"Народ мой" №1 (413) 16.01.2008

Еще крупица правды

     Кажется, о Холокосте (Шоа) уже написано все. Тем не менее, каждая книга или статья добавляет что-то - или факт, или понимание - к той картине, которая перед глазами нормальных людей. Разумеется, если просто много раз описывать страдания и смерти, мозг откажется воспринимать эти картины. Поэтому описания, из которых состоит только что вышедшая в издательстве "Книжный клуб" (Харьков, 2007) книга Гвидо Хоппа "Холокост", в основном - дань памяти. Конечно, и это влияет как-то на людей, живущих сейчас, и на тех, кто будет жить после нас. Следуя идеологии автора книги, т. е. уделяя особое внимание фактам, укажем читателям на то, чего мы могли не знать раньше, на то, что именно он, автор, и группа, с которой он работал, нашли в архивах и документах. Это антисемитизм участников антигитлеровского заговора 1944 года. Это антисемитизм, "в остальном безупречного", как пишет автор, пастора Оскара Нимеллера. Это спасение евреев, которым занимался брат Гиммлера. Это бессудные, но неизбежные после того, что увидели освободители, расстрелы американскими солдатами эсэсовцев - охранников лагерей уничтожения. В книге говорится о случаях восстаний, о сопротивлении, о тех, кто спасал. Ибо, несмотря на смертельный риск, находились и такие…

     Бывают странные совпадения, и эта новая и более чем документальная книга попала мне в руки в один день с художественной и старой (Иерусалим: Тарбут, 1984) книгой Ганса Габе "Миссия". Начало более или менее понятно - австрийский подданный, знаменитый врач, ассимилированный еврей, аншлюс, вместо роскошного дома - тюремная камера. Проходит несколько дней, профессора выпускают и - и посылают представителем еврейской общины - но посылает государство! - на конференцию в Эвиане. Да, ту самую, на которой немцы хотели продать евреев западу за смешные по сегодняшним меркам, но и по тем временам не безумные деньги - по $250 за голову. С поразительным искусством - действие которого на нас усугублено знанием подлости этой жизни, - автор показывает, как соображения жизни и гуманизма, очевидные врачу и человеку, разбиваются о соображения политики. Мы читаем, и все кажется нам умеренно понятным, пока мы не натыкаемся на фразу, сказанную - в книге - представителем Британии: "В программе господина Гитлера есть зерно интернационализма, и это зерно - антисемитизм". Переведя дух, мы читаем дальше - до фразы: "Еврей заставляет мир занять определенную позицию, может быть, в этом корень антисемитизма". Собственно, после этих фраз книгу можно не дочитывать. Но мы читаем, понимая, чем все кончится - тем, чем оно и кончилось в действительности.

Леонид Ашкинази

Сайт создан в системе uCoz