"Народ мой" №22 (386) 30.11.2006 - "Некуда" №11 (88), ноябрь 2006

Библейская история

Продолжение. Начало в №№ 8, 9, 11, 12 за 2005 год и в №№ 1-3, 5-10 за 2006 год

ПОКОРЕНИЕ ХАНААНА

    МИССИЯ ВЫПОЛНИМА

    На левом берегу Иордана задолго до начала агрессии в аморейские племена проникли левиты - древние миссионеры яхвизма. Всего за несколько лет до описываемых событий они уже сумели приобщить к яхвизму иудеев. Теперь аналогичную работу они повели и среди иврим. Тот факт, что Б-г израильтян подарил ханаанскую землю своим подданным и обещал помочь им в борьбе за нее, для всех жителей левобережья был настолько привлекателен, что многие из них ради этого готовы были перейти в новую веру. Нищее и голодное племя начало молиться израильскому Б-гу, чтобы задобрить его ради законного получения хорошего куска на заветной земле. А для древних людей благословение сверху на борьбу за земли, о которых мечтали еще их отцы и деды, было очень важно. Это должно было способствовать успеху левитской деятельности1.

    Можно предположить три варианта, по которым события развивались дальше.

    1. ВСТРЕЧА НА ИОРДАНЕ

     На рубеже XIII и XII веков до н. э. на левом берегу Иордана произошло историческое объединение израильтян с некоторыми племенами иврим при условии принятия последними Моисеевой веры в единого Б-га Яхве и слияния их в единый еврейский народ.

    Эта версия легко объясняет создание мощной армии Яхве, способной покорить в сравнительно короткий срок практически все крупные ханаанские города, заселить их новыми колонистами и затем довольно быстро увеличивать свое присутствие здесь путем постоянной инфильтрации новых соплеменников. Версия красивая, но вряд ли возможно представить себе такую степень сознания и межплеменного доверия в те далекие времена. Во всяком случае, подобных прецедентов древняя история не знает. И тот факт, что всего через несколько лет (через 25, по Библии) завоеванная территория была поделена на 12 самостоятельных и независимых частей и каждое племя стало жить на своей земле своей жизнью (причем не всегда дружно со своими соседями), говорит о том, что хотя многие амореи перешли в яхвизм (это, строго говоря, тоже необязательно), но объединения племен не было.

    2. ВТОРЖЕНИЕ СОГЛАСОВАНО

    На рубеже XIII и XII веков до н. э., когда ханаанские города, лишенные помощи из Египта окончательно ослабли, некоторые кочевые трансиорданские племена, в т. ч. израильтяне и амореи-иврим, вторглись на территорию Ханаана, покорили ее и через некоторое время поделили пропорционально их долевому участию в кампании. Поэтому каждое племя в период Судей было самостоятельно и иногда даже конфликтовало с соседями. Вторжение было согласовано, и захватчики действовали единым фронтом, но по разным направлениям. Поэтому они сравнительно легко и быстро покорили Ханаан. Библия отражает только действия израильтян под руководством Иисуса Навина.

    Эта версия требует от участников договоренности не меньшего межплеменного доверия и согласованности действий, чем первая, потому она и не более правдоподобна, однако хорошо объясняет сравнительно мирный характер межплеменного раздела захваченной территории.

    3. ВТОРЖЕНИЕ НЕ СОГЛАСОВАНО

    На рубеже XIII и XII веков до н. э., когда ханаанские города, лишенные помощи из Египта окончательно ослабли, некоторые приграничные кочевые племена, в т. ч. иудеи, израильтяне и амореи-иврим, в рядах которых могли быть и левиты, вторглись на территорию Ханаана, частично покорили ее, и каждое племя разместилось на занятой территории. Само это вторжение скорее всего было не совсем одновременным и совсем не согласованным, т. е. они совершили его независимо друг от друга с возможным интервалом в несколько лет. При этом они, по-видимому, были все-таки единоверцами, поскольку влияние левитов на убежденность этих племен в своей правоте было велико. Каждое племя захватило то, что сумело, и впоследствии там расселилось. Не исключено, что первое время между племенами могли быть приграничные конфликты, о которых Библия не пишет. А рассказ о силомской встрече не более чем просто легенда.

    В рамках этой версии наиболее логичным было бы предположить, что количество израильтян в этой войне не превышало одного или двух племен, и, вероятнее всего, это были колена Эфраима и Менаше, поскольку и Иешуа бен Нун (Иисус Навин) был эфраимит, и в Библии в основном описываются битвы, происходившие на территории этих колен. Левиты, которые присутствовали во всех этих племенах, своих земельных наделов не получили, но по договоренности им была обещана десятина с урожая их прихожан. Возможно также, что определенную часть территории Ханаана, ранее, еще во времена Ахнатона, занятую амореями-хабиру, захватчики покорить не смогли. При ослаблении фараонозависимых ханаанских князей эти самостоятельные амореи-хабиру сохранили силу и защитили свою землю.

    В последней версии меньше всего предположений и допущений, и потому она представляется наиболее правдоподобной.

    В любом случае, результатом этого вторжения стало завоевание ханаанской территории, ее разделение между двенадцатью вполне самостоятельными племенами, каждое из которых закрепило за собой занятую территорию. При этом израильтяне согласно своему долевому участию получили не более одной или двух территорий (вероятно, это были земли племен детей Иосифа), иудеи - две (на себя и на Симеона), а иврим остальное. Что касается религии завоевателей, то к этому времени они все, скорее всего, молились израильскому Б-гу, который помогал им в этой войне. Однако убежденности в их вере быть не могло.

    ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА

    К этим версиям можно задать четыре главных вопроса.

    1. Почему рамки библейской версии не позволяли увеличить количество израильтян?

    2. Согласно принятой гипотезы, перевоплощение язычников иврим в яхвистов произошло всего за несколько лет. Возможно ли такое?

    3. Согласно принятых гипотез, израильтяне тоже достаточно быстро признали в амореях новых яхвистов. Насколько точно это соответствует их библейскому образу, по которому эти люди были очень фанатичны, а их Б-г безумно ревнив?

    4. Согласно Библии, Ханаан покорило племя израильтян, состоящее из 12 колен Израилевых, единокровных потомков библейского патриарха Иакова-Израиля во главе с Иисусом Навином. Все предлагаемые версии исключают наличие 12 колен Израилевых, а предполагают, что основная масса завоевателей состояла из семитских племен иудеев и амореев, которым левиты сумели внушить яхвизм, а вместе с ним и убежденность в своем праве на ханаанские земли. Однако известно, что впоследствии Ханаан был поделен между 12 независимыми племенами на 12 территорий. Это межплеменное разделение сохранялось во все годы эпохи Царств, т. е. более 500 лет, что, безусловно, говорит о том, что когда-то такие 12 племен действительно существовали и между ними были устойчивые различия. Что же это за племена и кто такой Иисус Навин, который возглавил поход на Ханаан?

    "ОДНАКО ЗА ВРЕМЯ ПУТИ…"

    Рассуждая в рамках библейской версии, можно предположить, что в процессе мирной жизни в Кадесе и последующего похода израильтян к реке Иордан их племя значительно увеличилось за счет присоединения к нему других племен. Поэтому израильтянам не потребовалось искусственно увеличивать свой состав за счет объединения с левобережными амореями, и они самостоятельно покорили и заселили Ханаан. Однако выбор этой версии, по существу, означает принятие той же гипотезы объединения различных племен, только несколько смещенного во времени, что уже противоречит библейской логике и при этом по-прежнему оставляет открытым вопрос о возможной агрессии левобережных амореев в Ханаан. Поэтому, не отрицая принципиальной возможности увеличения племени израильтян за счет присоединения к ним некоторых других малочисленных семитских племен, мы вынуждены признать, что это предположение не снимает вопроса о совместном заселении Ханаана израильским и некоторыми аморейскими племенами, ведь амореи тоже давно мечтали о нем и такого шанса упустить не могли. Более того, одно не отменяет другого. Даже увеличившееся в походе израильское племя могло объединиться с некоторыми местными амореями, а могло и самостоятельно перейти реку.

    ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ

    Процесс принятия язычниками яхвизма в предлагаемых версиях поражает своей быстротой. И это при том, что любое слияние народов - процесс очень долгий и растягивающийся на несколько поколений. А здесь принципиальная смена религий: переход от язычества к генотеизму. И все это, согласно предлагаемой версии, не более чем за несколько лет, а то и меньше. Как может целый народ перевоплотиться из язычников в яхвистов за столь короткий период? Тем не менее каждый человек может из каких-либо соображений довольно быстро поменять своего небесного покровителя. Что же касается описываемого процесса, то все три перевоплощения - израильтян в яхвистов у горы Синай, иудеев в яхвистов на южной границе Ханаана и амореев в яхвистов на его восточной границе - явления одного порядка. И если мы поверили в возможность первого, то почему должны отказывать второму и третьему? В конце концов, удавалось же апостолу Павлу переубеждать большие толпы язычников и превращать их в христиан всего за одну или несколько бесед.

    ЯЗЫЧНОСТЬ ЯЗЫЧНИКОВ

    Древние люди, оставаясь в душе убежденными язычниками, именно в силу своей "язычности" с гораздо большей легкостью меняли своих небесных покровителей, чем впоследствии это делали их потомки. У язычника богов много, и он всегда может сменить одного покровителя на другого. Когда амореи жили в левобережных степях, у них были одни условия и соответствующие этому боги, они зависели от этих богов и молились им. Это были боги степей, помогавшие выживать в степных условиях. Когда амореи узнали, что израильский Б-г Яхве обещал израильтянам правобережную землю, куда они давно хотели попасть, - а они видели, что израильский Б-г достаточно силен и ему можно верить (он ведь помог своим подданным победить и амореев и моавитян), - они поверили левитам. И ради того, чтобы этот израильский Б-г помог им тоже попасть в Ханаан, они стали молиться и соблюдать Его требования. Так амореи стали яхвистами. Покорив Ханаан и осев там, они поверили в ханаанских богов, которые должны были помочь им жить на новой земле, и стали молиться им. У язычника нет твердых убеждений. Его главное убеждение - это то, что везде есть свои боги, и потому надо всегда молиться местным богам. Настоящими яхвистами в том смысле, как понимали яхвизм иудейские пророки, эти люди (и иудеи, и амореи, и израильтяне) в те годы быть не могли. Мы помним, как легко израильский народ в те времена скатывался к язычеству и как трудно усваивалось единобожие даже в гораздо более поздние эпохи2.

Соломон Майзель

1Конечно, согласно учению Моисея, ханаанские земли были обещаны только израильтянам, заключившим обет с Яхве у горы Синай. Однако настоящая гипотеза предполагает, что евреи с самого начала своего приобщения к яхвизму были открыты для всех желающих принять их вероисповедание. И активная деятельность левитов тому свидетельство.

2Такое двоеверие очень типично для всех народов. Так, на Руси даже через 1000 лет православия незыблемая вера в Христа легко уживается с верой в леших, водяных, домовых и т. п.

Сайт создан в системе uCoz