"Народ мой" №15 (403) 13.08.2007

Секрет питерского Клезфеста

    Летний клезмерский фестиваль в Петербурге - это четырехдневный нон-стоп еврейской традиционной музыки с его этно-джаз-фолк безумием, танцами до упаду, концертами и непременным клезмерским пароходом. Пароход, кстати, - не просто очередная "фишка", а подлинный символ клезмерского движения на берегах Невы. У многих фестивалей есть такие фишки-символы. Для сравнения: крупнейший клезмерский фестиваль по ту сторону Атлантики - KlezKanada в окрестностях Монреаля - завершается совместным шествием музыкантов к близлежащему озеру, причем все поют и играют, шагая спиной вперед - лицом к заходящему солнцу. В Петербурге солнце в июле не заходит, можно плыть всю ночь заре навстречу, распевая полюбившиеся за четыре дня песни на идише и традиционные напевы без слов - нигуны, и до самого утра верить, что все мы - швестер ун бридер, сестры и братья, как поется в балладе, сочиненной постоянным участником Клезфеста - Майклом Альпертом из Нью-Йорка.

    "Вы спрашиваете, откуда пошло это странное слово - Клезфест? Отвечаю: я сам его придумал почти десять лет назад, - один из отцов-основателей питерского фестиваля, директор Еврейского общинного центра С.-Петербурга Александр Френкель рассказывает почти что шолом-алейхемовскую байку. - Дело было так: в Америке новое клезмерское возрождение началось в 1960-70-е годы. Тогда под Нью-Йорком возник фестиваль KlezKamp, организованный известным музыкантом Генри Сапожником. Мой друг и коллега, композитор Евгений Хаздан (будущий худрук Клезфеста в Петербурге) побывал там, и мы загорелись идеей - организовать что-то подобное у нас. Договорились о партнерстве с Сапожником, нашли финансирование, разработали программу, назвали фестиваль КлезКэмпом в Петербурге… Вдруг, в самый разгар подготовки, Сапожник исчезает, перестает отвечать на письма - видимо, не принял нас (или нынешних русских евреев в целом) всерьез. Но мы выкрутились - пригласили из Израиля легенду еврейской песни Нехаму Лифшицайте, и в 1997 году провели наш первый фестиваль. Через год вновь начинаем подготовку фестиваля, но тут получаем e-mail от Сапожника о том, что название "КлезКэмп" - его торговая марка, использовать которую нельзя. Пришлось на ходу менять название. Тогда и возникло это слово - Клезфест. Возникло - и приобрело популярность. Как, впрочем, и программы подобного типа. Сегодня клезфесты проводятся уже в Киеве, Лондоне, других городах. А слово это стало нарицательным, его пора включать в словари - и идиша, и русского языка, и английского…"

    В этом году на "Клезфест в Петербурге" - уже 11-й по счету - приехали старые друзья: автор-исполнитель песен на идише Аркадий Гендлер из Запорожья, мультиинструменталист и полиглот Майкл Альперт из Нью-Йорка, вокалист и аккордеонист Лорин Скламберг из получившей в прошлом году премию "Грэмми" группы Klezmatics, кларнетист-виртуоз из Харькова Геннадий Фомин, "молодежный акын" Псой Короленко из Москвы, певец и композитор Ефим Черный из Кишинева. Появились и новые, но сразу привлекшие к себе внимание лица: скрипачка Лиса Гуткин из той же группы Klezmatics, успешно сочетающая еврейскую скрипку и ирландские танцы; певец и знаток идиша, бывший москвич, а ныне житель США Юрий Веденяпин; певица из Братиславы Карине Саркисян…

    Клезмерское движение, кажется, повторяет путь джаза - от этнических истоков к общемировому музыкальному языку. Есть разные клезмеры: аутентисты и авангардисты, поп-музыканты и минималисты. Главное, что это - живой, развивающийся стиль, что эта музыка снова звучит там, где звучала и сто лет назад, - в России, Украине, Белоруссии, Молдове, странах Балтии. "Мы не хотим становиться коммерческим проектом, как многие западные фестивали. Мы по-прежнему в первую очередь ориентированы на музыкантов из стран бывшего СССР и Восточной Европы, как на профессионалов, так и на любителей хорошего уровня. Мы стремимся сбалансировать разные подходы и тенденции, сохранить связь с традициями народного исполнительства и в то же время шагать в ногу с молодежной музыкальной культурой", - говорит Александр Френкель. В песне Псоя Короленко, написанной на известную хасидскую мелодию и неоднократно звучавшей на клезфестовских концертах, поется: "Если деньги есть, а веры нет - вязким будет целый свет". Вероятно, в этом motto и заключен секрет петербургского Клезфеста.

Лорин Скламберг (Нью-Йорк)
Аркадий Гендлер (Запорожье)
Майкл Альперт (Нью-Йорк)
Мария Грибкова (Петербург)
Финальный номер - на сцене все участники
Юрий Веденяпин (Нью-Йорк)
Лиса Гуткин (Нью-Йорк)
Псой Короленко и Майкл Альперт в роли бадхенов
Ефим Черный (Кишинев)
Ольга Скорбященская
Фотографии Александра Наделя
Сайт создан в системе uCoz