"Народ мой" №17 (381) 14.09.2006

Ощущение присутствия

     Во многих работах по иудаизму высказывается мысль, что одним из атрибутов веры является "ощущение присутствия". Поскольку в той или иной форме это ощущение (не обязательно того объекта, который имеет в виду религия) знакомо, наверное, почти всем, мы - вне зависимости от принадлежности к какой-либо конфессии - можем обсудить эту проблему. Разумеется, обращаясь к теме, я имею в виду некую цель, некую пользу, которую мы, если сумеем, извлечем. Как извлек ее я.

     Прежде всего, откуда берется в человеке это ощущение? Если оно возможно у почти любого человека, значит, исток его в очень ранней юности: взрослая жизнь у разных людей очень разная. Мне кажется, что корни "ощущения присутствия" - в младенчестве, и это компенсаторный механизм, развивающийся в первые недели или месяцы жизни, - когда ласковая мама с теплым молоком исчезает сначала на пять минут, потом на час и т.д.

     Ну а потом - свято место не бывает пусто - в роли, как ехидно назвал это Пелевин, "встроенного напоминателя" обнаруживаются любимый начальник, родная партия, комвзвода, а то и блоковый... Видимо, кстати, именно поэтому верующие оказывались более стойкими в лагерях - у них это место, место внутреннего голоса и глаза, было уже занято. К слову сказать - не знаю, как вы, а я предпочел бы иметь дело с "внутренним прокурором" (как назвал его опять же Пелевин), а не "внешним". У "внутреннего прокурора" есть свои недостатки: например, он неподкупен. Зато я знаю, что он прав.

     Как проявляется это ощущение присутствия? Внимательно посмотрев внутрь себя, можно увидеть примерно следующее. Во-первых, имеет место внутренняя реакция, некие ощущения. Это может быть страх, отвращение, радость, интерес, восхищение, любовь, трепет и т.д. Я не утверждаю, что перечислил все, и даже не утверждаю, что эти понятия независимы. Например, лишь пятая часть психологов относит любовь к базовым эмоциям, остальные считают ее комбинацией других. Вообще, построение системы независимых понятий в пространстве ощущений или эмоций - дело темное. По крайней мере, у профессиональных психологов нет единого мнения по этому естественному и фундаментальному вопросу. Однако все перечисленные выше эмоции существуют и могут быть вызваны независимо, то есть каждая из них может существовать без других. Сделайте паузу, загляните внутрь себя, убедитесь...

     Христианское и иудейское отношения к "ощущению присутствия" имеют важное отличие: там, где в христианстве стоит "страх", там у иудеев стоит "трепет". Поскольку этот "трепет" - явно не базовая, не элементарная эмоция, она требует пояснения, и наши мудрецы это разъяснение дают, подчеркивая различие страха и трепета. Заметить же эти различия на уровне практического словоупотребления (по крайней мере, в интернете...) проще простого. Рядом со словом "Бог" слово "страх" встречается в 30 раз чаще, чем слово "трепет", а рядом со словом "Б-г" - наоборот, слово "трепет" в 1,5 раза чаще слова "страх" (во всех случаях имеются в виду слова во всех формах). Поставив трепет впереди страха (в теории и в какой-то мере на практике), иудаизм поступил в согласии с доктриной о свободе воли, но при этом уменьшил для себя возможность управления человеком. Христианство поступило иначе, поэтому в качестве государственной религии оно для государственной машины предпочтительнее. Однако люди, в среднем, не любят бояться, и поэтому побочным следствием христианской опоры на страх стало относительно большое количество христианских текстов, посвященных ему. И в значительной мере это попытки убедить читателя в том, что этот страх - он вовсе и не страх.

     Ощущения, перечисленные выше (страх, радость и т.д.), - это первый слой внутренних реакций на ощущение присутствия. Второй - внутренняя оценка: хорошо мне или плохо, нравится мне это ощущение или нет. Заметим, что из перечисленных выше только трепет не однозначен в этом смысле: его можно воспринимать по-разному - возможно, именно потому, что это не базовое ощущение. Реакция на остальные эмоции из списка очевидна. Третий слой - это внутренние действия, попытка отстроиться, уйти от ощущения или наоборот, удержать его в себе. Поэтому если ощущение присутствия вызывает страх, то психика полагает, что от ощущения хорошо бы уйти, а в случае "трепета" ситуация сложнее: возможны оба варианта.

     Это - в среднем. Но на разных людей слова "страх" и "трепет" действуют по-разному. Можно предположить, что люди, выросшие в атмосфере страха, создали внутри себя какие-то защитные механизмы, некоторые из которых мы можем отрефлектировать - например, оправдание какой-то высшей целью (вариант, использованный теми из наших отцов, кто был коммунистами). Другой вариант - фатализм (и российский, и вообще восточный). Исчезновение фактора страха должно негативно восприниматься людьми, которые сумели к нему приспособиться: выстроенный ими внутри себя защитный механизм делается не нужным. Возможно, еще и поэтому иудаизм и евреи вызывает негативную реакцию у народов Востока, изуродованных правлением тоталитарных режимов.

     Предположим, что нам по какой-то причине хочется закрепить у себя в душе "ощущение присутствия". В "авраамических религиях" для этого используется молитва, причем подчеркивается, что она не должна быть механическим повторением слов, что в нее надо "вкладывать душу". Можно предположить, что имеется в виду - в какой-то форме - ощущение присутствия, причем не обязательно зрительный образ. Например, если вы мысленно разговариваете с любимой девушкой (пардон за сексизм, но мне так проще), то вы не всегда вызываете зрительный образ - хотя это вовсе не исключается. Далее, велика ли разница между молитвой и внутренним диалогом с девушкой? Формализованный текст молитв существует, но никто не запрещает обратиться к Вс-вышнему и с личным делом.

     Мы медленно, но верно, приходим к мысли, что для закрепления "ощущения присутствия", независимо от его объекта, есть два пути. Первый - связать с объектом положительные эмоции: не страх, а трепет, не ощущение своего бессилия, а восхищение силой другого. В какой-то мере эти внутренние чувства поддаются внешнему, разумному управлению. А второй путь - внутренний диалог, при котором это ощущение возникает, а если к нему еще и стремиться - то все чаще и чаще.

     По крайней мере, когда ваша девушка спросит вас: "Ты думал обо мне?", - вы честно и откровенно ответите: "Да".

Леонид Ашкинази
Сайт создан в системе uCoz