"Народ мой" №4 (416) 28.02.2008

Реальность реальности

    В предисловии к этой книге сказано: "Она написана захватывающе интересно - достаточно редко встречающееся качество". С утверждением можно согласиться, но возникает вопрос: как создана эта "захватывающая интересность" книги Владимира Фромера "Реальность мифов", изданной в серии "Израиль. Война и мир" в 2003 году издательством "Мосты культуры/Гешарим"? Ответ таков: автор ухитряется соединить изложение исторических событий с описанием людей, участвовавших в них. Причем не внешним описанием ("он выхватил пистолет", "люблю, - прошептала она"), а реконструкцией психологии участников.

    Действие начинается в 1948 году, все военные события описаны детально. Попутно мы узнаем много интересного о событиях, происходивших вокруг схватки. Например, почему лишился трона Фарук - оказывается, потому, что простые египтяне узнали, как их надувала египетская пропаганда. А вовсе не потому, что трудовой народ восстал против прогнившей королевской власти, как нас учили. Не обходит автор и "сомнительные" моменты истории. Например, он упоминает, что "после войны Бен-Гурион поторопился удалить Ицхака Саде из армии. Он был первым генералом, отправленным в отставку. Даже в запасе не получил никакой должности". Тут приходят в голову определенные параллели: видимо, после войн слишком популярные командиры всегда делаются неудобны... Повествование о войне построено в форме рассказов об отдельных людях - впрочем, слово "отдельных" здесь не вполне точно: говорится о событиях, в которых участвовал данный человек, о тех, кто сражался рядом с ним, делил с ним риск, радость победы, супружеское (и не супружеское) ложе. Автор рассказывает и о тех, кого мы знаем (понаслышке, понаслышке...), и о тех, о ком ничего или почти ничего не слышали. Пишет автор и о всяких "темных местах", о политических и околополитических сделках, о недобросовестности и вранье. Но пишет он об этом, хоть придавая произведению "живость", но не опускаясь до "бульварщины". Даже описания грубых шуток смотрятся мило - то ли из-за ощущения величия тех, кто шутил, то ли из-за мастерства автора. Особенно подробно В. Фромер пишет об Эхуде Бараке, и это "хорошо весьма", поскольку об этом человеке мы знаем мало, а то, что знаем, - сильно упрощенная картина.

    Вторая - меньшая по объему часть этой книги посвящена Мосаду. А третью часть книги автор посвятил израильским поэтам. И с этой частью нельзя сделать ничего, кроме одного - ее надо читать. В этой книге замечательно все, и она даже хорошо оформлена. Но почему она названа "Реальность мифов"? Этого я, признаться, так и не понял.

Леонид Ашкинази

Сайт создан в системе uCoz