"Народ мой" №10 (398) 31.05.2007

Германской еврейской общине грозит раскол

    БЕРЛИН (JTA) - Недавнее объявление о расколе берлинской еврейской общины может быть первым сигналом серьезного потрясения, которое затронет все еврейство Германии. На поверхности это выглядит как борьба между организованной послевоенной еврейской общиной и новым большинством - недавними иммигрантами из бывшего Советского Союза.

    Но, по сути, этот раскол отражает тот факт, что самосознание еврейского населения Германии спустя 62 года после окончания Второй мировой войны изменилось и что на горизонте замаячили еще более болезненные перемены.

    В конечном итоге, - говорят наблюдатели, - нынешний раскол продиктован нуждами новых властных структур германской еврейской общины, которая после распада Советского Союза в 1990 году выросла более чем вчетверо, превысив численность в 120.000 человек. А это может привести к дроблению исторически "единой общины".

    После месяцев обмена яростными обвинениями между Альбертом Майером, адвокатом и бывшим президентом Берлинской еврейской общины, и представителями нового русскоязычного большинства, Майер в середине апреля объявил, что он вместе с историком Джулиусом Шепсом создает отдельную независимую организацию.

    По иронии судьбы Майер выиграл выборы президента в 2003 году - благодаря русскоязычным избирателям, которые сегодня играют решающую роль на любых общинных выборах. Однако в 2005 году Аркадий Шнейдерман, бывший союзник Майера, обвинил его в присвоении фондов общины. Эти обвинения не подтвердились, но Майер был смещен со своего поста - его сменил любимец новых иммигрантов Гидеон Йоффе. Майер сказал германским СМИ, что русскоязычные лидеры не интересуются религией, и назвал их "псевдобольшевиками, которые хотят превратить общину в русский клуб".

    "Немецкоязычное меньшинство оттесняется в сторону", - сказал Майер корреспонденту JTA. Ни Йоффе, ни Всемирный конгресс русскоязычного еврейства со штаб-квартирой в Москве не откликнулись на просьбы прокомментировать нынешнюю ситуацию для этой статьи. Майер выразил уверенность, что несколько сотен членов, состоявших в еврейской общине Берлина еще до объединения города, пойдут за ним в новую организацию. Некоторые вышли из общины еще во время скандала 2005 года. Майер сказал, что он имеет в виду некоторое здание, которое можно будет использовать под новую синагогу, и что ряд финансовых спонсоров уже готов его поддержать.

    Объявление Майера потрясло основы Берлинской еврейской общины, которая в отличие от многих еврейских общин Соединенных Штатов и Великобритании, функционировала действительно как единая община. Один совет принимал все решения, касающиеся программ и персонала школ, синагог и других институтов. "Я не большой сторонник раскола еврейской общины, - сказал Майер корреспонденту JTA. - Но нынешнее руководство общины не оставляет мне выбора".

    Некоторые наблюдатели утверждают, что весь сыр-бор разгорелся из-за правительственных субсидий религиозным организациям. Другие считают, что главная проблема - в сложном пути становления и мужания, который пришлось пройти общине в послевоенные годы.

    Раскол произошел не только между русскоязычными и истеблишментом, - сказал Сергей Лагодинский, сотрудник Института глобальной общественной политики и бывший директор программ берлинского офиса Американского еврейского комитета. Конфликт разгорелся "из-за отсутствия сильного и единого лидерства", - сказал Лагодинский, чья семья иммигрировала в Германию из бывшего Советского Союза. "Разлом проходит между старой гвардией и молодыми людьми, между еврейскими религиозными консерваторами и религиозными либералами, между темы, кто выступает за безусловную поддержку Израиля, и теми, кто считает себя более либеральными", - сказал он.

    Словом, еврейская община Германии должна будет смириться с тем фактом, что она больше не является монолитом и, возможно, никогда впредь не сможет быть представлена одним-единственным органом. И хотя некоторые потрясения затрагивают Берлинскую общину, эпицентр взрыва находится в Центральном совете евреев Германии, светской структуре, представляющей евреев страны.

    Стефан Кремер, генеральный секретарь Центрального совета, сказал берлинской газете "Tageszeitung", что он "очень серьезно" отнесся к новости о создании новой общины. Он сказал, что нынешнее руководство общины не смогло выработать действенной концепции объединения двух сторон. "Интеграция новых русскоязычных членов - это, разумеется, очень важная задача, но нельзя игнорировать и нужды давних членов", - сказал Кремер и добавил, что в последние годы постоянно происходит нечто подобное. Он сказал, что Берлин, где живет самая многочисленная еврейская община Германии, должен был подать хороший пример в этом вопросе.

    Раввин Андреас Нехама, бывший президент Берлинской еврейской общины, чья конгрегация недавно вступила во Всемирный союз прогрессивного иудаизма, сказала, что день ото дня еврейское население страны становится все более разношерстным. Объединяющим фактором послевоенной общины было то, что "все ее члены пережили Холокост", - сказал Нехама. - Сейчас ситуация кардинально изменилась". Раввин Джош Спиннер видит две причины нынешних проблем - персоналии и "неспособность некоторых членов старой послевоенной общины согласиться с тем, что мир изменился".

    Как только эти партии утрачивают контроль над единой общиной, они тут же признают существующую структуру "неудобной", - написал Спиннер, вице-президент Фонда Рональда Лаудера. У Фонда Лаудера есть в Берлине ортодоксальные школы - мужская и женская, и у Спиннера сложились добрые деловые отношения с руководством еврейской общины, но он не склоняется ни к какой из сторон. Дело тут не в религии, - подчеркнул Спиннер, - ведь и русские и германцы в последние годы участвовали и в ортодоксальных, и в либеральных проектах. "Все дело в переменах, в персоналиях, в излишней демонстративности и в излишнем субсидировании еврейской жизни в сегодняшней Германии", - сказал он. А это значит, что Майер и Шепс действуют правильно, - сказал Спиннер. "Если евреям, в какой бы части мира они ни жили, не нравятся предоставленные им общинные возможности, они могут и создают новые общины, синагоги или что-то еще, - сказал он. - Почему Германия должна чем-то отличаться от других?". И, тем не менее, отличия есть, - признал Спиннер. - Наиболее существенным из них является то, что германское правительство субсидирует объединенные религиозные общины. И как только община распадается, все общины-фрагменты вступают в борьбу за эти субсидии.

    Между тем, появление отдельной самостоятельной общины может знаменовать конец объединенной общины, - сказала Ирина Рунге, основатель бывшей Восточно-Германской еврейской культурной ассоциации. Новая организация может оказаться привлекательной "для всех тех молодых американских и британских евреев, которые сейчас живут в Берлине, не говорят по-русски и не радеют за старую общину".

    Следующие выборы в Берлинской еврейской общине назначены на ноябрь. Их результаты могут стать предвестием перемен во всех еврейских общинах Германии - где, как кажется, старые структуры долго не продержатся.

Тоби Аксельрод
Сайт создан в системе uCoz