"Народ мой" №24 (388) 28.12.2006

Слово раввина

     Иудаизм определяет молитву (на иврите тфила) как "служение Вс-вышнему сердцем". Слова Торы "...служа Ему всем сердцем вашим" вызывают у наших мудрецов вопрос: что такое "служение Вс-вышнему сердцем"? И отвечают мудрецы: это -- молитва.

     Мудрецы Торы сообщают предание, что три молитвы -- "Шахарит", "Минха" и "Маарив" (или "Арвит") -- установлены еще праотцами еврейского народа. На это есть намек в Торе: "И встал Авраам рано утром, и поспешил к тому месту, где стоял пред Б-гом" (Брейшит, 19) -- то есть Аврааам установил утреннюю молитву, "Шахарит"; "И вышел Ицхак под вечер помолиться в поле" (Брейшит, 24) -- потому что он установил молитву "Минха"; "И остановился Яаков в одном месте... потому что солнце зашло" (Брейшит, 27) -- Яаков остановился, чтобы прочитать вечернюю молитву, "Маарив".

     Из этих упоминаний о молитве мудрецы заключают, как именно ее следует произносить: стоя, изливая сердце свое пред Вс-вышним, как будто кроме вас и Вс-вышнего никого в мире нет, твердо веря в то, что Вс-вышний слышит молитву...

     Сегодня мне хотелось бы поговорить о молитве Шахарит, к которой мы приступаем, облачившись в "талит" и возложив "тфилин". Первый большой раздел "Сидура", который мы прочитываем, это "Акейдат Ицхак", 22-я глава из книги Брейшит, рассказывающая о том, как Вс-вышний повелел Аврааму принести сына своего, Ицхака, в жертву Себе.

     Включение этой истории в "Сидур" преследует несколько целей:

    1. Пробудить в наших сердцах такую же готовность к самоотверженному исполнению воли Вс-вышнего, которую проявил Авраам, отправившись принести в жертву своего сына Ицхака. Еврей -- это верный солдат Вс-вышнего, быстро и точно исполняющий приказы Главнокомандующего, готовый в любой момент выполнить завет Торы: "И люби Г-спода, Б-га твоего, всей душою своей" -- то есть, как говорит Мишна, вплоть до готовности отдать Ему свою душу.

    2. Чтобы каждый день снова прозвучало обращение ангела к Аврааму: "Не протягивай руки твоей к отроку и не делай ему ничего" -- в знак того, что Вс-вышний желает не человеческих жертвоприношений и кровопролития вообще, но мира.

    3. Чтобы пробудить милосердие Вс-вышнего к нам и нашей молитве, напомнив о заслугах наших праотцев, как говорится в молитве, заканчивающей чтение "Акейдат Ицхак": "Владыка мира! Так же, как Авраам, отец наш, преодолел в себе жалость к своему единственному сыну, чтобы от всего сердца исполнить волю Твою, -- да преодолеет милосердие Твое гнев Твой на нас и да возобладает милосердие Твое над Твоей строгостью, и относись к нам, Г-сподь, Б-г наш, с любовью и состраданием..."

     Потом мы читаем первый раздел молитвы "Шма" ("Слушай, Израиль"). Мы делаем это, опасаясь, что если молитва "Шахарит" продлится слишком долго, мы не успеем прочитать "Шма" в надлежащее время -- то есть в течение первой четверти светлого времени суток. (Например, если оно длится 12 часов, то заповедь чтения "Шма" должна быть исполнена в течение первых трех часов дня.) Ясно, что летом, когда светает рано, время чтения "Шма" заканчивается скорее, чем зимой, когда солнце всходит позднее.

     После этого краткого варианта "Шма" мы приступаем к чтению отрывков о жертвоприношениях в Храме. Особое внимание мы уделяем утреннему жертвоприношению "тамид" -- ежедневному жертвоприношению за весь еврейский народ, с которого начинался распорядок Б-гослужения в Храме, а затем упоминаем о других жертвоприношениях, которые в определенном порядке приносили в Храме в течение дня. Об этом говорит отрывок из Талмуда, перечисляющий порядок жертвоприношений в изложении аморая Абайе.

     Вслед за этим мы изучаем целую главу Мишны из трактата Звахим, в которой более детально рассказывается обо всех жертвоприношениях, совершавшихся в Храме, и об их характерных особенностях. Этим изучением мы выражаем нашу надежду на скорое восстановление Храма и на возобновление жертвоприношений. Эта наша надежда -- часть общей мечты об освобождении всего народа Израиля и о возвращении из изгнания. В то же самое время изучение порядка жертвоприношений в настоящее время является заменой совершения их в действительности -- по принципу "И принесем мы молитву наших уст вместо быков".

     Весь этот раздел "Сидура" заканчивается еще одним отрывком из Талмуда, излагающим тринадцать принципов исследования Торы. Этот отрывок -- барайта (то есть галаха, сообщаемая танаями, но не вошедшая в кодекс Мишны, созданный раби Йегудой Ганаси). Эта барайта сообщается танаем раби Ишмаэлем и имеет очень важное значение соединяющего звена между Устной и Письменной Торой: она учит, что Письменная и Устная Тора вместе и одновременно спустились в наш мир с Небес, и нет никакой возможности отделить одну от другой.

     Этот принцип -- единство Письменной и Устной Торы -- основа еврейской веры, на которую опирается все наше исполнение заповедей Торы. В книге Ваикра, 26:46, сказано: "Вот законы, постановления и указания [торот -- мн. ч. от слова Тора], которые установил Г-сподь между Собой и сынами Израиля на горе Синай, через Моше", -- обе Торы, и Письменная, и Устная, без которой понимание Письменной Торы невозможно, даны Вс-вышним в один и тот же день с горы Синай.

В нашей синагоге мы ждём Вас на молитву Шахарит ежедневно в 9:00 утра, а в субботу в 10:00.

Главный раввин С.-Петербурга
Менахем-Мендл Певзнер
Сайт создан в системе uCoz