"Народ мой" №22 (386) 30.11.2006

Нечто еврейское и учебники о нем

     Время от времени и текст от текста возникают вопросы: "Существует ли еврейский бизнес?" или "Существует ли еврейская физика?". Вопросы "Существует ли еврейская история" или "Существует ли еврейская демография?" не возникают. Почему? Есть физика, есть химия, биология, история, демография, бизнес и т.д. - области деятельности. Есть объект деятельности, причем физика и химия евреев вроде бы ничем не отличаются от физики и химии ханты, мансийцев и банту. История и демография - разумеется, отличаются, причем они тесно связаны с историей и демографией других народов. Другой слой - кто действует в этой области деятельности - физик-еврей, еврей-бизнесмен и др. И есть еще слой, назовем его "позиция" или "идеология" - мысли того, кто действует в этой области, по поводу своей деятельности.

     Физика и химия евреев отличаются от физики и химии других народов. Средний вес евреев заметно отличается от среднего веса американцев, а рост - от японцев. Но когда, для каких задач существенно это различие? Они очевидны: ну, например, определение медицинской политики государства или завоза обуви в магазины - задачи эти понятны и не слишком интересны. Или, скажем, различия в чувствительности к некоторым лекарствам. Поэтому о химии того или иного народа говорить уже почти можно, хотя точнее было бы о биохимии или фармакологии.

     Итак, есть область деятельности, есть ее объект, которым могут быть евреи, есть те, кто делает, действует, есть средства, на которые ведется деятельность, если это не бизнес, а, скажем, наука, и есть позиция - идеология. Остается обратиться к идеологии и разделить деятельность на несколько групп. Первая - это деятельность прямо и сознательно в интересах народа - ее мы, наверное, вправе назвать еврейской. Вторая группа - это деятельность не "сознательно для", а просто связанная с интересом, уважением, приязнью и т.п. к нашему народу. Когда человек изучает историю евреев не потому, что нужна же была тема для диплома, а потому, что у него любимая девушка - еврейка. Эту деятельность тоже можно, как мне кажется, назвать еврейской, хотя и с некоторой натяжкой.

     Третья группа - это деятельность, которая лишь случайно оказалась связанной с нами. Ну, досталась такая тема для диплома... На это можно немедленно возразить, что важно не кто и почему, а что сделано. Но жизнь показала, что это зависит именно от мотива, от "любимой девушки". И если у человека есть выраженный доброжелательный интерес, то и деятельность получается полезной. В глубине идеологии есть еще такая деталь, на важность которой обратил мое внимание С. Августевич, - чувство ответственности. Чувство, что именно я или именно мы отвечаем за эту деятельность, за этот народ, за эту историю. Можно сказать, что признаком "еврейского" является роль явления в жизни нашего народа. При таком определении оказывается, что еврейские физика, биология, бизнес и т.д. могут делаться и не евреями, и, не имея своим объектом евреев, не на еврейские деньги и не имея соответствующей идеологии. Другое дело, что корреляция есть, и очень сильная.

     Но важнее всего, как ни странно, последний признак - кто выделяет деньги (фонд, государство), кто уделяет внимание, кто помогает. Потому, что это - материальное выражение идеологии и потому, что это - усредненные, интегральные мнение и позиция. Поэтому мы обращаемся к идеологии (почему, зачем, с какими мыслями и надеждами делают это) и ее материальному выражению - кто платит, кто поддерживает, кто помогает и заботится. Наверное, из таких или примерно таких соображений и выбирал Открытый Университет Израиля часть своих курсов - это, в основном, история. Уж наша-то история отвечает всем требованиям на 200%. К описанию некоторых курсов ОУИ мы и переходим.

    1. Главы из истории и культуры евреев Восточной Европы.

     Под этим скромным названием скрывается подробное социолого-демографическое описание - откуда взялись, как расселялись, где в итоге осели, в каких поселениях жили, каково было их правовое положение. Текст содержит большое количество конкретных исторических фактов, и поэтому его интересно читать просто как книгу. Курс состоит из четырех блоков, один целиком посвящен началу хасидского движения, один - законоучению и книгопечатанию, один - экономической и организационной стороне еврейской жизни: чем занимались, как торговали, вели ли сельское хозяйство и занимались ли ремеслами. Общий объем курса - около 350 страниц.

    2. Иерусалим в веках.

     Этот курс потрясает, прежде всего, своим объемом - около 2000 страниц. История Иерусалима - детектив, причем равно захватывающий для любого мыслящего человека: ни национальность, ни конфессиональная принадлежность, ни политические взгляды не имеют значения. По контрасту с некоторыми другими сочинениями в глаза бросается завидная добросовестность авторов: рассказано обо всех, кто "отметился" в нашем городе. (Тут вот недавно вышла книга об Иерусалиме - уж не помню автора - так этот придурок ухитрился в толстой книге ни разу не употребить слова "еврей" - обычно политизированность смешна, но тут уже нужен не юморист, а санитары.) Перечислим блоки: 1) от Иевусейского города к столице Израиля; 2) от храмового города к столице Хасмонейского государства; 3) Иерусалим под властью Рима; 4) Иерусалим в византийский период; 5) Иерусалим в первый мусульманский период (638-1099); 6) Иерусалим - столица государства крестоносцев; 7) Иерусалим под властью Айюбидов и Мамлюков; 8) Иерусалим в османскую эпоху; 9) Иерусалим в конце османской эпохи: между обновлением и застоем; и, наконец, 10) Иерусалим в период британского мандата.

    3. В дни Катастрофы

     На уровне общего представления мы из "еврейского" лучше всего знаем о Катастрофе. Поэтому 800-страничный курс "В дни Катастрофы" вызовет у читателя много ассоциаций, многое мы будем сопоставлять с читанным или слышанным ранее. Как и во всех курсах ОУИ - постоянные вопросы, как и во всех - множество фактов, цифр и документов. Авторы начинают свой курс с эллинистических, раннехристианских истоков антисемитизма и доводят рассмотрение до 30-х годов прошлого века (часть 1 - "Юдофобия и антисемитизм"), затем обращаются к Германии (часть 2 - "Подъем нацизма и формирование политики в Третьем рейхе в 30-е годы") и переходят к собственно технологии процесса (часть 3 - "Истребление евреев: вдохновители, исполнители и этапы"). Далее авторы переходят к рассмотрению еврейского сопротивления (часть 4 - "Еврейские лидеры и еврейское сопротивление") и повседневной жизни (часть 5 - "Угнетение евреев и повседневная жизнь еврейства под властью нацистов"); при этом они обращаются к некоторым, как иногда говорят, неоднозначным темам - например, к фактам сотрудничества евреев и нацистов, добросовестно излагают факты и пытаются дать им объяснение, понять их. Наконец, последняя, 6-я часть курса - "После Катастрофы".

    4. Введение в Устную Тору

     Это один из самых сложных для нашего понимания курсов. Относительно небольшой по объему (4 части, 250 страниц), он начинается с описания места Торы в еврейской жизни и истории, переходит к анализу связи между Торой Письменной и Устной, касается упоминаний последней в ТаНаХе, подробно излагает историю комментариев и комментаторов, описывает сами методы комментирования. Именно читая этот курс, переплетение еврейской истории и еврейской учености, начинаешь понимать, как действительно было свито одно с другим и на чем основывается наше название - "народ книги".

     Третья часть курса посвящена вавилонской и синхронной ей израильской частям нашей истории и, соответственно, Вавилонскому Талмуду и Иерусалимскому Талмуду, четвертая часть - периоду гаонов и мудрецов.

    5. Власть и политика в государстве Израиль

     О сверхактуальности этого курса мы можем, как это ни парадоксально, только пожалеть. Ибо любой человек, не попусту интересующийся политикой Страны, почти наверняка скажет: конечно, они герои, конечно, страна живет в чудовищных условиях, но зачем же они... - и тут последует рассказ о том, как все надо было делать. Известно же, что в политике (как и в медицине) разбираются все. Легко судить и решать, сидя по эту сторону моря и не понимая - несмотря на чтение израильских последних известий - всей сложности тамошней ситуации. Именно понять эту сложность, причем понять ее в историческом разрезе, в становлении, и помогает данный курс. Он состоит из двенадцати частей общим объемом свыше 1500 страниц и посвящен современности, начиная примерно с 20-х годов прошлого века. Основа курса - факты, порядки, нормы, установления и т.п., то есть описание структур функционирования государственных институтов. Рассмотрены истоки израильской демократии и этапы ее развития, политические партии Государства (организация и идеология), выборы и поведение избирателей, избирательная система, принятая в Государстве Израиль, анализируются ее преимущества и недостатки. Кроме того, приводятся примеры типичного поведения избирателей, средства массовой информации, связь между экономикой и политикой. Отдельная часть курса посвящена обсуждению проблем законодательства, взаимодействию государства и религии и положению арабского меньшинства.

Леонид Ашкинази
Сайт создан в системе uCoz