"Народ мой" №8 (420) 29.04.2008

Поговорим о любви?

    

     Возможен ли в наши дни серьёзный разговор о любви и о ценностях семейных отношений? Пессимисты считают, что пытаться возродить традиционный семейный уклад - дело безнадёжное. Однако пока существуют на свете мужчины и женщины, они будут искать друг друга, надеяться, разочаровываться и вновь искать. Откуда берется эта постоянная жажда любви, и куда она исчезает? "Русские" израильтяне обычно неплохо ориентируются в восточных учениях - кто не слышал об инь и янь, о мужской и женской энергии? Между тем, мало кто из них задаётся вопросом, что говорит об этом философия и традиция собственного народа.

     В фильме "Ты посвящена мне" Анна Соловей, журналист и режиссёр-кинодокументалист, решила провести собственное исследование, опираясь на духовные учения и живые примеры. Анна приехала в Израиль в 1999 году. До этого, в Санкт-Петербурге, она занималась журналистикой, изданием детского журнала, а для телевидения снимала неполитические документальные киносюжеты. В Израиле она этот опыт продолжила. Телезрители помнят цикл сюжетов Анны Соловей в телепрограмме "Ерушалаим". Кроме всего прочего она занималась и рубрикой "Скрытая реальность". Журналистка обычно беседовала с религиозными людьми, задавала им простые, намеренно наивные, часто скептические вопросы, которые нередко возникают у людей светских. Её собеседники давали компетентные ответы и объяснения, вызывающие у зрителей размышления над глубокими идеями иудаизма. Так возникал диалог между людьми, которые в Израиле, как правило, не интересуются друг другом и предпочитают не вступать в общение. Одним из вдохновителей этих передач был раввин (а в прошлом актер и режиссер), Цви Патлас. Он и предложил Анне сделать совместный фильм при поддержке московского "Центра изучения Торы". О чем фильм? "О любви". Первоначальное название картины было именно таким.

     Демонстрация фильма в Иерусалиме была посвящена памяти известной петербургской, а в последние годы израильской журналистки Полины Соловей - недавно ушедшей из жизни маме автора фильма. Зрителями были, в основном, люди нерелигиозные, и в начале просмотра в зале возник лёгкий ропот: почему не предупредили? Но он быстро стих и сменился предельным вниманием и интересом публики. С экрана говорили о любви (старая и всегда актуальная тема!), но с необычных позиций и с неповторимой интонацией.

    В любой культуре, соединение мужчины и женщины - сакральный, мистический акт. Что говорит об этом иудаизм? Почему сразу после рождения ребёнку желают найти свою вторую половину, ибо без неё он не есть Адам, человек? - С такими вопросами обращается Анна к разным людям: от юных жениха и невесты до раввина Ицхака Зильбера.

     Звучит нежная мелодия, яркий солнечный свет обнимает всё небо, море и парня на берегу. Это Ури Скляр. Он рассказывает об оловянном солдатике, которого в детстве привёз с собой в Израиль и потерял в море на этом месте, а потом часто приходил сюда в надежде найти потерю. И вот мы видим Ури уже в солдатской форме на армейских фотографиях, а потом фотоальбом ведёт нас в те времена, когда он считал футбол делом своей жизни, сначала играл в команде Ашдода, а потом в сборной Израиля. Но в армии он приобщился к религии и вскоре потерял интерес к своим спортивным победам. Ури и Маша, его невеста, - главные действующие лица фильма. Зрители узнают о том, как они познакомились через сватовство, как после нескольких встреч решили пожениться, наблюдают за подготовкой к свадьбе. Этот предсвадебный период, а затем и сама многолюдная, веселая и трогательная еврейская свадьба являются стержнем всего фильма. А его герои - несколько больших семей - родственники жениха и невесты, семьи их друзей и знакомых, гости. Перед зрителем проходят истории людей самых разных поколений.

     Вот обрезание - мы слышим, как восьмидневному младенцу читают благословение, чтобы он стал цельным человеком, войдя в будущем под хупу со своей невестой и сказав ей: "Ты посвящена мне". А вот раввин Зильбер (это была его последняя прижизненная съемка) открывает заветную старую книгу, где расписана генеалогия его семьи с библейских времен. Люди, каждый по-своему, отвечают на вопросы журналистки, рассказывают о личном. Почти все они - выходцы из разных республик бывшего Союза, и их рассказы раздвигают временные и пространственные рамки фильма. Легендарный рав Ицхак Зильбер переносит зрителей в 1945 год, в Куйбышев, где накануне своей свадьбы он был арестован якобы за неправильный переход улицы. В милиции под плакатом "Смерть шпионам!" его зверски били по голове. Единственное, о чем молился молодой человек, было: "Г-споди, пожалей мою маму!". Его чудесным образом освободили, и свадьба состоялась.

     Ханох Лернер вспоминает о временах, когда решение сделать обрезание ребенку было чревато большими неприятностями. Синагога в Одессе была, но обрезание делать никто не решался. Для того, чтобы совершить этот обряд, ему пришлось из Одессы ехать в Москву. Его жена Хана объясняет, как получилось, что она стала заниматься шидухом, сватовством, без которого не обходится практически ни один еврейский традиционный брак. Так было и во времена молодости Полины - бабушки Ури. Ее тоже сосватали, и хотя сама она была уже девушка просвещенная, но все традиции в ее семье соблюдали, и хупу сделали, и ктуба была, зашитая от посторонних глаз в перину. Вот старинная фотография семьи: "Этот погиб во время погрома, эту заживо закопали немцы…", глаза бабушки влажнеют, но вот мы видим ее уже на свадьбе: замедленная съемка - старики, взрослые, дети, а за кадром бабушка жениха все перечисляет имена, эти еврейские имена продолжают жить.

     Пространство фильма насыщено действием. Перед зрителями живая жизнь. Здесь молятся, наряжают и гримируют невесту, ведут молодых под хупу, танцуют, поют, стригут трёхлетнего мальчика (локон которого, по традиции, прячут, чтобы в будущем подарить невесте), работают в мастерской, рисуют, перебирают рис, пекут халу, накрывают на стол, снова танцуют, снова поют. Дети разного возраста, от грудных младенцев до отроков, постоянно рядом с взрослыми. Оператор - Антон Жив - выстраивает перед зрителями целую галерею ярких детских портретов. Камера фиксирует их то озорные, то вдумчивые лица, они внимательно слушают, о чем говорят взрослые, наблюдают за происходящим, размышляют, участвуют в разговоре о любви.

     Точку зрения иудаизма на понятие "любовь" и "семья" объясняют (кроме раввина Зильбера) раввины Александр Айзенштадт, Иегуда Гордон, Цви Патлас. Все они, так называемые "вернувшиеся к вере", то есть, получившие светское образование, и принявшие на себя религиозные нормы совершенно сознательно. В еврейской традиционной семье считают, что любовь не возникает стихийно, а вырастает, строится после брака. Трудно принять такой подход, особенно, если не разобраться, что значит слово "любовь" в устах собеседника. Оказывается, слово "любовь" - "ахава" - происходит от корня "хав" - "отдавать". Значит "любовь" - это "самоотдача". Любовь должна быть построена на том, чтобы учиться преодолевать эго и учиться отдавать. Муж и жена - единая плоть. Каждая семья - это миниатюрный Храм, в котором обитает Вс-вышний. И это несравненно выше, чем страсть или увлечение, о которых говорит литература. Так ли это однозначно? Взаимное понимание того, что они строят Дом, а Дом - не квартирка и не вилла, а некое духовное понятие, меняет ли это что-то в часто нелегкой жизни верующих людей или это просто отвлеченная идея?

     - Так все-таки нужно ли влюбляться, или это не для религиозного человека? - все повторяет режиссер свой вопрос раву Зильберу.

     - Да, - наконец, отвечает он, - любовь нужна, красота нужна…

     И мы видим, как бежит, бежит… вот уже почти летит вперед маленькая девочка в развевающемся на ветру платье. Многие вещи создатели фильма передают без слов на языке кинематографии, которым прекрасно владеют Анна Соловей и её съёмочная группа. Всё в фильме пронизано солнечным светом. Настроение праздничное. Его усиливает и особенный ритм сменяющихся кадров, где портреты, снятые крупным планом, чередуются с пейзажами, интерьерами, выразительными деталями. Это настроение поддерживают народные мелодии и музыка. Фильм сделан по принципу мозаики, когда множество фрагментов, переходя один в другой, создают единую картину. И это придаёт ему особую прелесть.

     Из отзывов о фильме особенно запомнился один. Вот что говорит девушка-нееврейка из Прибалтики, которая посмотрела фильм, чудом попавший в местный киноклуб: "Необыкновенно красивый фильм. На мой взгляд, даже слишком красивый: и очень красивые одухотворённые лица, и многолетние традиции, и удивительно красивая природа. Мне было интересно хотя бы потому, что это для меня чужая страна, чужие обычаи, чужой народ". Фильм "Ты посвящена мне", изначально задуманный как повествование о счастливом устройстве жизни, получился светлым и радостным. Его особенность и в том, что он даёт редкую возможность заглянуть в недоступный для многих мир современных религиозных русскоязычных израильтян.

Белла Усвяцова-Гольдштейн
На фото: кадры из фильма
Сайт создан в системе uCoz