"Народ мой" №9 (397) 15.05.2007

Как быть, когда придет мессия?

    Статья четвертая

     Когда я обдумывал этот материал, то обратился в Главный раввинат Израиля с просьбой получить полный список фамилий, которые считаются коэнами. В Израиле, да и во всем мире ортодоксального еврейства такой список имеет чисто практическое значение. По иудейскому закону коэн не может жениться на разведенной женщине. Да и взять не девственницу ему тоже нельзя, поскольку тогда прервется преемственность и оборвется еще одна веточка потенциальных служителей Храма. Одна из коэнских фамилий, распространенная среди выходцев из Северной Африки, - Азулай - там по традиции объясняют, как акроним "самостоятельная и разведенная женщина не будет взята (в жены)" иша зона вэ халела ло икаху - самостоятельная и отвергнутая (разведенная) не будет взята (в жены). Зона, в данном случае, не проститутка, как в современном иврите, а женщина самостоятельная, сама себе зарабатывающая на пропитание. Отсюда и ивритское слово мазон - пища. Традиция традицией, а исследователи полагают, что фамилия Азулай происходит от названия местности в Марокко - Бзулай.

     Прошли времена, когда за потерю девственности дочерей коэнов ожидала смерть. Сегодня за девственностью не так-то легко уследить. Зато браки между коэном и разведенной женщиной в религиозном иудейском суде заключить невозможно. В Израиле религия не отделена от государства. Такая ситуация необычна для демократических стран Европы и Америки, однако вполне обычна на Ближнем Востоке, среди всех соседей Израиля. И в деле соблюдения гражданских свобод Израиль далеко не худший, а даже лучший в своей лиге. По большей части граждане здесь чувствуют связь религии и государства в сфере актов гражданского состояния. Раввинаты и раввинские суды имеют исключительную прерогативу на регистрацию рождений и похорон, бракосочетаний и разводов еврейского населения страны. Понятно, что там нужны списки коэнских фамилий, чтоб не допустить нарушения закона. Не только простые граждане, но даже бывший председатель Верховного суда Израиля Хаим Коэн испытал на себе всю строгость закона. Когда он решил жениться на разведенной женщине, то уехал с ней за границу. Заграничные браки израильское государство принимает, что снимает остроту проблемы. Недавно оказалось, что в Израиле нет никаких препятствий даже для признания однополых браков, заключенных согласно законам Голландии, канадской провинции Онтарио или штата Массачусетс. Впрочем, в кнесете готовится закон, ограничивающий подобную свободу.

     Пока я еще не получил ответа на мой запрос из раввината. Поэтому наш список будет неполным. Опущу я и фамилии, распространенные среди выходцев из исламских стран. К коэнским фамилиям принадлежат Капланы и Чаплины. Считается, что фамилия происходит от итальянского капелла - храм, а Каплан - что-то вроде английского капеллан. Другие известные коэнские фамилии - Адлер, Шапиро, Раппопорт, Лурье. Каждую из этих фамилий по традиции носят потомки знаменитых средневековых раввинов, и каждая имеет свою особую историю. Однако далеко не все их носители обязательно потомки этих раввинских семей. Один из самых авторитетных специалистов по еврейской генеалогии Александр Бейдер постоянно подчеркивает, что во времена получения фамилий многие евреи брали себе знаменитые и престижные. Фамилия не имела тогда большого значения в еврейском обиходе, а использовалась лишь для контактов с властями. Поэтому никому не было дела до того, какую фамилию берут. Да и не все Кацы или Кацманы - коэны и даже евреи. Есть такие, чья фамилия пошла от немецкого названия кошки Katz. Что-то вроде русских Котовых или Котовских.

     Многие немцы носят фамилию Кац или Кацман, не имеющую отношения к еврейству. В 2006 году трудами польских, немецких и еврейских ученых был наконец опубликован знаменитый "Отчет Кацмана", эсэсовского палача, отвечавшего за уничтожение миллионов евреев Галиции - одного из наших самых важных культурных регионов. В нашей семье фамилию палача знали. Детьми мы с бабушкой рассматривали чудом спасенные довоенные семейные фотографии и повторяли имена наших убитых родственников. Запомнить их имена - было важной частью нашего воспитания. Ведь иначе, мы не останемся семьей, не останемся народом, если не будем помнить.

    * * *

     Макс Вайнрейх в монументальном труде об истории идиша приводит этимологию Бринер от Brunne где-то в Чехословакии. Его сегодня не найдешь на карте. Почти все старые немецкие имена в Европе восточней рек Одера и Нейсе заменены на славянские. Даже славный Аустерлиц сегодня называется Славков. Да и мало кто помнит из неспециалистов еврейскую географию Восточной Европы. Брест Литовский назывался у евреев Бринск, Львов - Лимберик, а Мукачево - Мункач. Ситуация с коэнами тоже непростая. Многие современные Коэны, Коганы и Кагановичи не могут считаться не только коэнами, но и евреями. Да и не считают себя таковыми, как бывший американский министр обороны Вильям Коэн, сын крещенного еврея. Хотя, помню, что на официальном приеме в Израиле, хозяева пытались польстить высокому гостю, мол, по "Закону о возвращении" они считают его своим.

     Как же быть, когда действительно придет Мессия? В свое время провел много часов, беседуя с иерусалимским раввином Ицхаком Зильбером, замечательным педагогом и духовным наставником многих репатриантов из бывшего СССР. Он сам из был из раввинской семьи коэнов, сменивших фамилию в царской России, чтоб избежать воинского призыва. Рабби Ицхак ответил мне, что все почти коэны сегодня сомнительны, и не наша задача определять их кашерность. Это функция Ильи-пророка, Элияху а-нави, который согласно толкованиям пророчеств, придет накануне Мессии и отделит коэнов от остального Израиля. Наша задача поминать Мессию постоянно и искренне исполнять остальные заветы в меру наших сил и возможностей. Мидраш Сифра рассказывает о том, как задались наши мудрецы вопросом о том, что самое главное в Торе.

     "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего как самого себя (Лев. 19:18). Рабби Акива сказал: это принцип великий в Торе. Бен Азай сказал: "Вот родословная книга человека (Адама)" (Быт. 5:1) - принцип более великий".

     А когда же придет Мессия? Каббалисты долго ищут ответы на этот вопрос. В Талмуде есть и такой ответ: "Сказал рабби Йоханан: Мессия не придет до тех пор, пока не родятся все люди, задуманные Творцом, те, о которых сказано про первого человека Адама: зе сефер толдот адам - это книга родословной (порождений) человека". (Тр. Коэлет Рабба 1:12).

Михаэль Дорфман
Все права принадлежат Михаэлю Дорфману (с) 2007
©2007 by Michael Dorfman. All rights reserved
Сайт создан в системе uCoz