"Народ мой" №3 (391) 15.02.2007

Сначала приобщить к традиции, а потом уже репатриировать

     В 1971 году кнесет принял ряд поправок к тексту Закона о возвращении. Право на израильское гражданство получили нееврейские супруги и потомки евреев до третьего поколения. Это должно было быть чем-то вроде ответа Нюрнбергским законам. Если в нацистской Германии потомка еврея в третьем поколении подвергали преследованиям, то Израиль предоставлял им убежище.

     Необходимость в расширении зоны действия Закона о возвращении возникла ввиду начавшейся репатриации из Советского Союза. Кнесет должен был учесть исторические обстоятельства жизни в коммунистическом государстве - ассимиляцию и смешанные браки. Ясно было, что нельзя разделять семьи и препятствовать приезду в Израиль нееврейских супругов. Это же касается детей и внуков евреев, тоже решивших репатриироваться на историческую родину. Так в тексте Закона появился подпункт о третьем поколении.

     Но изменения в законе оказались столь значительными, что система абсорбции погрузилась в абсурд. Например, поправка, позволяющая предоставление гражданства супругам, детям и внукам евреев, не оговаривала приезд в страну еврейского супруга, родителя или дедушки. Изменения, целью которых было предотвращение распада семей, не требовали приезда тех, кто имел право на репатриацию и до принятия поправок! Другими словами, внук еврея может получить гражданство и без того, чтобы вместе с ним на историческую родину репатриировался его дед!

     Всё больше становилось случаев, когда еврейская часть семьи остается за границей, а в Израиль приезжают неевреи с их женами и детьми, не имеющими никакого отношения к нашему народу и традиции. В Израиле появилась широкая прослойка эмигрантов, которых даже посланники Сохнута не считают "репатриантами". Многие становятся прихожанами местных церквей, празднуют христианские праздники, а некоторые не скрывают антисемитских взглядов и ведут себя весьма агрессивно.

     Существующее положение устраивает политические партии, которые расширяют электоральную базу среди репатриантов и "либерально-мыслящих" старожилов. Тысячи молодых репатриантов, выходцев из смешанных семей, сталкиваются с трудностями при вступлении в брак. Но они не чувствуют привязанности к израильской культуре и еврейской традиции, поэтому не испытывают желания перейти в иудаизм.

     Надо полагать, именно поэтому профессор иерусалимского университета Рут Габизон высказалась недавно за пересмотр Закона о возвращении и уточнение его формулировок. "Право на возвращение не может служить подарком тем, кто не имеет никакой связи с еврейским народом или принадлежит к другой религиозной конфессии", - отметила она в своем выступлении на заседании Верховного суда.

     Я считаю, что изменения необходимо совершить, но не в законодательном, а в административном порядке. Если начнется обсуждение в кнесете, оно неизбежно превратится в пустопорожнюю перепалку "расистов" с "постсионистами". Однако вряд ли кто-то выступит против того, чтобы внук еврея, выразивший желание репатриироваться, должен быть активным членом еврейской общины по месту жительства еще до репатриации.

     Закон в его нынешнем виде не позволяет отказать претенденту на израильское гражданство. Но никто не обязан его немедленно репатриировать, не проверив искренность стремления слиться с еврейским народом. Репатрианты из современной России отнюдь не являются беженцами. Американские евреи, прежде чем получить разрешение на репатриацию, тоже должны доказать причастность к еврейской общине. Полемизируя с руководством Еврейского агентства, я утверждал, что его эмиссары не обязаны искать внуков евреев в сибирских деревнях и склонять их к немедленному приезду в Израиль. Оторванных от корней потомков евреев нужно сначала приблизить к традиции, а потом уже привозить в Страну.

Иегуда Доминиц
Маарив
21.01.2007
(Автор - бывший генеральный директор Еврейского агентства)
Сайт создан в системе uCoz