"Народ мой" №13 (401) 12.07.2007

Оборона идентичности

    Православие - единственная христианская конфессия, которая до сих пор не пытается избавиться от антииудаизма.

     Недавно горстка православных либералов - священников и мирян из России, Грузии, Греции и Италии - собрались в Иерусалиме и робко призвали собратьев по вере отказаться от антииудаизма. На призыв мало кто обратил внимание. Но стоило сообщению об этой встрече появиться на сайте Антидиффамационной лиги, которая профессионально борется с антисемитизмом, как российские православные отреагировали на него весьма бурно. Мол, у иудеев самих рыльце в пушку: по сей день проклинают христиан в своих молитвах. И на крест плюют.

     Кто б спорил - антихристианская полемика очевидна в ряде талмудических текстов, и к кресту после его специфического использования инквизицией у евреев не самое лучшее отношение. Но это никак не отменяет столь же очевидного факта православного антииудаизма. И полного нежелания православия что-то предпринять по этому поводу.

     После Второй мировой войны в европейском христианстве поднялась волна раскаяния за то, что сотворили нацисты с евреями. И протестанты, и католики признали, что христианский антииудаизм если не подготовил почву для расистского антисемитизма, то поспособствовал равнодушному отношению европейцев к массовому уничтожению евреев. Или помог их самооправданию - что делать, "народ-богоубийца", в конце концов, наказан богом.

     Либеральные протестанты сделали из этого грустные выводы: христианское учение нуждается не просто в чистке, пересмотрены должны быть сами постулаты веры. Консервативные католики нашли другое решение: христианам нельзя отказываться от сущностных вещей, достаточно избавиться от "теологии замещения". Суть ее такова: Церковь - это "Новый Израиль", следовательно, старый приказал долго жить, иудеи совершили непоправимую ошибку, не признав Христа, и бог отвернулся от них навсегда. На Втором соборе Ватикан признал, что это не так: "Иудеи не должны быть представлены ни отверженными богом, ни проклятыми". И заодно снял с них многовековое обвинение в богоубийстве. Ведь обвинить можно только того, кто сознает, что поднимает руку на бога, а те соотечественники, которые обрекли Иисуса на распятие, как раз отказывали ему в этом. Когда христиане сделали первый шаг, начались подвижки и в иудаизме. Конечно, антихристианские настроения остаются, но крупные иудейские богословы делают встречные шаги. Декларация "Дабру Эмет" (иврит - "говорите правду") как раз об этом. Все эти перемены остались практически незамеченными православием. Дежурное объяснение: православие крайне консервативно по определению и трепетно относится к своему наследию. Антииудаизма же в этом наследии хоть отбавляй. Одно "Слово против иудеев" Иоанна Златоуста чего стоит. А в православном богослужении Страстной недели иудеи именуются "сонмищем богоубийц", и гнев господен призывается на их головы. Неудивительно, что самые страшные еврейские погромы совершались в России после Пасхи.

     Православный антииудаизм прошлого связан с конкретными историческими обстоятельствами. Юдофобские инвективы Златоуста - следствие межрелигиозных распрей в Антиохии IV столетия, где знаменитый проповедник отстаивал чистоту вероучения. Антиудаистские пассажи в литургии также связаны со временем ее создания, когда важно было подчеркнуть разрыв христианства с иудаизмом. Современное православное богословие вполне отдает себе отчет в исторической обусловленности этих вещей и не настаивает на их незыблемости. Избавиться от них достаточно просто, было бы желание. Католики же избавились, а ведь отнюдь не либералы.

     Неспособность православия отказаться от антиудаистского наследия объясняется вовсе не богословским консерватизмом. Причина в другом. Православные церкви - церкви национальные. Вселенский характер христианства остается у них на втором плане, на первом - вера как способ национальной идентификации. Неслучайно наша РПЦ без устали подчеркивает: Россия - это православие. Поэтому, в отличие от католицизма с его наднациональным сознанием, православие не желает отказываться от "богословия замещения".

     Ведь такой отказ признает не только право иудаизма на полноценное существование (он не проклят богом), но и глубинную корневую связь с ним самого христианства. А это пугает потерей религиозной и накрепко связанной с ней национальной идентичности. Нынешнее юдофобство - следствие смертельного испуга, отсюда его истерическая агрессивность. Вопли типа "сам дурак, пошто на крест плюешь" призваны этот испуг скрыть. Антиудаизм сверху дает санкцию дремучему антисемитизму снизу и, в свою очередь, получает подпитку от него. Образовался порочный круг: антисемитские настроения в церкви не позволяют и помыслить о возможности преодоления антииудаизма, а тот усиливает антисемитизм. Возможность сослаться на авторитетные мнения Иоанна Златоуста и Григория Нисского греет сердца, полные ненависти к "синедриону демонов". В первые годы патриаршего служения Алексий II имел неосторожность обратиться к американским евреям с посланием "Мы должны быть едино с иудеями", где говорил о перспективах иудео-православного диалога. Что тут началось! Патриарха обвинили в жидомасонстве, вспомнили, что и фамилия у него нерусская - Ридигер, а в ряде приходов перестали поминать его во время службы. Руководство РПЦ так струсило, что с тех пор не позволяет себе и намеков на богословский диалог, обмениваясь с иудейскими лидерами казенными поздравлениями и туманными уверениями в дружбе.

     По мере наступления глобализации национализм православных церквей растет. Они свято верят в то, что являются последним оплотом народного духа, который безжалостно унижается и уничтожается духом космополитизма. Страх потери идентичности усиливается. Так что порочный круг антииудаизма и антисемитизма вряд ли будет разорван в ближайшем будущем. Тем более в России, где широкие народные массы прекрасно помнят, кто такие на самом деле "безродные космополиты".

Борис Фаликов
18 июня 2007 г.
Сайт создан в системе uCoz