Евреи-христиане: свои или чужие?
Из истории вопроса

    Отношения между иудеями и евреями-христианами всегда были напряженными. Измена вере и еврейскому образу жизни были и остаются страшнейшим грехом у евреев. Однако случаи перехода евреев в другую веру встречались и до появления христианства. А с его возникновением отступничество стало одной из центральных проблем в отношениях между евреями и их соседями, постоянным источником напряженности и вспышек межрелигиозной розни. Иногда евреев заставляли насильно принимать христианство, иногда они шли на этот шаг, чтобы избежать гонений, но при этом некоторые продолжали оставаться тайными иудеями и поддерживали связь со своим народом. Порой это был совершенно осознанный выбор, основанный на изучении и принятии догматов христианства. Нередко отступники становились рьяными врагами и гонителями еврейства. Но события Катастрофы показали, что отказ от иудейства не является гарантией безопасности и благополучия. Ведь уничтожению подвергались все евреи вне зависимости от их вероисповедания. Возможно, это привело отступников к осознанию своей связи с некогда отвергнутым ими еврейским народом. Они решили, что Израиль должен быть домом и для них, поскольку они пострадали так же, как и те евреи, которые оставались верными своей религии.

    Пожалуй, самым известным евреем-христианином в истории современного Израиля был Освальд Руфайзен, жизнь которого подробно описана в романе Людмилы Улицкой "Даниэль Штайн, переводчик". Руфайзен был католическим священником. В 1950-е гг. он пожелал в соответствии с Законом о возвращении получить израильское гражданство. Когда ему было отказано на основании "процедурных распоряжений" от 1.01.1960, Руфайзен подал апелляцию в Верховный суд Израиля (дело 72/62, Освальд Руфайзен против министра внутренних дел). В своей апелляции брат Даниэль добивался признания за ним права на репатриацию в Израиль на основании того, что он является евреем - если не по религиозной принадлежности, то по праву рождения от еврейской матери. По его словам, несмотря на то, что он является верующим христианином, в "национальном плане" он чувствует себя евреем. Однако иск был отвергнут. Верховный суд постановил, что, исходя из светского характера Закона о возвращении, понятие "еврей" следует толковать в традиционном, а не строго галахическом смысле, и, следовательно, Закон о возвращении не распространяется на лиц, рожденных евреями, но перешедших в другое вероисповедание. В 1970 г. была принята поправка к Закону о возвращении, согласно которой евреем является тот, кто рожден от матери-еврейки и не перешел в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм; одновременно поправка предусматривала, что нееврейский супруг, дети и внуки еврея, прибывшего в страну на основании Закона о возвращении, располагают тем же гражданским статусом и пользуются теми же правами и льготами, что и другие репатрианты. В соответствии с этим законом во время массовой алии из бывшего Советского Союза в Израиль приехало около трехсот тысяч людей, не являющихся евреями по Галахе. Среди них, естественно, был определенный процент христиан. Эти люди стали гражданами Израиля, но далеко не все из них стали проходить гиюр, что создало определенные неприятности в их жизни. По сей день они не могут вступать в брак на территории Израиля и их отказываются хоронить на еврейских кладбищах. Все же в последнее время отношение к евреям-христианам становится более терпимым. В апреле этого года БАГАЦ принял решение, что евреи, принявшие христианство, имеют право на репатриацию, как дети отцов-евреев, но лишь в том случае, если их мать не является еврейкой. Было признано, что этих людей нельзя считать "евреями, добровольно сменившими вероисповедание", поскольку они никогда и не были евреями по определению Закона о возвращении. Те же евреи-христиане, которые не подпадают под данное решение суда, но горят желанием во что бы то ни стало репатриироваться на Святую Землю, чтобы быть поближе к христианским святыням, всячески стараются скрывать свое вероисповедание. Чаще всего они называют себя атеистами. А порой бывают совершенно анекдотические случаи. Например, один православный еврей в графе "вероисповедание" написал "orthodox", а поскольку так же называют евреев, принадлежащих к ортодоксальному крылу иудаизма, англоговорящий сотрудник иммиграционной службы не заметил подвоха, и еще один еврей-христианин получил израильское гражданство. Православные священники одобрительно относятся к подобным действиям. "Юли, как хочешь, только от Христа не отрекайся", - напутствовал один священник своего прихожанина еврея, решившего перебраться жить в Израиль. Помощь в репатриации евреям-христианам также оказывают некоторые сионистские христианские, а также еврейские мессианские организации, которые восприняли создание еврейского государства как преддверие второго пришествия. Они развернули активную миссионерскую деятельность среди евреев Израиля и в общинах рассеяния. Основными целями этих организаций являются "поделиться Благой Вестью с евреями" и "рассказать христианам о еврейских корнях христианства". Участники этих движений верят, что переселение евреев-христиан в Израиль может послужить примирению и взаимному признанию между иудеями и христианами. По мнению Натана Файнгольда, автора статьи "Диалог или миссионерство", одной из причин того, что значительная часть евреев, принявших христианство, утверждает, что они евреи, является следование теории Достоевского, согласно которой русский православный народ является приемником "ветхого" еврейского народа. "Таким образом, мы приходим к пониманию парадоксального психологического курьеза, когда выкрест объявляет себя не ренегатом, отказавшимся от своего еврейства, а подлинным сыном Израиля, своевременно "откорректировавшим" свое еврейство", - пишет Файнгольд.

    Христиане в Израиле

    Сейчас христианство исповедуют 2,3% населения Израиля. Большинство из них составляют арабы. Самые крупные общины располагаются в Назарете и Бейт-Лехеме (Вифлееме). В Израиле существует большое количество церквей, представляющих самые различные течения христианства. Израиль признает автономию во внутренних делах христианских общин, которая распространяется на управления святыми местами, на назначение священнослужителей, на школьное образование и на судопроизводство. Воскресные дни и христианские праздники официально признаны нерабочими днями для христиан. В последние 30 лет за государственный счет были реставрированы многие святые места. Христиане освобождены от воинской повинности.

    Тем не менее, в материалах, публикуемых на различных православных сайтах, жизнь христиан в Израиле рисуется в самых темных красках. Израиль обвиняют не только в дискриминации, но и в самых настоящих преследованиях людей христианского вероисповедания. Рассказывается о преднамеренном разрушении христианских храмов и кладбищ. В Израиле создаются националистические организации, якобы призванные защитить права этнических русских и евреев-христиан. Руководитель наиболее известной из них, "Русской общины", А. В. Герасимов в свой статье "Кошерный нацизм. Израиль уничтожает христиан" пишет, что он с пониманием относится к молодым людям, которые в Израиле избивают евреев и рисуют свастики в синагогах. Он считает, что у детей неевреев есть всего лишь два выхода. Или объединяться в группы и мстить сионистским расистам за искалеченное детство, или уехать из Израиля и забыть это еврейское государство, как страшный сон". Другая организация, "Славянский Союз", целью которой является создание "русской культурной автономии" в Государстве Израиль обращается к русскоязычным израильтянам с призывом голосовать за коммунистическую и преимущественно арабскую партию ХАДАШ. По сути, эти организации являются пятой колонной, ведущей "подрывную" деятельность в израильском обществе и срывающие всякую инициативу по улучшению положения русскоязычного населения Израиля. Но эти организации не пользуются слишком большой поддержкой среди евреев-христиан. В большинстве своем христиане уважительно относятся к еврейской культуре, также как и остальные изучают иудаизм, отмечают еврейские праздники. И нередко они сами или их дети, родившиеся уже в Израиле, решают вернуться к религии своего народа.

    Позиция Израиля

    В Израиле очень серьезно относятся к вероисповеданию. Еврей определяется больше по вере, чем по крови. Прозелит, принявший иудаизм, будет считаться евреем, потому что он захотел стать частью еврейского народа, разделить с ним его горести и радости. Отношение к этому человеку всегда будет лучше, чем к чистокровному еврею, отвергнувшему иудаизм.

    Как уже было упомянуто, Закон о возвращении не соответствует галахическим представлениям о еврействе. Согласно еврейскому религиозному закону, переход еврея (то есть лица, родившегося от матери-еврейки или прошедшего по всем правилам обряд гиюра) в иную веру, в сущности, невозможен: "Еврей, даже согрешив, остается евреем" (Санх. 44а). При переходе еврея в другую веру семья отступника должна совершать по нему траурные обряды, как по покойнику. Однако если же отступник пожелает вернуться к иудаизму, то он не нуждается в прохождении особого ритуала, так как со строго галахической точки зрения он никогда не переставал быть евреем. Некоторые религиозные авторитеты настаивают на необходимости определенных символических действий - отступник должен признать свой грех и выразить раскаяние перед коллегией из трех раввинов, заявив, что впредь он будет соблюдать еврейский закон, или даже обязан, подобно прозелиту, совершить ритуальное омовение в микве. Поскольку сегодня большинство крещенных евреев сделали это по незнанию, они получают другой статус - тинок ше нишба (дословно, младенец, который клянется). Этим людям стараются объяснить их заблуждение и вернуть в иудаизм.

    С точки зрения еврейского секулярного самосознания отступничество - акт, безоговорочно исключающий отступника из еврейского народа. Столь жесткая позиция имеет свои исторические основания. Жестокие преследования и систематическое унижение церковью и христианскими правителями заставили евреев считать отступничество дезертирством из лагеря гонимых и присоединением к гонителям.

    Христианские миссионеры всячески старались обратить евреев в свою веру, обещая им улучшение общественного и юридического статуса, а порой прибегая к насилию. Поэтому миссионерство христиан стало рассматриваться евреями как вульгарная и антидуховная в своей сущности попытка ловли душ при помощи морального давления и обещания материальных выгод. В 1978 г. Кнесет принял закон, запрещающий всякую миссионерскую деятельность, направленную на обращение евреев в христианство. Объектом христианской проповеди могут быть только арабы-христиане.

    По мнению пресс-секретаря международного еврейского молодежного движения "Бней Акива", редактора интернет-портала Центра еврейского сионистского образования "Мидраша Ционит" Романа Гольда, позиция Израиля в отношении евреев-христиан вполне оправдана: "Государство Израиль слишком маленькое и слишком тяжело доставшееся, чтобы разделять его еще и с теми, кто предает его сущность. Еврей, принявший другую веру, во все времена изгонялся из еврейской общины - так это происходит и сейчас, только на государственном уровне, ведь Земля Израиля - одна большая община". "Вероотступникам" не стоит ожидать хорошего отношения от ортодоксальных евреев, видеть рядом с собой их не захотят. Но Роман отмечает, что "ни о каком преследовании речь не идет".

    В заключение

    На вопрос о евреях-христианах трудно дать однозначный ответ. Его можно рассматривать в различных аспектах: юридическом, религиозном, философском. С религиозной точки зрения еврей всегда остается евреем. С точки зрения Закона о возвращении еврей, сменивший религию, не является евреем. Но неевреи могут являться гражданами Израиля. А если они являются гражданами Израиля, то они должны иметь равные права с евреями. Израиль позиционирует себя как демократическое, а не клерикальное государство. Одно из основных прав гражданина демократического государства - это право на свободу вероисповедания. Таким образом, желание Израиля защитить иудаизм и еврейский народ от физической и культурной ассимиляции входит в противоречие с естественным правом человека на свободу вероисповедания.

    Среди самих евреев-христиан тоже нет единого понимания своего положения. Одни из них ощущают свою связь с еврейским народом и считают, что переход в другую веру не делает их неевреями, другие, напротив, предпочитают считать себя представителями других национальностей, либо причислять себя к другой культуре, однако, они хотят быть полноценными израильтянами.

    В статье Дмитрия Радышевского "Миссия русской алии" проводится мысль о том, что определять, кто имеет формальное право быть гражданином Израиля, нужно "по лояльности идее сионизма и по любви к народу Израиля: его языку, истории, культуре". Исходя из этого, стать гражданами Израиля могут и негалахические евреи, и репатрианты-неевреи и даже арабы: "все, кто искренне преданы Государству Израиль и его великой миссии". Возможно, если решение о праве на репатриацию будет приниматься исходя из этого критерия, а не по вероисповеданию или чистоте крови, то не будет возникать вопроса: евреи-христиане: свои или чужие?

Елена Беспалова

Главная страница
Сайт создан в системе uCoz