"Народ мой" №23 (387) 14.12.2006

Музыка Моисея Мильнера возвращается

    Имя композитора Михаила (Моисея) Арнольдовича Мильнера (1882-1953) известно всем, кто каким-либо образом связан с еврейской музыкальной культурой. Выходец из маленького еврейского местечка на Украине, он сумел окончить Петербургскую консерваторию и стал одним из активнейших деятелей Общества еврейской народной музыки - знаменитого творческого объединения, основанного в Петербурге в 1908 году и просуществовавшего немногим более десяти лет, но оставившего исключительно глубокий след в истории еврейской культуры. В отличие от большинства членов общества, после большевистской революции Мильнер не эмигрировал из России. Крупнейший мастер еврейской музыки советского периода, он был участником интенсивных творческих поисков и экспериментов послереволюционных лет, соратником многих выдающихся деятелей еврейской литературы и театра. Он продолжал творить свою музыку и в дни ленинградской блокады, и в годы сталинских антисемитских кампаний…

    Сегодня творчество Мильнера изучают в курсе истории еврейской профессиональной музыки в Еврейской теологической семинарии и Hebrew Union College в Нью-Йорке - высших учебных заведениях консервативного и реформистского движений в иудаизме. Его литургические сочинения входят в концертный репертуар многих американских канторов. А вот в России, на родине композитора, услышать его сочинения можно крайне редко… Концерт, состоявшийся в конце октября в Зеленой гостиной Российского института истории искусств (РИИИ), предоставил петербургским любителям музыки редкую возможность услышать музыку Мильнера.

    Место проведения концерта было выбрано отнюдь не случайно. Именно в РИИИ вдова композитора передала в 1950-е годы значительную часть его архива (наиболее "еврейскую" часть - то, что отказалась принять Государственная публичная библиотека). Именно РИИИ в сотрудничестве с Еврейским общинным центром Санкт-Петербурга уже много лет ведет работу по изучению наследия Общества еврейской народной музыки и его популяризации. Одним из результатов этой работы стал уже 2-й выпуск сборника научных статей "Из истории еврейской музыки в России", вышедший в свет в этом году. Этот объемистый том, собравший работы историков и музыковедов из России, Израиля, США и Германии, был посвящен памяти композитора Моисея Мильнера и в значительной степени состоял из материалов о его жизни и творчестве. Концерт музыки Мильнера в Зеленой гостиной РИИИ представлял собой также и презентацию этой книги.

    Открыли презентацию выступления двух соредакторов сборника и одновременно его авторов - заведующего Кабинетом рукописей РИИИ Г.В. Копытовой и директора Еврейского общинного центра С.-Петербурга А.С. Френкеля, рассказавших и об уникальном опыте многолетнего сотрудничества двух организаций, и о том значении, которое они придают творчеству Мильнера и его соратников по Обществу еврейской народной музыки. Прозвучали в тот вечер и выступления еще двух авторов сборника - музыковеда, доцента Театральной академии К.А. Учителя и филолога, профессора Петербургского университета Светозаровой, поделившихся своим видением взаимодействия еврейской традиционной музыки и современного композиторского творчества. Яркое полемичное выступление старейшего петербургского музыковеда и композитора А.Г. Юсфина было посвящено проблемам национальной идентификации еврейской музыки.

    Но главным в тот вечер была, разумеется, музыка Мильнера. В исполнении кантора Большой хоральной синагоги Григория Якерсона прозвучали его ранние вокальные сочинения "In chejder" ("В хедере") на собственные слова и "Unter di grininke bojmelech" ("Под зелеными деревцами") на слова Бялика. Лауреат международных конкурсов Ольга Пчелинцева исполнила несколько номеров из вокального цикла "Мать и дитя" на слова Ицхока-Лейбуша Переца. Фортепианные произведения Мильнера исполнили Ольга Скорбященская и Константин Учитель.

    А заключительным номером концерта стало трогательное выступление Наташи Учитель и Вари Счастливой из воскресной школы при Еврейском общинном центре С.-Петербурга. В их исполнении прозвучала популярнейшая в свое время ария Разносчика пирожков из "Колдуньи" Гольдфадена в обработке Мильнера. Этот спектакль, музыкально оформленный композитором, был поставлен в Белорусском ГОСЕТе в 1941 году, в самый канун войны. Плодотворная работа Мильнера для государственных еврейских театров во всех концах СССР - еще одна интереснейшая страница его творчества, к которой смогли прикоснуться все пришедшие в тот вечер в уютный зал РИИИ на Исаакиевской площади. Отметим, что среди них были и потомки Моисея Мильнера - его внучка Н.Ф. Никольцева и ее семья.

Жанна Владимирская
Фото Григория Серебрякова
Сайт создан в системе uCoz