"Народ мой" №6 (394) 28.03.2007

Как фамилия Моше Рабейну?

    (Статья первая)

     "Мы все - одна семья. И у нас в семье такая традиция - собираться раз в неделю, открывать книгу семейных воспоминаний и читать оттуда отрывок. - Так предварил наш кантор традиционное чтение отрывка из Торы в прошлую субботу. - Меня зовут Говард Нах. Я простой человек, грешный и несовершенный, как и мои предки. Про предков я знаю это из нашей семейной истории, которая лежит вот здесь, на столе, свернутая в свиток. Это тоже - наша семейная традиция записывать историю в свитке. Говард - это по-еврейски Аарон, и так меня назвали в честь моего пра-пра-пра-пра-деда Аарона Коэна, первого первосвященника, который тоже был человеком, несовершенным, как все люди. Про него мы тоже узнаем из нашей семейной истории, что лежит тут перед нами. И даже самый великий из нас, мой пра-пра-прадядя Моше Рабейну, что значит наш учитель, он тоже был несовершенным человеком, мучавшимся сомнениями. И это мы тоже знаем из нашей семейной истории, которая, как и всякая история полна чудес и парадоксов".

     Моше Рабейну, а по-русски, пророк Моисей, был из колена Леви. Из рода, которому определено в удел стать священниками народа Израиля. Потому, его можно бы назвать Моше Леви. В точности, как двенадцатого главкома Армии обороны Израиля, у которого мне пришлось работать советником, и в Управлении трансизраильского шоссе, которое он возглавлял, и в нескольких общественных движениях, которым он помогал. Если открыть телефонную книгу любого израильского города, то там найдется немало Моше Леви.

     Аарон а-Коэн, стал первым священником еврейского народа, и от него пошли коэны, которым предстояло служить в Иерусалимском храме. Я не буду пересказывать всю историю семьи-сословия, лишь скажу, что их было двадцать четыре смены. Служили они в Храме по очереди, по "сменам". Иерусалимский Талмуд говорит о том, что коэны жили в Иерусалиме, но Вавилонский Талмуд сообщает, что двенадцать "приходили из Йерихона". (Тракт. Таанит 27:71). Некоторые исследователи, считали, что знаменитый Кумран был одним из поселений коэнов, не имевший никакого отношения к легендарным ессеям, а найденные в Кумране рукописи представляют собой стандартные иудейские тексты того времени. Видным сторонником этой гипотезы был выдающийся израильский археолог Изгар Гиршфельд, с которым мне тоже довелось встречаться. В ноябре 2006 года пришло известие о его безвременной кончине. Мы ведь, действительно, одна семья, где знают если не всех, то обо всех.

     После падения Иудейского царства и разрушения Храма коэны, вместе со всем еврейским народом, разбрелись по свету. Правда, потомки двух смен коэнов закрепились в нескольких деревнях Галилеи. После падения Иерусалима и поражения восстания Бар-Кохбы они поселились в оставленных деревнях в Галилее, каждая смена особо. Они сохраняли свои особые обычаи, каждую субботу провозглашая на молитве имя смены, должной служить в данную неделю, будь Храм на месте. Семьсот лет они продолжали службу и передавали из поколения в поколение устную традицию, ожидая обещанного прихода Мессии-освободителя. Однако, следить за чистотой линии не удавалось. Исследователь еврейской генеалогии Дон Роттенберг отмечает, что через шестьсот лет после падения Храма, коэн, желавший сохранить чистоту рода, мог жениться лишь на собственной сестре. Из галилейских коэнов вышел замечательный поэт и мистик Пинхас а-Коэн Бар-Яаков, живший в маленьком предместье Тверии Сифра в VIII веке. Он, вероятно, принадлежал к первой смене Йегорив, к которой принадлежали и легендарные руководители восстания Маккавеев. Сегодня в Израиле существует целый институт, йешива "Атерет коаним", где готовят жрецов для грядущего храма. Как-то мне пришлось побывать на их презентации, где показывали макеты и чертежи будущего храма, вытканные по древним правилам жреческие одеяния и даже давали пробовать довольно вкусные облатки, выпеченные "точно как там было". (Линк)

* * *

     Аарон Коэн и Моше Леви были братьями. Так бывает, что братья носят разные фамилии. Для евреев это, в конечном счете, несущественно. Главное, если их вызывали к чтению Торы, их бы вызвали по имени и отчеству - Моше бен Амрам и Аарон бен Амрам. Такой обычай поминовения по руф намен, трехчленному еврейскому имени, сохранилась до сих пор. Как и традиция вызывать коэнов к чтению Торы в первую очередь. Коэн, как и Леви, - единственные две фамилии, которые признаются в синагогах.

     "Сказал рабби Йоханан: Мессия не придет до тех пор, пока не станут все люди, задуманные Творцом, и это те, о которых сказано в книге Адама - первого человека: зе сефер толдот адам - это книга родословия человека", говорится в комментарии к Книге Экклезиаста (Коэелет Рабба 1:12). Еврейские семьи тысячелетиями берегли свое наследие, помнили свою принадлежность к жреческим родам. Коэны почти утратили свой особый статус в еврейской жизни. Кроме вызова первыми к чтению Торы, обычая выкупа первенца, запрета касаться трупов да еще особого благословения на Песах за ними не осталось никаких особых привилегий. Специфически разведенные пальцы буквой V, указательный и средний - в одну сторону, безымянный и мизинец - в другую, при отведенном большом пальце, применяемые при "коэнском благословении", стали их символом. Надгробия людей из рода коэнов можно легко опознать по этому знаку, высеченному на них. Мой папа, еврейский журналист Борис Дорфман, рассказывал, как в детстве он с товарищами подражали этому жесту, а взрослые бранили детей за баловство.

(Продолжение следует)

Михаэль Дорфман
Все права принадлежат Михаэлю Дорфману (с) 2007
©2007 by Michael Dorfman. All rights reserved
Сайт создан в системе uCoz