"Народ мой" №15 (403) 13.08.2007

Еврейский художник в Русском музее

     В залах Инженерного замка открылась выставка произведений Анатолия Каплана из частного собрания. Она открывает целую программу совместных проектов Русского музея и петербургских коллекционеров. Русский музей вновь представил зрителям произведения Каплана, художника, ушедшего из жизни уже четверть века назад. Со времени предыдущей экспозиции, в основе которой были работы, хранящиеся в самом музее, прошло 12 лет. На сей раз, выставка демонстрирует зрителю часть коллекции, которая осталась в руках известного петербургского знатока и собирателя. Коллекционер Исаак Кушнир сохранил наследие Анатолия Каплана. Сама нынешняя выставка, по сути, выросла из альбома. Первый настоящий, большой альбом произведений Каплана Исаак Кушнир готовил к изданию как раз в музее. Сотрудники заинтересовались и предложили организовать выставку публикуемых произведений. Так издательский проект стал еще и экспозиционным - и оказался частью целой программы сотрудничества Русского музея с частными галеристами и собирателями.

     Для Русского музея фамилия Каплана - знаковая. Художник был завсегдатаем, более того, своим человеком в музейной среде. Он приходил в отдел графики и оставлял для его собрания первый оттиск своих работ. Благодаря этому у музея есть своя, и немаленькая, коллекция произведений Каплана. Нынешняя экспозиция представляет творчество Анатолия Каплана во всей полноте. Здесь можно увидеть его офорты и рисунки, живопись и керамику. Однако, - говорят искусствоведы - именно живопись является открытием нынешней выставки. Произведения Каплана 40-х годов они называют "маленькими, но истинными шедеврами".

     Отдельный раздел выставки - графические листы, отражающие жизнь Ленинграда военных и послевоенных лет (художник вернулся из эвакуации уже в 1944 году). Здесь и уборка снега, который вывозили вручную, на санях, и асфальтирование дороги, которым заняты исключительно женщины: мужья еще не вернулись с фронта, и салюты, и впервые включенные фонари ("Дан свет"). И все эти пронзительные по ощущению произведения выполнены в традициях графики северной столицы, с явными апелляциями к Добужинскому, Остроумовой-Лебедевой… Да и сам автор окончил Академию художеств. "Работы Каплана - это очень петербургскин и очень еврейские сюжеты, - говорит Валерий Дымшиц. - Они вовсе не просты. В них виден и второй, и третий слой, и вся игра подтекстов и смыслов".

     Художник прошел двадцатый век, не растеряв себя и не поступившись главным в своем творчестве. Он не рисовал ни парадных портретов передовиков, ни доярок, ни комсомольских вождей. Кажется, целая советская эпоха прошла мимо него как нечто временное и наносное, в то время как Анатолий (или, точнее, Танхум Лейви-Ицик) Каплан занимался вечными сюжетами и национальным искусством, оставаясь при этом глубоким лириком. Многие работы Каплана напоминают шагаловские, хотя созданы совсем в других условиях. На его рисунке "Звездное небо" - молодая парой на ветвях дерева, над рекой - и под звездами. А "Скрипач на крыше" оказывается таким же героем произведения, как коза, которая пытается ухватить лакомые верхние ветки с куста.

    Это виды еврейских местечек Белоруссии и Украины, пейзажи, это бытовые сюжеты, праздники и похороны, это повседневная жизнь, запечатленная навеки как бы по желанию самих персонажей каплановских произведений. Вот семья у фотографа. Он и она пришли сделать снимок, который будет храниться десятилетиями (таких в любом альбоме множество). Но художник превращает портрет в живопись, а затем воспроизводит его в керамическом пласте. Фототипажи превращаются в героев произведения, и теперь-то уж точно останутся со зрителем навсегда. Пластика с глазурью "перетекает" в графику - и обратно, с повторением сюжетов, цветового решения и фактур. Причем каждое произведение остается абсолютно самостоятельным и ценным независимо от таких повторений. Многие работы Каплана кажутся "наивным искусством". На самом деле, это лишь метод отражения нехитрой и небогатой провинциальной жизни.

     Греческую традицию керамики художник тоже опрокидывает в еврейскую жизнь. Но, оставаясь хранителем еще и русской школы, он "начиняет" ее врубелевскими красками с переливами насыщенных цветом оттенков и рельефным ивритским текстом. Его "Скрижали" - не только библейская тема, но и мотив противостояния с властью, пытающейся покончить с религией, и историей народа и, одновременно, сопряжение религиозного сюжета с мировым искусством.

     С началом "дела врачей" художник был уволен с работы. Это не только не сломило его, но дало начало новой, большой волне его творчества. Специалисты говорят даже, что именно с того времени и начинается "настоящий Каплан". В 1953 году, когда государственный антисемитизм достиг пика, а на запасных путях уже стояли теплушки для высылки миллионов советских евреев в Сибирь, художник принимается за цикл иллюстраций к "Заколдованному портному" Шолом-Алейхема. Причем помещает на каждом листе картинку в обрамление идишского текста.

     А дальше - целая серия графических листов: "Еврей с Торой", "Суббота"… Многие из них относятся к семидесятым годам: Анатолий Каплан остался верен теме до самой смерти. Впрочем, многие его сюжеты становились скорее воспоминанием о погибшем в советское время и в Холокост укладе традиционного местечка, данью минувшему. По словам Исаака Кушнира, художник не был человеком сугубо религиозным, да и вести соответствующий традиции образ жизни в послевоенном Ленинграде было почти невозможно. И все же, как утверждает директор центра "Петербургская иудаика" Валерий Дымшиц, "среди безвоздушного пространства Каплан был единственным еврейским голосом в современном искусстве". Причем подписывал работы художник всегда своей фамилией, не скрываясь за псевдонимом - компромисс с эпохой был ему чужд. Главный научный сотрудник Русского музея Михаил Герман свидетельствует: "Каплан был удивительным для послевоенного Ленинграда художником. Он не был диссидентом, но своим творчеством доказывал, что в тоталитарном мире выдержать и пройти проверку временем может только настоящее качество произведений".

     Из сохранившихся работ Каплана можно сделать еще три выставки, - говорит хранитель наследия Исаак Кушнир. И собирается в ближайшее время организовать еще одну экспозицию.

Василий Когаловский
Сайт создан в системе uCoz