"Народ мой" №20 (384) 30.10.2006

Раввин Кахане - человек-символ

     Один мой знакомый, студент крупнейшего израильского университета, пару лет назад попытался взять в библиотеке вуза материалы о раввине Меире Кахане и его движении. Его интересовали, естественно, и работы самого создателя Лиги еврейской самообороны и лидера запрещенной "ультраправой" партии КАХ. Мой товарищ был очень удивлен реакцией на запрос. От него, со страшными глазами, потребовали сдать удостоверение личности и пояснить причины, по которым ему нужны "эти" книги. Как выяснилось, чтобы получить "крамолу" на предмет изучения, необходимо разрешение, так сказать "свыше", ибо книги лежат в спецхране. Решив, что ему не нужно лишних проблем, студент отказался от замысла получить книгу самого раввина. Он решил удовольствоваться комментариями. Среди них попались совершенно шокирующие экземпляры, и некоторые из них он мне показал. Опус, принадлежавший перу виднейшего специалиста в отрасли еврейского религиозного фундаментализма, профессора Эхуда Шпринцака, перечислял причины появления в Эрец-Исраэль сего страшного явления. Одной из причин профессор Шпринцак называл паранойю. Он обосновывал этот тезис высказываниями раввина Кахане. Кажется, статья, о которой шла речь, была датирована 1985 годом. Один абзац запомнился мне почти дословно.

     Раввин писал, что не пройдет и десяти лет, как левая израильская элита примется поддерживать создание на территории Иудеи, Самарии и сектора Газа независимого палестинского государства. Что журналисты станут основными пропагандистами этой идеи, проводя намеренную политику демонизации поселенческого движения. Что ультралевые организации, находящиеся за рамками консенсуса (повторяю, статья написана в 1985 году), станут вполне приемлемыми для публики, и их идеи будут восприниматься как вполне естественные и легитимные. Борьба за общественное мнение, по словам раввина Кахане, превратится в простое промывание мозгов, базирующееся на усталости от войны, сомнительности ценности еврейской земли и аморальности "гнета и покорения" другого народа, якобы имеющего здесь исторические права. Одним из средств борьбы будет разделение народа на узкие секторы, имеющие собственные интересы и не способные координировать свои действия в политической борьбе за единство Страны Израиля.

     Комментарии профессора Шпринцака (от 1989 года) к идеям раввина Кахане были предельно коротки: паранойя есть паранойя - этого никогда не будет, ибо никогда этого не может произойти. Моя реакция была вполне предсказуемой. Меня заинтересовали "страшные" книги раввина. Я с большим трудом достал книгу "Никогда больше", написанную Кахане в 1971 году. Читая первые страницы, я оставлял закладки, помечая интересные моменты, но где-то на 30-й странице понял, что закладок мне явно не хватит. Не имея возможности отксерокопировать всю книгу, я снял копии с избранных страниц. Хотел бы привести для читателей несколько цитат.

     "Я знаком с евреями, сидевшими в тюрьмах за то, что они боролись за права негров, пуэрториканцев, мексиканцев и индейцев. Я знаком с раввинами, которые отправились в тюрьму ради того, чтобы негры имели равные возможности при приеме на работу и при поступлении в университеты. Я знаком с евреями, которые не могут спать по ночам, переживая все страдания человечества, но еврейские несчастья проходят мимо них. Но я не слышал о еврейских лидерах, чья боль об их замученных братьях оказалась бы столь сильной, что они готовы были бы нарушить закон с целью заставить мир прислушаться к стонам несчастных. Но я не слышал о еврейских лидерах, которые, увидев, что все законные средства воздействия исчерпаны, а совесть требует продолжать борьбу, решили бы приковать себя цепями к воротам Белого дома, оказаться в тюрьме и тем самым заставить мир встрепенуться. Я не слышал о раввинах, которые вспоминали тогда слова Торы: "Не стой безучастно при виде крови ближнего твоего".

     "Так ли уж огорчает нас тот факт, что героев современной еврейской молодежи зовут Фидель Кастро, Че Гевара и Хо Ши Мин? Действительно ли мы огорчены тем, что молодые евреи ничего не знают о Дове Грунере, Шломо Бен-Йосефе или Элиягу Хакиме? Наша молодежь восхищается повстанцами всех сортов, не подозревая даже, что всего пару десятков лет назад существовало и сражалось за свободу еврейское боевое национально-освободительное движение".

     "Куда приятнее тешиться иллюзиями, нежели смотреть правде в глаза. Мы оттягиваем визит к зубному врачу, а дупло в зубе все расширяется. Именно так ведет себя сегодня еврей".

     "В свое время Адольф Гитлер опубликовал книгу, в которой детально описал свой план искоренения всех человеческих ценностей. Но мы отказывались взглянуть правде в лицо, наши иллюзии росли столь же быстро, сколь его силы, а наше бездействие, наш умственный паралич прогрессировал так же быстро, как и наши иллюзии".

     "Обратившись к еврейской истории, мы увидим, как вели себя в подобных ситуациях наши предки, мы найдем ответ на вопрос, подобает ли еврею применять силу. Мы увидим, что ради защиты высших принципов, ради сохранения законов, которые дал нам сам Вс-вышний, наши предки были готовы к бескомпромиссной войне - и к применению силы... если бы иудаизм действительно призывал к непротивлению злу, рассматривая мир и дружбу в качестве высшей ценности... то сегодня в мире было бы во много раз меньше евреев, в том числе евреев-пацифистов".

     "Тора рассказывает нам, как поступил Моше-рабейну, увидев, что египетский надсмотрщик избивает раба-еврея. Он не стал создавать комиссию по расследованию антисемитских инцидентов в Египте и организовывать египетско-еврейскую конференцию по обсуждению вопроса... Моше-рабейну убил того египтянина".

     "Пока не наступила еще пора благоденствия, мира и согласия, мы обязаны руководствоваться правилом Талмуда: "Если кто-то пришел убить тебя, - убей его".

     "Когда арабские террористы убивают безоружных евреев - детей, женщин, мы удостаиваемся симпатии окружающего мира. Причем если погиб один еврей - симпатия бывает довольно умеренной, погибли двое - симпатия возрастает, погибло шесть миллионов - весь мир буквально охвачен сочувствием к нам! Вот он - путь завоевания всеобщей любви к еврейскому народу!"

     "Все те миротворцы, которые требуют от Израиля пойти на уступки, обязаны знать, что в 1948 году мы уже пошли на 6000 "уступок": шесть тысяч евреев погибли в той войне - Войне за независимость, когда никто не был готов прийти к нам на помощь... К ним прибавились 600 "уступок" 1956 года и 800 "уступок" 1967 года. Достаточно уступок! Достаточно могил на военных кладбищах!"

     Можно продолжать цитировать его бесконечно. Шестнадцать его книг и сотни статей стали основой для всех, кто вообще задавался вопросом - а что же такое еврейская национальная идея? В 1984 году раввин Кахане был избран в израильский кнесет. Это вызвало волну истерических воплей со всех сторон политической карты Израиля. Закончилось это тем, что кнесет принял специальный закон, позволивший объявить возглавляемую Кахане партию КАХ не имеющей права на существование. Это было связано с тем, что раввин считал, что арабы-граждане Израиля являются "пятой колонной" и требовал ограничить их гражданские права, а то и выселить их за пределы государства. Из материалов Исследовательского центра Ван-Лир, кстати, следует, что если бы его партия не была запрещена, то на следующих выборах она получила бы не менее восьми мандатов в кнесете.

     Однако Меир Кахане продолжил свою борьбу за еврейскую свободу и не признавшее его еврейское государство. 6 ноября 1990 года, в коридоре одной из нью-йоркских гостиниц прозвучали выстрелы. Раввин Меир Кахане, беседовавший по окончании своей лекции с группой евреев, был убит стрелявшим в него в упор арабом.

     Cуд признал стрелявшего виновным, но позже обвинение в убийстве с него было снято, он был признан виновным лишь в соучастии. Убийца принадлежал к группировке "Исламский джихад", взорвавшей три года спустя здания-близнецы Мирового торгового центра в Нью-Йорке (при взрыве погибло более 150 человек) и планировавшей убийство американского сенатора д`Амато, также теракты на двух нью-йоркских туннельных автострадах.

     Раввин Кахане был похоронен на Хар ха-Менухот в Иерусалиме. В похоронной процессии приняли участие более ста тысяч человек. Это была была самая большая похоронная процессия в истории Израиля (включая новейшую).

     Этот человек стал символом. Для одних - символом еврейской чести, еврейской борьбы за свободу, еврейской любви к своему народу. Для других - символом ненависти, злобы и бесчестья.

     Но ни для кого он не является символом бессилия.

     А в нашей столице продолжают взрывать бомбы...

Д. Куми
maof.rjews.net/article.php3?id=1202&type=o&sid=23
Сайт создан в системе uCoz