"Народ мой" №19 (407) 15.10.2007

"Пробки" в Израиле

    

     Корреспонденту "Ами", разумеется, приходилось застревать в дорожных "пробках". К счастью, особенно долго стоять не приходилось. Дело в том, что в Израиле по обочинам основных дорожных магистралей установлены электронные счеты, указывающие какие пути в данный момент перегружены. Кроме того, те же сведения ежечасно передаются по радио (в том числе и по русскоязычным каналам) Службой дорожного движения (СДД), которая является не полицейской, а информационной структурой. И это еще не все. Набрав определенный номер телефона, можно получить совет СДД, по каким дорогам быстрее добраться до того или иного места.

     В беседе с журналистами министр транспорта Израиля Шауль Мофаз подчеркнул, что в ближайшие три-четыре года страну ожидает "великая транспортная революция".По словам министра, прежде всего, изменятся взаимоотношения между различными видами транспорта. "Пробки" полностью вряд ли исчезнут, но они значительно сократятся и перестанут быть проблемой. Предполагается, что личные автомобили будут использоваться, в основном, на сверхскоростных трассах, а в городах владельцы этого вида транспорта пересядут на трамваи, велосипеды или спустятся в метрополитен. Минтранспорт совместно с муниципалитетами городов уже выделил средства на строительство и эксплуатацию велосипедных дорожек в таких городах, как Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа, Холон и Ришон Ле-Цион. Предусматривается бесплатный прокат велосипедов всеми, кто предпочтет именно этот вид экологически чистого транспорта.

    Министр транспорта считает, что нет лучшего средства от "дорожной гипертонии", то есть от тех же самых "пробок", чем строительство транспортных "развязок". Только за последние годы в Стране Обетованной были введены в строй сотни новых "развязок" разных типов.

     Обычно пробки возникают в одни и те же часа утром и вечером на въезде и выезде из городов в связи с началом и завершением рабочего дня. Муниципалитеты городов обратились к руководителям предприятий, компаний и учреждений с просьбой "разнообразить" режим работы своих сотрудников. Таким образом, удалось снизить потоки машин в самые "пробочные" часы суток. Уменьшились "пробки" и благодаря строительству автостоянок при въезде в городские кварталы и у железнодорожных станций. По утрам спешащий на работу трудовой люд доезжает на личном транспорте до городской черты, а далее следует автобусом или поездом. Таким образом, существенно экономится время на дорогу. Например, утром из Реховота, города считающегося научным центром Израиля, до Тель-Авива из-за "пробок" можно добраться на автомобиле за полтора-два часа, а поезд доставит точно через 29 минут.

     В Израиле нет троллейбусных линий, несколько станций метро действует только в Хайфе, северной столицы государства. Но уже начал осуществляться проект по строительству линий метрополитена из Хайфы до Тель-Авива. Несомненно, этот проект признан работать как на настоящее, так и на будущее, если учесть, что сегодня из Хайфы в Тель-Авив можно добраться как автобусами, так и комфортабельными двухэтажными поездами.

     ... Однажды мне пришлось стать свидетелем дорожной аварии, которая и вызвала "пробку". Я тогда подумал, что череда машин, возникшая на шоссе, не даст возможности проехать карете "скорой помощи", и полицейские, мгновенно прибывшие на мотоциклах, вызовут для эвакуации пострадавших санитарный вертолет. Однако я ошибся, буквально через несколько минут сквозь поток застывших машин просочились два мотоциклиста с санитарами и носилками. Оказалось, что в Израиле действует мотоциклетная служба "скорой помощи", именуемая "Ацала" (Спасение). Руководитель этой службы Хаим Фридман сказал корреспонденту "Ами", что "именно из-за дорожных "пробок" "Ацала" стала насущной необходимостью". Отделение этой службы представлены в большинстве израильских городов и даже небольших поселков. Парамедики и санитары, пользуясь мотоциклами, всегда оказываются на месте дорожных аварий и катастроф раньше карет "скорой помощи". Следовательно, и раньше рассеиваются злополучные "пробки". Дорожной полиции на подобие российской ГИБДД в еврейском государстве нет. Все виды патрульной службы осуществляют обычные полицейские. Они строгие и, по-моему, справедливые. Когда мой приятель, знакомый еще по Москве, ненароком нарушивший дорожные правила в Израиле, попытался отмазаться от полицейского, который его остановил, шекелями, то тот немедленно надел на моего знакомого наручники. Его жене пришлось потратиться на адвоката, чтобы муж не загремел в тюрьму. Суд учел, что неудачливый взяткодатель прожил в Израиле немногим больше месяца и с местными реалиями ознакомиться не успел. Приятель отделался штрафом.

     "Должен заметить, - сказал в беседе со мной Моше Венеция, проработавший в израильской полиции четверть века, - что если полицейский следит за дорожным движением только одним глазом, а другим смотрит в карман проезжающих мимо водителей, то на дорогах будут не только "пробки", но и аварии".

     Верно, от полиции во многом зависит порядок на дорогах. Но только полиции, будь она и сверхчестная, с "пробками" - серьезнейшей болезнью современной городской инфраструктуры, - не справиться. Эту проблему обязано решить общество, в целом, и каждый гражданин, в частности.

Захар Гельман,
Реховот
Сайт создан в системе uCoz