, туда же, в "Клуб кинопутешествий". Название, конечно, зело символическое: стены, разделяющие этих двух несчастных, не пробиться, не встретиться и все прочее.

     Лучшей анимацией названа английская "Правдивая история о Сони Бине" (реж. Элизабет Хоббс). Этот акварельный мультик с совершенно размытой и неясной картинкой иллюстрирует древнюю шотландскую сказку о сыне-людоеде, мать которого тоже оказывается из рода людоедов, но всю жизнь это скрывает и питается, видимо, совсем не подходящей для нее пищей. А сын этот давно уже ушел из дома, и умирающий старик-отец просит жену разыскать его. Ну, собственно, мать его находит и узнает, что он совершает положенные ему по рождению непотребства, поэтому и свалил давным-давно из дому, чтобы не расстраивать папу с мамой. Ну, и что же скорбящая мать? Правильно, она в наказание съедает своего ненаглядного Сони. Чем не этнография? Самая настоящая!

    "ТЕМНАЯ НОЧЬ"

    С дебютами ситуация обстояла лучше. Призы были вручены ярким и остроумным фильмам. Также несколько замечательных фильмов получили специальные призы. Так, Сергей Фридман получил Приз ассоциации "Dan revival projects" за лучший операторский дебют в остросюжетной израильской короткометражке "Темная ночь" бывшего петербуржца Леонида Прудовского. Трое израильских солдат подрываются в джипе на мине. Один погибает, а двое других оказываются в неизвестном арабском городе и попадают в дом к семейной паре. Выясняется, что беременная жена русская, из Ленинграда, а муж ее учился там в медицинском институте. Кругом злые арабы ищут в ночи оставшихся еврейских ребят. У жены схватки. Мобильный не работает. Один израильтянин ранен. Другой говорит по-русски и поет "Темную ночь": его увезли в пятилетнем возрасте из России. В итоге мобильный реанимируется, муж-араб и израильтянин-сабра друг друга убивают, "русский" оттаскивает жену к другому арабскому дому, и убегает к подоспевшим на помощь своим. Прекрасное кино, вполне достойное приза за лучшую игровую работу.

    СЦЕНА И ЖИЗНЬ

    Израильская тема была продолжена в работе Петра Мостового (тоже бывшего петербуржца) "Сцена". Эта документальная кинолента демонстрировалась не только на конкурсном показе в кинотеатре "Родина", но и в Еврейском Санкт-Петербургском общинном доме (ЕСОД). Этот фильм мог бы получить и Гран-при, и приз за лучший полнометражный документальный фильм, настолько он был хорош. "Сцене" достались приз имени Павла Когана "За верность себе и сохранение традиций ленинградской киношколы" и Приз дирекции кинофестиваля "За доброе и светлое восприятие мира и любовь к людям".

     "Сцена" рассказывает о том, как в Израиле набирали артистов в репатриантский театр "Кабаре" и что из этого получилось. Фильм можно условно разделить на две части: в первой перед комиссией проходят самые разные люди, с большим или меньшим успехом показывающие свои сценические умения, а во второй уже отобранные артисты репетируют будущий спектакль. Финал фильма - рождение театра.

    ХЕЛОМСКИЕ МУДРЕЦЫ

    Если говорить о еврейской составляющей фестиваля, то стоит упомянуть и о забавном мультике Ирины Литманович "Хеломские обычаи" по стихотворению Овсея Дриза, иллюстрирующем один из анекдотов о Гершеле Острополере и жителях местечка Хелом. Сначала были мыши, потом кошки, потом собаки. И все они заполоняли город и житья от них не было. Что же делать? Решать еврейским мудрецам, ищущим советы в Святых Книгах.

     Был и фильм о Евгении Рейне "Берега Рейна" (реж. Борис Караджев). Жюри оставило этот фильм без внимания, однако фильм - очень точное попадание в одного из лучших ныне живущих русских поэтов. Рейн и сам не устает повторять эту мысль. Очень, кстати, по-еврейски. "Женя, ну сколько можно тебя учить читать стихи? Избавляйся от этих интонаций!" "Хорошо, - отвечает Рейн жене, - в следующий раз мы снимем фильм "Надежда Рейн читает стихи мужа". А еще в Амстердаме ему на два часа открыли музей Рембрандта, так как Евгений Борисович сказал, что хочет посмотреть, в надлежащем ли состоянии находятся картины его предка ван Рейна. Вот вам и Хелом!

     Особо надо сказать и о ретроспективе фильмов Герца Франка. К сожалению, "по техническим причинам" не был показан один из его самых последних фильмов "Человек Стены Плача". Однако "Флэшбек" - о себе режиссере, о себе человеке, о себе еврее - технические причины обошли стороной. Фильм с присущей Франку внимательностью, философичностью, вдумчивостью рассказывает о детстве мастера, о его родном латвийском городке Лудзе, о его теперешней жизни в Израиле. Немалую роль, кстати, играет и голос автора за кадром - голос мудрой, глубокой личности, знающей о мире нечто, ту самую тайну, которой и полны фильмы Герца Франка.

Леонид Гельфман
Сайт создан в системе uCoz