"Народ мой" №15 (403) 13.08.2007

Доказательство

     Когда-то Фридрих Великий, снедаемый просвещенными сомнениями, попросил своего капеллана изложить ему веское доказательство существования Б-га. Капеллан ответил одним словом: "Евреи!". Фридрих понял, что он хочет сказать. Нет в физическом мире явления более чудесного, чем история еврейского народа. Он появляется на исторической арене сверхъестественным путем. Но даже если кто-то не верит в это далекое начало, продолжение во вполне исторические времена не менее чудесно. Народ теряет свою страну и оказывается полностью рассеянным среди других народов. Приговор истории в таких случаях однозначен: растворение, исчезновение. Однако этого не происходит. Более того, тысячи лет изолированного развития еврейских общин среди разных рас, религий, языков, культур, климатических зон, социально-экономических устройств почему-то не привели к расщеплению нации на несколько народов. Для сравнения возьмем Югославию: из-за разных внешних влияний единый народ, обладающий компактной территорией и до сих пор говорящий на одном языке, распался на сербов, хорватов, словенцев, боснийцев и пр. Этот процесс даже без территориального рассеяния и языкового расщепления занял считанные сотни лет. Такова природа вещей.

     Альфой и омегой любого определения нации является общность территории и языка... А тут - двухтысячелетняя аномалия. Хорошо, но при чем же здесь Б-г? А вот при чем: "И оторваны будете вы от земли, в которую вы вступаете для овладения ею. И рассеет вас Г-сподь среди всех народов от края до края земли". (Дварим, 28, 63-64). Т.е. невероятная и уникальная аномалия была предсказана за тысячи лет вперед Даровавшим Тору. Более того, только в 20 веке, в период Катастрофы, это проклятие исполнилось до конца, и бежавшие от уничтожения евреи оказались в любых, самых глухих уголках земного шара. Как-то министр Конго, посещая Польшу, попросил показать ему остатки гетто и лагерей уничтожения. Принимающая сторона поразилась: зачем ему, негру-африканцу, еврейские места? Министр пояснил, что во время Катастрофы еврейский подросток из Польши, скрываясь, добрался до Бельгии. Там тоже были немцы, и чтобы отдалиться от них, отплыл он в тогдашнюю бельгийскую колонию Конго. Там ему не нашлось еврейской пары, и он вступил в связь с женщиной из племени тутси, сын которой ищет теперь свои еврейские корни в Польше.

     В истории с Фридрихом Великим примечательным является то, что оба собеседника - неевреи. Как говорится в Псалмах: "Тогда скажут среди народов: великое сотворил Г-сподь с этими. - Великое сотворил Г-сподь с нами". То есть сначала замечают чудо чужие, со стороны. И только после их слов сами евреи обращают внимание на сверхъестественный характер происшедшего "с нами". Такое происходит не из-за какой-то особой черствости евреев. Просто каждый из нас поглощен своим и своих близких бытом, своим выживанием, своим устройством, что вполне естественно, и за индивидуальными "деревьями" не замечает общенационального "леса". Этот невероятный "лес" явно виден издалека, со стороны, теми, чей личный быт к нашему лесу не относится. Но когда они замечают чудо и говорят о нем вслух, мы тоже не можем не обратить внимания на правдивость их слов.

     Однако это лишь меньшая половина чуда. Ведь рассеяния, пусть не такие тотальные, продолжительные и устойчивые, бывали и у других народов. И тут приходит еще одно доказательство, которого Фридрих знать не мог: "И вернет Г-сподь Б-г твойљ пленников твоих и сжалится над тобой, и снова соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя... И приведет тебя Г-сподь Б-г твой в страну, которой владели твои предки, и ты овладеешь ею." (Дварим, 30/ 3-5). Приведите хоть один пример того, чтобы народ, полностью покинувший свою страну, не через тысячи, а хотя бы через сотни лет вернулся в нее! Искать бесполезно. История такого не знает. Венгры не мечтают о Зауралье, американцы - о Европе или Африке, бразильцы - о Португалии.

     Такую колоссальную аномалию, охватившую все пространство и время истории, не мог создать смертный. Это рука Б-га Истории, Творца Мироздания. Нам не нужно искать на далеких галактиках доказательство Его бытия. Более чем достаточно того, что происходит с нами. Сопротивление принятию этого доказательства наиболее сильно именно в еврейской среде. И не потому, что мы глупее других. Просто для остальных - это чисто умозрительное заключение. От нееврея оно не требует каких-то особых усилий перекраивания самого себя. От еврея - требует. Признавая Вс-вышнего, мы не можем не признавать себя Его народом, Eго подданными. А если это так, то признание обязывает нас принять на себя Его законы, жить по ним, а не по собственному произволу, строить здесь, на этой Земле, Его царство, нередко жертвуя ради этого какими-то своими желаниями и интересами. Трудно. Бунтовать легче. Однако результаты коллективного бунта слишком страшны и известны.

     Особенно нелепо противопоставление науки вере. Наука построена на детерминизме. Вера преодолевает его. Наука материалистична. Вера выводит нас за рамки материи. Наука вне морали. Она может изучить что, как и почему. Однако во имя чего, хорошо это или плохо - она не знает. Именно поэтому мир науки, не ограниченный верой, подвел человечество к грани коллективного самоубийства через нарастающее разрушение нашей жизненной среды.

     Но и среди евреев сопротивление принятию Б-га не везде одинаково. Наиболее ожесточенным оно является в Израиле. В изгнании религия - это определенная принадлежность. У христиан - церкви, у мусульман - мечети, ну и мы не бомжи, у нас - синагоги. Соответственно и со стороны неевреев нет особого сопротивления этой ситуации. В Израиле синагогой не отделаешься. Тут нужен Храм, а построит его только настоящее иудейское царство. Это не как у всех. Храма нет ни у кого. Поэтому эпицентр света становится и местом самых густых теней, самого острого противодействия и изнутри, и извне.

Арье Вудка
Сайт создан в системе uCoz