Мы в ответе за своих сволочей

     Когда Тора в книге Шмойс (Шмот) рассказывает нам о выходе евреев из Египта, в процессе повествования мы встречаемся с двумя очень, мягко говоря, неприглядными персонажами - а именно, с Досоном и Авиромом. Тут, естественным образом, возникает множество вопросов. Согласно толкованию РАШИ из Египта вышло только 1/5 часть евреев, то есть 20% проживавших там евреев. Остальные же остались в Египте и погибли во время Макас Хойшех (казни тьмой) незадолго до Исхода. Этому есть множество объяснений. Во-первых, они не были готовы к Исходу и оставались людьми Изгнания - с их менталитетом и привычками. Во-вторых, сказано, что если бы евреи остались в Египте, то уже никогда бы не покинули его, упав на 50-ю ступень нечистоты, на которой уже находились сами египтяне. Те самые 20% вышли из Египта потому, что не пали до конца. Получается, что наши "герои" Досон и Авиром, которые постоянно пытались совратить народ, выступали против Моше Рабейну и фактически не слушались Б-га, тем неменее были достойны Исхода, в отличи e от тех, кто остался в Египте?!

     Сделаем маленькое отступление и обратимся к Пасхальной Агаде - рассказу о Великом Исходе, который мы читаем каждый год за Пасхальным столом. Агада рассказывает нам про четырех сыновей. И вот они: Мудрец, Злодей, Простак и Незнающий (не умеющий спросить; заметьте, здесь они упомянуты в порядке уменьшения статуса, и последняя ступень есть неумение вообще задать какой-либо вопрос. Ведь все остальные сыновья, включая злодея, спрашивают, каждый в соответствии со своим уровнем, и получают ответ. И это должно ему помочь, по всей видимости, подняться на ступень выше). Давайте все же рассмотрим подробнее Злодея. Кто он, собственно, такой? Интересно, что Агада противопоставляет его Мудрецу, а не Праведнику, что было бы на первый взгляд логичнее. Однако, Злодей - он тоже мудрец, только наоборот. Посмотрите, что он спрашивает: зачем эта служба вам? Он прекрасно знает, о чем говорит. Он очень хорошо осведомлен о самой службе. Он спрашивает лишь - зачем она нужна ВАМ? В свою очередь себя он отделяет от всех евреев, тем самым и становясь Злодеем. Эдакая "еврейская сволочь" - этот сын. Умный, язвительный, знающий, наполненный сарказмом и не терпящий величия Мудреца (его слова - контрвопрос Мудрецу). Он даже хочет знать, что за служба есть у евреев, но не ради приобщения к ней. Он будет тебя изучать ради поиска лучшего оружия унижения и разгрома. Ради своего величия. И, тем не менее, он за Пасхальным столом. Наверняка он лелеет мечту встать во главу этого самого стола, посему и ведет себя соответственно. Насмехаясь над другими, он как бы заявляет: бросьте вашу ерунду, посмотрите на меня, я есть истина. Ну, а если не получится, он не уйдет с Пасхального Седера, пока не прихватит с собой жертву, ведь он нуждается в постоянном подтверждении своей правоты и посему ему просто как воздух необходимы последователи, смотрящие ему в рот.

     В истории таких еврейских сволочей нам, к сожалению, известно немало. Практика загибания пальцев не дает нам забывать их имена. Все эти "герои" никогдa не довольствовались мелкими пакостями исключительно среди своих. И хотя, слава Б-гу, не все они вырвались на передовую, их всегда пленил и пленит крупный масштаб действий, ведь главное - привлечь к себе внимание, завоевать популярность. Поэтому им надо вершить революции, аферы мирового плана, перевороты, идеологии, катастрофы и т.д. Не буду приводить примеры, их так много, что каждому они прекрасно известны. Можно было бы возразить - может они думают о благе других? Но нет. Начиная с самоoтделения от своего народа, с гнусного предательства, они раскрывают свою суть и намерения. Тут и давайте вернемся к нашим "героям": Досону и Авирому. Они ведь и есть прaродители этих самых сволочей. И вот тут-то и кроется одно маленькое, но очень даже важное "но".

     Досон и Авиром не остались в Египте. Они вышли вместе с евреями. Они были (и есть) часть еврейского народа. И когда В-севышний, Благословенно Имя Его, даровал евреям заповедь: Возлюби Ближнего Своего, Как себя Самого, Он имел их тоже ввиду. Сказано в Талмуде: Йсроэл Арейвим зэ бозэ. Перевести эту фразу с древнееврейского можно так: "Евреи ответственны друг за друга". Однако слово "арейвим" следует понимать и в значении "меурав" (смешаны, замешаны друг в друге, если можно так сказать). Это означает, что отделиться друг от друга нам никогда не удастся. Желаем ли мы этого или нет - все евреи связаны друг с другом. Тут даже чувств o справедливости, митинги, протесты никак не помогут. Обворует какой-нибудь очередной Медофф население - а видеть в нем будут тебя, независимо от того, носишь ты пейсы со шляпой или нет. И не спрашивай, в чем провинился ты. Посмотри Агаду, которая говорит, что сыну Злодею надо отвечать: А ты притупи ему зубы, сказав: "Вот ради этого всего сделал Б-г МНЕ знамения, при выходе МОЕМ из Египта". Агада не говорит, что его надо выгнать из за стола. Не дай Б-г. Ведь прогнав его от себя, ты нарушишь заповедь о любви к ближнему. И даже не к самому злодею, а к другим евреям. Если этот злодей уйдет от тебя, он просто начнет разрушать весь мир. А мир будет винить тебя. Мы в ответе за своих сволочей. Хотим мы этого или нет - но они наши. И связаны они с нами гораздо больше, чем нам это кажется. Посему и говорит нам Тора о Досоне и Авироме - доморощенных, своих негодяях, которые вышли с тобой из Египта. И ты с ними в пустыне, и деваться от них некуда. Им надо отвечать. С ними надо работать. Им надо притуплять зубы. Но не выгонять.

     Поэтому и есть у нас Мицва спасать от рук неевреев абсолютно всех своих. Хороших и плохих. Судить будем их сами, своим судом, не вынося сор из избы. Не дай Б-г, чтобы наш мусор попал в квартиру соседа. Отвечать за него придется не только самому "мусору", но и тем, кто выпустил его из своей квартиры.

     А как же борьба со злом, спросит обыватель? В том то и дело, что выкинуть бяку за окно не есть борьба со злом, а лишь предоставление этому самому злу новых горизонтов и свобод. И хотя в нашей многогранной философии существует понятие "херем" (отчуждение), право на применение его на практике отдано исключительно людям, сведущим в Торе - то есть мудрецам. Ведь кроме того, что диагноз надо правильно установить (определить сволочность того или иного субъекта может только тот, в ком этой сволочности по минимуму, а знаний по максимуму), тут и пути искоренения зла должны быть правильными. Слесарю не дано быть хирургом, тут нужна тонкая работа и принцип: не навреди. И хотя, чисто по-человечески иногда хочется гадину удавить, просто вырвав паразита, мы рискуем не только заразить окружающих, но и оторвать от себя часть здоровой или хотя бы, излечимой плоти. Талмуд учит нас: смойл дойхе, йемин мекаревес - левая (рука) отталкивает, тогда как правая - притягивает. При всем при этом, оба процесса должны происходить одновременно. И как замечательно сказал как-то Рав Арье (Лев) Кацин - таким образом мы разворачиваем человека, на 180 градусов - помогаем ему повернуться к нам лицом и сделать тшуву.

     Пусть не поймут меня превратно. Бороться надо. Только как? Тора учит нас забивать тьму Светом. Негодяи боятся света, как кроты. Недаром добрая - нет, не наивная, а именно снисходительная и добрая, улыбка в силе обезоружить хама. Я далеко не пацифист и не склонен подставлять вторую щеку. Любовь должна быть умная, но не грязная. Любовь должна иметь зубы, но не клыкастый саркастический оскал. Кстати, вы не замечаете, что когда "их" не слушают, они просто переходят на оскoрбления и откровенное хамство?

     Наверное в этом самом и есть ошибка Нетурей Карта и иже. В религиозной среде очень много спорят об отношении к Израилю в его современной форме. Мнения настолько полярные, что даже не рискну их приводить в данной статье, ведь каждое заслуживает детального объяснения и анализа. Однако в отличие от антисемитов шалом-ахшавников, еврей Торы понимает (по крайней мере должен понимать), что оно (это государство) уже есть. И живут там евреи. Они там кушают, пьют, спят, ходят на работу, воспитывают детей. Они там спорят о Торе, о жизни, о цели мироздания, и, что самое главное, - они думают. И в руках любого здравомыслящего еврея, любящего свой народ, помочь другому еврею вернуться к Торе и к Создателю. Более того, используя методы "сволочей" вышеупомянутых мы сами ими рискуем стать. А тут уж не далеко до поцелуев и лобызаний с арафатами и ахмадениджадами.

     Отступая немного от темы, должен заметить, что, будучи далеким от идей сионизма, скажу: безопасность Биби и любого Мойшика из ешивы - вещи никак не разделимые. Террористам и ракетам абсолютно все равно, что ты думаешь и каких идеалов придерживаешься. А надеяться на милость шариата, конечно, можно, но только после глобальной чистки, не гарантирующий никому проходного балла.

     И еще. Сволочам свойственно пользоваться человеческими слабостями. Постоянное нахождение в собственном соку злости дает им возможность находить чужие недостатки сразу, чуть ли не с первого взгляда. Это их стихия. Их оружие. Действуя по принципу типа "сам дурак", они частенько набирают себе очки дешевой популярности. В своих речах, выступлениях, разговорах они часто затрагивают грязные темы, используют пoхабщину и насмешки, пытаясь свести такое общение к норме. Не мудрено - грязь порождает грязь. Их поэтому и боятся трогать напрямую, с ними боятся дискутировать, а они в свою очередь воспринимают молчание, как знак согласия. И, тем не менее, не стоит забывать, что любая тьма очень боится Света.

     Тут бы и точку поставить, да не получится точку. Наверное, все же многоточие...

Пинхас Бобровский,

раввин общины "Дархей Авосейну" в Бруклине, Нью-Йорк
18.01.2011
"Еврейский мир"

Главная страница
Сайт создан в системе uCoz