"Народ мой" №22 (410) 29.11.2007

Слово раввина

     Дорогие друзья!

     Сегодня мне вновь хотелось бы напомнить вам о событиях Хануки - праздника, продолжающегося восемь дней - с 25 Кислева по 2 Тевета (или до 3 - в те годы, когда в Кислеве 29 дней). Установлен он Йегудой Макаби и его братьями, чтобы отметить очищение и освящение иерусалимского храма, оскверненного греками и евреями-ассимилянтами, и возобновление храмового служения.

     Рамбам так описывает события тех лет: "Во времена Второго Храма греческие цари начали гонения на евреев и их религию и не позволяли им изучать Тору и исполнять заповеди, наложили руку на их имущество и на их дочерей, ворвались в Храм, разрушили ограду вокруг него и осквернили святыни. Израиль находился тогда в великой беде и под жестоким притеснением - пока не смилостивился над евреями Б-г их отцов и спас их от руки греков, дав победу сынам Хашмоная, потомкам первосвященников, которые победили греков и освободили Израиль из-под их власти... Это произошло 25 Кислева: вошли в Храм и не нашли масла, ритуально чистого, кроме одного кувшинчика, в котором масла было столько, что его могло хватить лишь на один день. Но зажигали им Менору в Храме восемь дней - пока не приготовили новое чистое масло. По этой причине мудрецы того поколения постановили, чтобы эти восемь дней, начиная с 25 Кислева, были днями веселья и благодарения Вс-вышнему, когда зажигают светильники у входа в дома - каждую из этих восьми ночей, - дабы всем стало известно о чуде. Дни эти называются Ханука [освящение], и в эти дни нельзя скорбеть и поститься." (Законы о Хануке, гл. 3).

     В наши же дни мы отмечаем Хануку зажиганием светильников, чтением "Галеля" и благодарственной молитвы "Аль г'анисим" (За чудеса).

     Из посланий Любавичского Ребе Робби Менахема М. Шнеерсона:

     "...Ханукальные огни, зажигаемые с наступлением вечера, напоминают нам о прошлом: о войне и победе Хашмонеев, об освящении восстановленного Храма, о вновь зажженной в Бейт-Амикдаш Меноре и о малом количестве масла, которого чудесным образом хватило на восемь дней горения...

     Значение праздников в еврейской жизни, как отмечалось неоднократно, - не только напомнить о событиях, которые произошли много лет и поколений назад. Праздник и связанные с ним законы и обычаи должны вызывать настолько сильные и глубокие чувства, чтобы события тех времен переживались заново и отражались на нашем ежедневном поведении - в мыслях, словах и особенно поступках.

     Необходимо извлекать уроки из давних событий, годовщины которых мы отмечаем, и прилагать эти уроки к сегодняшнему дню - к повседневной жизни каждого еврея".

     С праздником Вас!

Главный раввин С.-Петербурга
Менахем-Мендл Певзнер
Сайт создан в системе uCoz