"Народ мой" №20 (384) 30.10.2006

Слово раввина

"Шмонэ-эсрэ"

    Сегодня мне хотелось бы рассказать Вам немного про молитву "Шмонэ-эсрэ", которая называется также "Амида" и является стержнем всех трех ежедневных молитв. Ее название отражает ее строение и способ произнесения.

    Почему она называется "Шмонэ-эсрэ"? Шмонэ-эсрэ в переводе с иврита означает "восемнадцать", и в основе своей эта молитва состоит именно из восемнадцати благословений. Мы говорим "в основе своей", потому что после разрушения Второго Иерусалимского Храма к этой молитве было добавлено еще одно благословение: "И да не будет надежды доносчикам". Однако "Шмонэ-эсрэ" сохранила свое прежнее название, под которым она была известна в народе. Другая причина заключалась в том, что мы верим в наступление дня, когда исчезнет необходимость молиться о защите против доносчиков и других злодеев, и молитва снова будет состоять из восемнадцати благословений. Слово амида означает "стояние". Так называется эта молитва потому, что произносить ее необходимо стоя - ноги сдвинуты вместе, нельзя поворачиваться ни вправо, ни влево, отвлекаться от исполнения своего долга пред Вс-вышним.

    Евреи, находящиеся за пределами Эрец-Исраэль, читают "Шмонэ-эсрэ", обратившись лицом к Стране Израиля, - как сказал царь Шломо в своей молитве при освящении Храма "…и будут они молиться в сторону страны своей". Евреи, находящиеся в Эрец-Исраэль, обращаются в сторону Иерусалима - об этом царь Шломо говорит в той же молитве: "…и будут они молиться в сторону города, Который избрал Ты". А тот, кто читает "Шмонэ-эсрэ", находясь в самом Иерусалиме, поворачивается лицом по направлению к Храмовой горе - как говорит царь Шломо: "…и будут они молиться, обращаясь к этому месту, и возблагодарят имя Твое". Молиться "Шмонэ-эсрэ" надлежит шепотом, чтобы не мешать соседу, в глубоком благоговении, сосредоточив на молитве все свои мысли и чувства.

    Утром, во время молитвы "Шахарит", для прочтения "Шмонэ-эсрэ" встают с места в конце благословения, ведущего от "Шма" к "Амиде", при словах: "Хвала Б-гу Вс-вышнему, избавителю их", а, закончив его словами "...спасший Израиль", делают три шага вперед и приступают к "Шмонэ-эсрэ".

    Этому обычаю есть целый ряд объяснений. Во-первых, Тора рассказывает, что когда Моше-рабейну приближался ко Вс-вышнему, поднимаясь на гору Синай, он должен был преодолеть три препятствия, отделявших его от Шхины (Б-жественного присутствия): мрак, облако, туман. Вот так же и мы - прежде чем приблизиться к Шхине и обратиться ко Вс-вышнему во втором лице ("Благословен Ты..." - как будто Он стоит напротив нас), мы делаем три шага. Кроме того, это напоминает принятый при дворцах царей этикет: прежде, чем обратиться к царю с прошением, делают три шага, как бы выражая этим нерешительность и прося царя о соизволении выслушать просьбу. Поэтому, когда мы заканчиваем "Шмонэ-эсрэ", на словах "Устанавливающий мир в Своих высотах, Он пошлет мир нам и всему Израилю" мы отступаем на три шага назад подобно служителю, собирающемуся отойти от своего господина и выражающему тем самым просьбу о позволении сделать это.

    В течение молитвы "Шмонэ-эсрэ" кланяются лишь в начале и в конце первого благословения и в начале и конце восемнадцатого ("Благодарим..."). Галаха не только точно указывает, где в молитве нужно кланяться, но и каким образом: плотно сжатые колени слегка сгибают при слове "благословен", с которого начинается "Шмонэ-эсрэ", при слове "Ты" верхнюю часть туловища наклоняют вперед, а при произнесении имени Вс-вышнего следует полностью выпрямиться. Так указывают мудрецы наши: "Когда кланяются - кланяются при слове "благословен", а когда выпрямляются - выпрямляются при упоминании имени Вс-вышнего".

     В соответствии с принципом "прежде, чем молиться, человек должен восхвалить Вс-вышнего", первые три благословения "Шмонэ-эсрэ" посвящены восхвалению Вс-вышнего. Три последних благословения - это выражение благодарности Вс-вышнему (хотя и в них тоже содержатся некоторые просьбы, например, "и восстанови службу в Святая Святых Твоего Храма" или "даруй мир, добро и благословение").

Главный раввин С.-Петербурга
Менахем-Мендл Певзнер
Сайт создан в системе uCoz