"Народ мой" №12 (400) 28.06.2007

Фотоснимки в "Альбом еврейской художественной старины"

11 мая в выставочном зале Центра "Петербургская иудаика" (Гагаринская ул., 3) открылась новая выставка из цикла "Фото-архив экспедиций Ан-ского".

На выставке представлены видеоинсталяции и оригинальные снимки 1912 - 1914 гг., на которых запечатлены синагоги и их интерьеры, а также другие "еврейские достопримечательности".

Выставка открыта до 15 июля по средам (с 17.00 до 20.00) и субботам (с 14.00 до 18.00). По предварительной договоренности с сотрудниками Центра выставку можно осмотреть и в другое время.

О выставке см.:http://www.eu.spb.ru/en/judaica/exhibitions_project.htm

    Планируя первую из своих этнографических экспедиций по черте оседлости, Семен Акимович Ан-ский составил перечень объектов для фотосъемки. В нем фигурировали "исторические места, памятники, старинные или замечательные здания", фотографирование которых c 1860-х гг. сопутствовало любому историко-этнографическому исследованию. Первая экспедиция (1912 г.) побывала в Староконстантинове и Луцке, синагоги которых, несомненно, попадали в разряд "старинных зданий". Между тем, во время первой экспедиции были сфотографированы не только такие уникальные постройки XVII в., но и, если так можно выразиться, вполне обыкновенные синагоги XIX - начала XX вв.

    В преддверии второй экспедиции Ан-ский запланировал "производить фотографические снимки синагог и их внутренних украшений, надгробных памятников, исторических зданий и мест, художественных произведений и орнаментов…" Выделение в этом перечне синагог было, наверное, обусловлено тем, что такие здания решено было фотографировать, независимо от времени постройки или архитектурных достоинств. Далеко не все синагоги, в которых побывал Ан-ский, могли быть признаны пригодными для поиска "интересности" и "красивости", которые в начале XX в. если и не заменяли собой историческо-архитектурные исследования, то непременно сопутствовали им. Даже здания синагог, возведенные на бывших польских землях в XVII - XVIII вв., не принято было причислять к особо "замечательным" архитектурным памятникам. Еще в 1889 г. известный критик Владимир Стасов, пытаясь открыть российским евреям сокровища их архитектурного наследия, отказал синагогам Европы в самобытности, усматривая ее лишь в постройках Палестины. Стасов сожалел о том, что общественное положение евреев в Европе было таково, что не позволяло им профессионально заниматься архитектурой. По его мнению, это исключало возможность появления оригинальных произведений синагогального зодчества - построек в подлинно "еврейском стиле". По некоторым высказываниям Ан-ского видно, что он придерживался такого же мнения.

Синагога в местечке Корытница, Волынь
Бима в синагоге города Луцка, Волынь
    Рахель Бернштейн-Вишницер рассмотрела в своей статье, вышедшей в 1914 г. в "Истории еврейского народа", не только стилистическое разнообразие декора синагог, но и трансформации их пространственно-планировочного решения, определив эти постройки как особый тип в истории польского зодчества. Но Ан-ский искал более фундаментального обоснования для "национализации" произведений архитектуры, нежели ее соответствие функциональным особенностям здания. По развернутым надписям, имеющимся на обратной стороне некоторых фотоотпечатков, можно судить о том, что особенно "замечательными" казались Ан-скому те объекты, которые фигурировали в записанных им легендах и преданиях. Синагога нередко была представлена в них или "памятником былого панского каприза", или удивительной находкой, постройкой, которая была чудом обнаружена под землей и выкопана. Согласно этим легендам местная еврейская община будто бы не имела почти никакого отношения к строительству здания своей синагоги. Устные свидетельства такого рода, как и отсутствие фольклорных черт в архитектуре монументальных каменных синагог, не позволяли Ан-скому причислить их к произведениям "народного творчества", которые он считал самым ценным национальным художественным достоянием.

    Можно предположить, что Ан-ский стремился представить деревянное синагогальное зодчество областью еврейского "народного творчества". В своей пьесе "Диббук" он "отстраивает" именно деревянную синагогу. Изнутри она - "низенькая", с "заплаканными стенами, которые нельзя белить", снаружи - "высокая, почерневшая, с целой системой крыш, одна над другой". Такая же "старая" синагога (по описанию - деревянная), обладающая "единственной в своем роде архитектурой, замысловатыми карнизами и крылечками", фигурирует в воспоминаниях участника экспедиций 1913 и 1914 гг. Абрама Рехтмана. Он, по сути дела, выделяет синагоги двух типов. К первому относит каменные здания, обладающие "величием и блеском, святостью и таинственностью", которым посвящены легенды, заставляющие усомниться в причастности к их строительству еврейских мастеров. Второй тип - деревянная синагога. По мнению Рехтмана ее "патриархальная красота" раскрывалась в интерьере, но и в экстерьере он усмотрел оригинальные стилистические особенности определенно еврейского происхождения.

    Согласно представлениям XIX - начала XX в. смысл понятия "традиции народного зодчества" было принято сводить к "упакованным" для сохранения и передачи потомкам секретам строительного мастерства, связанным с "почвой" - территорией, за которой признавался статус "колыбели народной культуры". Например, в "Истории русского искусства" под редакцией Игоря Грабаря известный искусствовед Григорий Павлуцкий представил деревянные синагоги "исчезнувшими шляхтетскими хоромами", т. к. был уверен в том, что "евреи не могли принести с собой из Иудеи деревянного зодчества, так как там не было лесов". Возможно, Ан-ский был готов считать Восточную Европу второй колыбелью, где еврейские мастера смогли проявить себя если не в архитектуре монументальных каменных синагог, то в деревянном синагогальном зодчестве и камнерезном искусстве. Об этом говорит подзаголовок его лекции "Легенды старых камней (еврейское народное творчество в области пластического искусства)", прочитанной в Одессе в 1916 г. Судя по конспекту лекции, она была посвящена художественным достоинствам надгробий и преданиям о кладбище, а также "сценам на кладбище", то есть, ритуалу его посещения.

    Такой подход к осмыслению и презентации произведений искусства, обеспечивал выявление их связей с местными еврейскими фольклорными текстами и ритуалами. Казалось бы, это снимало необходимость в утверждении "национальной природы" декора еврейских надгробных памятников, или архитектуры синагог, которые в этих текстах и ритуалах были осмыслены как достояние местной общины. Но Ан-скому необходимо было выявить образцы истинно "народного творчества". Он хотел познакомить оторванных от своих корней евреев-художников, занятых созданием "еврейского искусства", именно с такими произведениями, так как был уверен в том, что они обладают "еврейским стилем - своей художественной линией, своими красками…"

    Известный искусствовед Абрам Эфрос, восхищенный образцами "еврейской графики", которые были включены в первый том задуманного Ан-ским пятитомного "Альбома еврейской художественной старины", использовал похожее выражение в своей статье. В этом томе, единственном, подготовленном к печати, хотя и не вышедшем в свет, Эфрос увидел произведения с "неповторимым сочетанием форм, в которых поет национальная кровь". Уже через пять лет после публикации статьи Эфроса, художник Элиэзер Лисицкий, написавший восторженную статью об архитектуре и росписях синагоги в Могилеве на Днепре, выразил скептическое отношение к самим попыткам психологов и этнографов достичь "глубин прошлого", чтобы сконструировать "генеалогические древа" таких архитектурных памятников. Возможно, скептическое отношение Лисицкого к термину "народное творчество" было обусловлено его негативной оценкой национальных проектов как таковых.

    Для Ан-ского проект "строительства еврейского народа" был делом жизни, но, несмотря на это, он, по сути, отверг свойственное своему поколению требование "чистоты" этнической эстетики для произведений национального художественного наследия. Отсутствие исчерпывающих сведений о строителях синагог и мастерах, изготовивших арон-кодеши и бимы, также как предметы культа и повседневного обихода, не помешало Ан-скому принять решение о том, что фотографии таких объектов должны войти во второй и третий тома "Альбома". В четвертом томе Ан-ский предполагал объединить фотоснимки надгробий "великих людей и исторических лиц" и памятников, "имеющих оригинальные орнаменты". Фотографии стариков-евреев, занятых изготовлением надгробий, указывают на то, что это ремесло было признано Ан-ским традиционным еврейским искусством.

    Даже те, кому не близки народнические идеи Ан-ского, должны признать его заслугу также в том, что в экспедициях были сделаны фотоснимки не только "замечательных" произведений искусства и архитектуры, но также обыкновенных домов, площадей и улиц штетлов. Фотосъемка ветхих еврейских домов с облупленными стенами, улиц и площадей с непролазной грязью, покосившихся зданий торговых рядов, была нужна народнику Ан-скому для репрезентации мира еврейской бедности, границы которого совпадали с чертой оседлости. Самыми ценными памятниками искусства и архитектуры были для него, наверное, те, которые удалось разыскать в глухих местечках, там, где "еврейская художественная старина" и "еврейская бедность" были будто бы неразрывно связаны между собой. Символом этого мира стала деревянная синагога со сдвоенными окнами и высокой многоярусной крышей. Архитектурные формы монументальных каменных синагог XVII - XIX вв. оказались менее пригодны для такого осмысления, хотя в начале XX вв. именно в таких зданиях обычно молились бедняки.

    Созданные благодаря экспедиционной фотосъемке визуальные образы "еврейской старины", волновавшей Ан-ского, позволяют заглянуть в еврейское прошлое всем, кто готов поддаться обаянию старых снимков.

Алла Соколова,
Центр "Петербургская иудаика"
Сайт создан в системе uCoz