"Народ мой" №24 (388) 28.12.2006

В плену устаревших традиций: трудно-таки быть евреем

Трудно быть евреем.
Еврейская поговорка

     В одной хорошо знакомой мне русско-еврейской семье, живущей в Германии, школьницу потянуло к изучению еврейской истории и иудаизма. Это случилось тогда, когда в очередном учебном году появился новый предмет - основы христианства. Толерантное школьное руководство предоставило возможность в те же часы желающим посещать уроки этики, но не возражало, если кто-либо из учащихся захочет где-то на стороне в удобное для них время изучать основы других мировых религий. Отец девочки взялся помочь своей любознательной дочке и направился в правление местной еврейской общины, где с желающими проводились соответствующие занятия. Однако всё оказалось не так просто. Руководитель общины заявил ему, что для того, чтобы дочь ходила на такие занятия, ему самому надо формально стать членом общины. А для этого необходимо, прежде всего, обратиться (в его случае) к хирургу-моэлу на предмет обрезания. Попытки "необрезанного" еврея объяснить раввину, что он, как еврей, исправно платит, кроме обычных налогов, еще и специальный налог в пользу той же общины и имеет тем самым моральное право на занятия в ней его дочери, не дали результата. Тогда возмущенный таким поворотом дела отец семейства обратился во вполне уже светскую инстанцию с заявлением о формальном выходе из еврейства. Получив без излишних формальностей соответствующую квитанцию, подтверждающую факт такого выхода, он тут же двинулся в налоговый орган, где его освободили от уплаты налогов в пользу еврейской общины. В итоге его дочь стала ходить на уроки этики, а община потеряла немалую часть денежных средств, столь нужных ей для материальной помощи неработающим прихожанам. Я, когда услышал эту невыдуманную историю, вспомнил поговорку: "Для доброты не хватает ума". Это - не об отце школьницы, пожалевшем ради нее поступиться своей крайней плотью, а об ортодоксе, перегородившем ребенку путь к знаниям…

     В России с членством в общинах пока всё обстоит проще, но озадачивающие симптомы, иллюстрирующие только что упомянутую поговорку, так же наблюдаются. Сейчас поясню. Я продолжительное время ходил на курсы английского языка при одном из столичных еврейских общинных центров. В группе учились люди разного возраста. Занятия проходили вечером, что устраивало всех - студентов, работающих и пенсионеров. Всё было хорошо, но группа неожиданно распалась, когда до завершения учебы оставалось пройти наиболее высокий уровень (advanced). Случилось это потому, что какой-то энергичный человек, появившийся в правлении общины, предложил всех учащихся разбить на две половины: одна - до пятидесяти лет, а другая - после. Тем, кто постарше, было предложено посещать занятия в первой половине дня, а остальным, которых оказалось меньшинство, - в вечернее время. Мысль о том, что нормальные люди в возрасте после пятидесяти еще продолжают работать и не смогут в рабочее время ездить на занятия, инициатору этого предложения наверняка и в голову не приходила. Может быть, причина такой "реорганизации" была и в чем-то другом, но попробуй влезть в черепную коробку такого мыслителя…

     В нашей группе на курсах занимался симпатичный и приветливый пожилой человек - Анатолий М., экономический советник одного из солидных учреждений. Несмотря на большую занятость, он редко пропускал занятия и стремился не оказаться в числе отстающих. Вспоминается досадный случай, который произошел с ним в один из дней наших занятий. Когда Анатолий направлялся к лифту, чтобы подняться перед началом занятий на нужный этаж, на него буквально налетел какой-то человек в черной шляпе, довольно грубо потащил его к столу регистрации учащихся, взял там из заранее заготовленной стопки кипу и нахлобучил ее ему на голову. Анатолий не стал с ним спорить, но затем, войдя в лифт, убрал в портфель этот плохо державшийся на его большом черепе головной убор. Выйдя из лифта, он вскоре снова наткнулся на того же человека в черном, который стал топать ногами и кричать на него, обвиняя его в том, что тот посмел в синагоге находиться без головного убора. Теперь уже кончилось терпение у Анатолия, и он стал объяснять надоедливому незнакомцу, что пришел вовсе не в синагогу, а на занятия английским языком. В ответ незнакомец, явно не последняя пешка в правлении общины, стал угрожать Анатолию лишить его права заниматься в этом центре, если еще раз увидит его без кипы на голове. Помню, с каким возмущением все мы выслушали из уст Анатолия эту историю. Вспомнилась мне тогда трагическая судьба Уриэля Акосты, наложившего на себя руки после учиненной над ним ортодоксами унизительной процедуры. Настроение в тот вечер было испорчено, занятия не клеились. Я, такой же, как и Анатолий, "человек без кипы", пообещал ему, что уйду вместе с ним, если его исключат из нашей группы, в которой я был старостой. Но вскоре он сам прекратил ходить на занятия - то ли из-за занятости, то ли из нежелания в силу своей интеллигентности "нарушать окружающую среду".

     Немного о личном. С днем рождения меня на работе обычно первым, на два дня раньше, поздравляет наш кадровик. Отслеживает он пунктуально эту дату для каждого из сотрудников, уделяя особое внимание юбилярам. Как-то в один из моих юбилеев он доставил мне много хлопот своим вниманием, преждевременно организовав торжественное поздравление. Дело в том, что в моих документах день рождения действительно указан на два дня раньше фактического. Да что там день рождения, - с местом моего рождения тоже крепко напутано. Родился я под Киевом в старинном городе Василькове, а в паспорте значится, что я уроженец Душанбе, столицы Таджикистана. Побывать мне там действительно удалось еще ребенком во время войны, когда наша семья была эвакуирована туда с Украины. Моего свидетельства о рождении у нас с собой тогда не оказалось, как и многих других документов: отец, собираясь на фронт, погрузил нас в поезд в том, в чем мы были. Таджики, восстанавливая положенные нам документы, были при этом не очень внимательны. Так я заодно и стал "душанбинцем". В этом году моего кадровика опередил известный раввин, приславший мне свои поздравления в связи с предстоящим днем рождения. Я был, конечно, тронут вниманием и приятными пожеланиями, которые всегда греют душу. В поздравлении же от Правления общины, так же содержавшем приятные слова, приводился перечень обычаев еврейского народа, которые необходимо выполнить в день рождения, который по еврейскому календарю в этом году сдвинут, и оказался почти на три недели позже, чем в обычном календаре. Всё это меня несколько озадачило. Начну с того, что "уделять больше внимания молитве", как мне предписывалось, я бы просто не смог, потому что никогда не молился раньше и не знаю, как это делать. С Псалмами царя Давида, главу которых следует прочитать, обстоит попроще. Всё остальное из предлагаемого списка для меня было вполне выполнимо и приемлемо: подвести итоги прошедшего года, устроить праздничную трапезу для родственников и близких, а также уделять больше внимания другим людям, помогая нуждающимся. К поздравлениям в качестве подарка прилагалось приглашение отметить это событие в кашерном ресторане со скидкой в процентах, равной количеству прожитых лет. С указанием на то, что скидка действует в течение двух недель, начиная со дня рождения именно по еврейскому календарю. Голова от этой арифметики пошла кругом… Лет мне немало, и такое заманчивое предложение заставило задуматься. Но появилось сомнение: поймут ли меня правильно мои будущие гости, у которых "слюноотделение" от праздничного стола обычно запрограммировано на ближайший выходной день после дня рождения по обычному календарю. Пришлось мне, короче, от такого подарка отказаться, чтобы не запутать их совсем. А жаль. Неужели нельзя эту же льготу приурочить было к дате, которая более удобна тому, кому она предоставляется?.. Ведь в еврейскую общину наверняка входят люди не только религиозные.

    …Я с изумлением смотрю на телеэкран, на котором братаются с нынешним президентом Ирана, призывающим стереть Израиль с лица земли, люди в черных шляпах с длинными пейсами, отрицающие право Израиля на существование. Их объединила странная конференция, созванная МИД Ирана с целью поставить под сомнение Холокост или преуменьшить его масштабы. Мне, потерявшему многих близких в Бабьем Яру, этот шабаш кажется просто чудовищным. С головы на ноги всё возвращается, когда на телеэкране появляются митингующие в том же Иране студенты, гневно клеймящие своего президента словом "диктатор". Думается, что спасения от накатывающегося кошмара можно ожидать от братания не мракобеса с ортодоксами, а нормальных людей, головы которых не забиты устаревшими традициями и предрассудками. Было бы очень всем хорошо, если бы они везде были в большинстве.

Григорий Шехтман,
г. Москва

     Редакция газеты "Ами" далеко не во всем согласна с автором этого письма, но такие письма приходят довольно часто. Например, автор не уточняет, в каком центре изучал английский, однако, судя по тому, что ему никто не указывал на необходимость ношения кипы, это все-таки была не синагога. А вот хозяева кашерного ресторана вполне в своем праве, кому давать скидки, а кому не давать. Они просто таким образом хотят приучить юбиляра соблюдать еврейские обычаи, в том числе и активно использовать еврейский календарь. Что же в этом плохого? Ну, а нет, - так нет! Что касается "ортодоксов" из небольшой секты "Нетурей карта", активно "светившихся" на телеэкранах вместе с бесноватым иранским фюрером, то их многолетняя деятельность (а их лидер работал даже у Ясера Арафата в должности "министра по еврейским делам") давно и многократно осуждалась всеми другими раввинами и простыми верующими иудеями как в Израиле, так и в диаспоре. Так что обвинять всех ортодоксов за поведение крохотной одиозной группы сектантов - все-таки несправедливо.

Сайт создан в системе uCoz