"Народ мой" №20 (408) 31.10.2007

Корень, ствол и мы

Эссе для конференции "Авраамические религии и этносы в России", прочитанное в Московской хоральной синагоге 22 апреля 2007 г.

     Вс-вышний, Тора и евреи. Эти три понятия - в основе иудаизма. Для исповедующих каждую из традиционных авраамических религий ясно, что все люди сотворены Вс-вышним, а евреи были народом первородным.

     Сегодня евреи в своей массе значат для мира больше, чем для себя самих. Может быть, никогда в прежние эпохи не было столь внушительной части евреев, осознающих себя гражданами мира или составляющей, желающей ассимилировать в коренном народе страны проживания. Иные евреи и вовсе ощущают себя лишь обывателями без рода и племени и уж, конечно, без веры предков. Зависимость современной цивилизации от евреев сегодня исходит, в первую очередь, из историософии нашей цивилизации и в куда меньшей степени от еврея, Государства Израиль или даже американского еврейского истеблишмента. Для подавляющего большинства евреев их значимость - в лучшем случае миф, глухой отголосок далекого неведомого прошлого. В худшем же варианте - только мыльный пузырь. Но евреям в будущем придется осознать свою глобальную роль как реальность, иначе - разлом, обрыв… И неизвестность... При том не только для евреев. Не исключено: для всего иудео-христианско-исламского мира.

     Православные определяют веру как уверенность в существовании сил невидимых. У иудеев же есть, как минимум, два не просто видимых, а очевидно зримых доказательства промысла Вс-вышнего.

     Первое - сам еврейский народ с его невероятным возрастом в 4054 года, отделяющих нас от дня обрезания праотца Авраама. Евреи сохранились вопреки стремлению полного их уничтожения, исходившего в разные времена от древних греков, римлян, сирийцев, персов, от амалеков и вавилонян, от испанской инквизиции и нацистской Германии, невесть еще от кого. Большинство ненавистников еврейского народа превосходило его либо по численности, либо в военной мощи, а чаще и в том, и в другом. Таким образом, еврейский народ жив вопреки всякой причинно-следственной логике, но в соответствии с той картиной мира, которая воссоздана в Торе (Пятикнижии Моисея). В ней сохранение евреев происходит, в том числе, посредством чудес общеземного планетарного масштаба.

     Второе доказательство - это неослабевающее, пристрастное и пристальное внимание к евреям со стороны других народов: как тех, которые соприкасались с евреями, так и тех, которые, казалось бы, к ним не имеют никакого отношения.

     В средние века у евреев не было ни государства, ни реальных рычагов влияния на мир. У них была Тора и изолированная жизнь в кагалах. Тем не менее, они оказались в числе главных мишеней католической инквизиции. Взбудораженное беспокойство по поводу извечной непотопляемости еврейского народа присуще не только людям, населяющим страны с авраамическими религиями. Более того, пристрастное отношение к евреям не всегда носит негативный характер. Так, в Китае в последние годы муссируется гипотеза о том, что полтора миллиарда китайцев ведут родословную от одного из колен Исраэля.

     "И увидел Йосеф, что отец его кладет свою правую руку на голову Эфраима, и показалось ему это неправильным, и приподнял он руку отца своего, дабы приложить ее с головы Эфраима на голову Менаше. И сказал Йосеф отцу своему: "Не так, отец мой! Ибо этот первенец, клади правую руку твою на его голову". Но не согласился отец его и сказал: "Знаю, сын мой, знаю! Он также станет народом, он также будет велик; но меньший брат его будет больше его, и потомство его будет многочисленнейшим из народов" (Ваехи, XLVIII, 17).

     Кстати, недавно Израиль посетили издревле исповедующие иудаизм жители северо-востока Мьянмы (ранее - Бирма). По сообщениям израильской прессы, они рассказали, что в приграничных районах Мьянмы и КНР проживают миллионы их единоверцев. Но вопрос о связи самих китайцев с евреями на нашем витке цивилизации, скорее всего, курьезно-риторический, ибо, откуда бы кто не вышел и куда бы кто не пришел, он никак не еврей, если его предки на протяжении целых тысячелетий жили вне Торы. Впрочем, пути неисповедимы и промысел не в наших руках.

     Есть евреи-выходцы из России и есть другие евреи. Обойти эту парадигму невозможно, особенно - "другим", рядом живущим в Израиле. Через Россию "прошло" большинство ашкенази, коих тоже было большинство в еврейском народе. Россия на протяжении почти двух столетий являлась страной самого массового еврейского пребывания. Для тех, кто самоосознает себя евреем, неотъемлемо и самосознание всего предыдущего пути. Россия - близкий по времени и очень значимый отрезок маршрута. Именно в период двухсотлетнего пребывания в России практически завершился кагальный образ жизни в диаспоре и возникло Государство Израиль. Ничего случайного в истории не бывает, тем более - с евреями. Не потому ли так прижилась еврейская прививка в России и русская прививка в Израиле? Не эти ли прививки среди сокрытых двигателей современного мира?

     Российская власть на протяжении двухсот лет наступала евреям на ноги многократно: и чертой оседлости, и жестокой рекрутчиной, и делом врачей… Но в определенных ситуациях российская власть, отдавливая еврейские ноги, напарывалась на ею же забытые грабли. И это привело к полосе несчастий как русский народ, так и евреев.

     К началу 1880-х годов в Москве проживали с разрешения самого гуманного российского государя Александра II десятки тысяч евреев. Но в начале правления Александра III они в одночасье были переправлены обратно в черту оседлости. Тысячи евреев, вкусившие новое для себя поле жизни, теперь правдами и неправдами рвались в большие города, становясь носителями протестных начал. Поощрение христианизации на фоне погромов на юге России и пресловутого дела Бейлиса, обвиненного черносотенцами в ритуальном убийстве, корежило часть российского еврейства, тем самым приближая грандиозные потрясения.

     Если еврей теряет почву Торы, отходит от ожидания Машиаха, он теряет корень. Еврейский же ствол может продолжать какое-то время бурно жить сам по себе, но на его развесистых ветвях способны зреть отравленные плоды. Весомый процент евреев-революционеров всех мастей - это часто люди, одержимые мировой революцией, то есть тем, что, забыв Единственного и не дожидаясь Машиаха, они сами разрешат бремя истории. Еврей, отброшенный от веры праотцев, не теряет могучей первородной энергии. Но она способна у отдельно взятых превращаться в энергию, маргинальную и страшную. Но и конец ряда революционеров по трагичности не уступает концу проклинателя Вс-вышнего, побиваемого камнями.

     В конце 1960-х - 1970-е годы коммунистическая власть, не изучившая по дремучести опыт власти царской, вновь наталкивается на те же грабли. Ущемление прав инициативных и деятельных евреев, способных влиять на атмосферу в больших городах, вновь сопровождается ассимиляторскими усилиями, теперь уже под маской идеологии интернационализма. И это - один из факторов, предопределивших российскую драматургию начала 1990-х годов.

     Нынешнее политическое руководство России, скорее всего, учитывает опыт прошлого и позапрошлого столетий. Да, и евреев в современной Российской Федерации в десятки раз меньше, чем, скажем, в довоенном СССР. По крайней мере, перед войной в Москве и Ленинграде жили миллионы евреев. Моя мама вспоминала, что в московской школе на Сущевском Валу, которую она окончила в 1939 году, почти половина одноклассников была еврейской национальности - большинство мальчиков-евреев погибло на фронте.

     Утром 8 апреля 2007 года во время Песаха и в день православной Пасхи на Первом канале в передаче "Служу Отчизне" ведущий рассказал, что в Российской армии произведен опрос о национальной принадлежности сорока тысяч военнослужащих. Телеведущий указал, что подавляющее большинство солдат, прапорщиков и офицеров представлено славянами и лицами, исповедующими ислам, а затем с разочарованием сетовал, что на 40 000 российских военнослужащих приходится всего лишь 10 офицеров, 4 прапорщика и не одного рядового еврейского происхождения. Вот так, дескать, евреи отдают в России воинский долг. Многие телезрители наверняка не в курсе, что в нашей стране по официальным подсчетам сейчас евреев - максимум полторы сотых (сотых, а не десятых!) процента от всего населения. Следовательно, на сорок тысяч военнослужащих может приходиться не более 60 евреев. Таким образом, опрос выявил офицеров и прапорщиков еврейской национальности даже в некотором переизбытке. А что касается рядовых… Кто из них в нашей армии с учетом проблем с дедовщиной, при отсутствии пятого пункта в паспорте и при наличии бытового антисемитизма (и далеко не только в России), будет декларировать свою еврейскую принадлежность?

     Ведущий передачи "Служу Отчизне" не ограничился этой "обличительной статистикой" и заметил, что если при Российской армии есть главный военный раввин, то при Армии обороны Израиля нет православных священников, что несправедливо. Тут бы уместно вспомнить, что в Израиле, в отличие от России, имеется в общем-то государственная религия. Хотя главное, по-видимому, в другом. В период службы находящиеся в постоянной боеготовности израильские солдаты чаще ночуют дома, чем в казарме, а выходные дни проводят дома почти всегда. В законное свободное время ничто не мешает им посещать по своему выбору бейт-кнессет, церковь или мечеть.

     Безусловно, исчезновение графы "национальность" в российском паспорте соответствует современным общепринятым демократическим стандартам. Но для множества людей еврейского происхождения, оказавшихся под ассимиляторским прессом и отошедших в советские годы от самих себя, забвение пятого пункта в документе стало поводом для окончательного забвения еврейства. Сколько таких, совсем не помнящих родства дикорастущих стволов без корней, в больших городах России - десятки, сотни тысяч, а, может быть, миллионы? На фоне этого огромная разобщенность живущих в нашей стране евреев, признающих себя таковыми, пожалуй, сопоставима только с разобщенностью внутри русского народа. А по соседству - земляческая сплоченность десятков национальных диаспор, населяющих мегаполисы.

     Среди немногочисленных деятельных антисемитов, функционирующих на российском общественном поле, встречаются и убогие еврейской крови. Может быть, нам, евреям, есть смысл не стесняться озвучивать их имена, чтобы тем самым приостановить размножение им подобных?

     Это - о стволах, отломавшихся от корней. Но у современного российского еврейства есть и другая проблема - не всякий корень, а иной раз и не всякая корневая система, дают всходы. Речь идет об имитации иудаизма и хасидизма, которая присуща определенной части современных общин. В этом случае Вс-вышний и Тора в сознании имитаторов существуют независимо от евреев и их судеб. Реальная духовная жизнь общины в подобных случаях подменена выступлениями набивших оскомину "теле- и радиозвезд" шоу-бизнеса и всевозможными разномастными часто дорогостоящими пиар-акциями прямо в стенах общинного центра.

     При этом создается миф о том, что Агада и религиозный образ жизни - это атрибуты особо посвященных и избранных, недоступные обычным смертным. Такой специфический регламент чрезвычайно удобен его устроителям. Но эта "религиозная" жизнь не имеет никакого отношения к конкретному живому российскому еврею, который в здравом самосознании и в реальной памяти. Не всякому раввину, не знающему России с детства, случается осмыслить то пространство, где люди естественно дышат "еврейско-русским воздухом". Ни России, ни русским, ни евреям, ни всем россиянам новые потрясения не просто не нужны, они губительны. Будем же самими собой. Соединим свои пути с истоком. С помощью Того, Кому вверяем себя. ЭЛЬ МЕЛЕХ НЕЭМАН.

Евгений Бень
www.mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=2731
Сайт создан в системе uCoz