"Народ мой" №8 (420) 29.04.2008

Молодёжный седер в синагоге

     Слово "седер" означает "порядок". "Наводить порядок" (читай: проводить седер) в этом году "Гилель" решил совместно с Большой хоральной синагогой. Холл синагоги (у входа в женскую галерею) вместил около сотни гостей. С люстр свешивались цепи (как напоминание о рабстве в Египте), за круглыми столами, украшенными цветами, собрались нарядные молодые люди, в основном, в белом.

     Прошлись по Пасхальной Агаде. От каждого столика вышел представитель, который прочитал отрывок из Агады. Всё шло своим чередом: этапы седера, песни, благословения. А я сидела и думала только об одном: сколько сотен людей в разных городах сейчас читают одни и те же тексты на иврите, вспоминают одни и те же эпизоды из еврейской истории. Я думала о своей семье, которая ровно в это же время собралась за праздничным столом в Израиле, думала о друзьях и близких в Киеве и о том, что они сейчас в том же самом порядке раскладывают предметы на пасхальном блюде - кеаре. И эта, для кого-то банальная, идея вновь зазвучала для меня по-новому.

     Но для того, чтобы понять, что такого уникального, особенного было на молодёжном седере, я провела блиц-опрос некоторых гостей на тему: "Чем эта ночь отличается от предыдущих?", намереваясь выяснить, чем седер в синагоге отличался от седеров, на которых они бывали ранее.

     Виктория Барзман:

     "Этот седер отличался своей атмосферой. Может быть, конечно, потому, что он шел в здании синагоги, и мы все побывали на службе, может, потому что его вел рав Цви, но воспринимался седер гораздо более серьезно. Благодаря тому, что почти все были в белом, настроение было очень праздничным, а обилие знакомых лиц придавало ощущение уюта. Вообще от этого седера осталось теплое и светлое чувство".

     Игорь Беринский:

     "Мне очень запомнился седер, проходивший несколько лет назад в ресторане "Академия". И, наверное, не только потому, что я принимал участие в нем как ведущий одной из частей. То был гилелевский седер, но студенты приходили с родителями. Все сидели за длинными столами. И, несмотря на то, что было очень много народу (человек 200), все равно было как-то тепло, по-семейному. Еще запомнилось, что участники готовили маленькие представления, и в результате получился целый седер-концерт.

     Седер этого года мне не понравился. Народу было не так уж и много, но единства не ощущалось. О том, что стояло на столах, я промолчу. В конце-концов, чего можно было ждать на 200 руб? При этом бежали по Агаде галопом, так что, по-моему, даже в синагоге "правильный" седер не получился. Те, кто были на седере впервые, ушли разочарованными, я думаю. Впрочем, так же как и те, кто бывал на седерах раньше".

     Леонид Гальперин:

     "Последний мой седер был в 11 классе. И это было неизвестно на что похоже (как и все предыдущие седеры, впрочем). А тут в Большой хоральной синагоге. И ведёт седер не кто-то, а настоящий раввин! Всё по правилам. Было здорово и просто интересно вспомнить, зачем вообще евреи собираются вместе на Песах, и как части седера связаны друг с другом и с историей нашего народа".

     Михаил Йохансон:

     "Гилелевские седеры всегда менее серьезно выглядели, чем этот, но в том-то и дело, что были веселее. Здесь было всё официально - с раввином. Для "Гилеля", наверное, необычно, а для тех, кто принимает участие в программе "STARS", и для тех, кто время от времени бывает в синагоге, достаточно привычно. В общем, считаю, что гилелевские Седеры тоже всегда были хорошими, суть в том, чтобы передать идею.

     На этом седере, мне кажется, было достаточно скучно. У нас было только безостановочное чтение Агады, поедание ужина. И всё. Считаю, что можно было придумать что-то ещё. Седер же был молодёжый, а похоже было на пенсионерский".

Материал подготовила Инна Алексеева
Сайт создан в системе uCoz