Ливия и евреи
Должно ли нас радовать падение Муамара Каддафи?

    

Одна из ливийских синагог
(фотография сделана до начала Второй мировой войны)

     У евреев есть основания относиться к падению Муамара Каддафи с удовлетворением: странный и опасный враг Запада и Израиля находится на грани поражения, а ливийский народ, возможно, на пороге свободы. Но, как и в Египте, вторая по счёту "арабская весна" в Ливии выглядит неоднозначным благом. Одним из её тестов станет отношение нового правительства к евреям и Израилю.

     Исторически Ливия является местом завоевания и восстания. Евреи туда прибыли задолго до арабов, а тем более, до ислама: сообщается, что Птоломей Первый поселил евреев в Ливии в 312 году до н.э., а 150 лет спустя туда переселились и другие их соплеменники.

     Ливийские евреи Триполитании на западе и Киренаики на востоке стали фермерами, ремесленниками и городскими аристократами. Когда по очереди римляне, христиане, арабы и ислам одержали полную победу над Ливией и Северной Африкой, евреи там остались. С приходом ислама евреи с побережья, похоже, расселились внутри страны. Их число возросло за счёт беженцев из Испании и Италии, и в дальнейшем они страдали или процветали под властью разных мусульманских правителей.

     Покорение Ливии Италией в 1911 году сначала принесло ливийским евреям равные права, но эти права были размыты последующим союзом Италии с Германией и введением расистских законов 1938 года. Во время Второй мировой войны контроль над Северной Африкой попеременно переходил от Италии к Великобритании. С каждым поражением британцев ситуация вокруг евреев ухудшалась. Тысячи евреев были депортированы в трудовые и концентрационные лагеря в пустыне.

     Великобритания освободила Ливию в конце 1942 года, но этот итог стал новой фазой преследования евреев, что привело к уничтожению еврейской общины. В 1945 году мусульманские погромщики убили сотни евреев и разрушили их дома, магазины и синагоги; британские оккупационные силы были безучастными зрителями. На заре ливийской независимости в 1951 году премьер-министр Махмуд Мунтасер был откровенен: он не видел для евреев будущего в Ливии. Между 1949 и 1951 годами около 30 тысяч ливийских евреев покинули свои древние насиженные места и репатриировались в Израиль.

     С ростом арабского национализма и непрекращающихся войн против Израиля, 8000 оставшихся ливийских евреев систематически лишались гражданских прав. У них не было паспортов, они были лишены возможности посещать Израиль, а также служить в госучреждениях. Еврейские школы и общинные учреждения были закрыты. Евреям запрещалось получать сертификаты гражданства, необходимые для участия в коммерции, а в 1946 году ливийское правительство секвестрировало собственность евреев, которые эмигрировали в Израиль. После Шестидневной войны серия погромов завершилась прямым изгнанием оставшихся в Ливии евреев.

     Как и во всём арабском и мусульманском мире, у евреев периода первой "арабской весны" в Ливии была грустная, и до боли знакомая, история. Первоначально внезапное восхождение Муамара Каддафи также казалось вполне знакомым. Официальная версия гласит, что Каддафи, член маленького арабизированного племени, вырос в шатре. Как и многие его соплеменники, выходцы из племен низшей "касты", он начал свой путь к власти с завоевания авторитета среди военных. И, как другие выходцы из племён, вроде Саддама Хусейна и Хафеза аль-Асада, которые захватили власть на Ближнем Востоке в эпоху арабского национализма, Каддафи стал одержим манией ненависти к евреям и Израилю.

     Этих воинственных лидеров вдохновлял Гамаль Насер, рассматривающий исторические поражения арабов 1948 и 1967 годов как эпические унижения. Во имя восстановления национальной чести эти лидеры превратили свои страны в полицейские государства, в которых их племена пользовались преобладающими правами. В этом контексте военный переворот во главе с капитаном Каддафи в 1969 году был обычным делом.

     Но Каддафи был другим. В отличие от своих коллег-тиранов, он вообразил себя мистическим революционером. Сначала его "философией" был своего рода исламский социализм. Но он извивался на протяжении десятилетий от панарабизма до панисламизма и панафриканизма. Его выбор врагов был эклектичен. Он развернулся против Анвара Садата в Египте и принца Хасана из Марокко, когда эти страны заключили мир с Израилем. Когда ООП начала переговоры с Израилем в 1995 году, он выслал из Ливии десятки тысяч палестинцев. В то же время он вёл пограничные войны с Чадом, Тунисом, Алжиром и Нигерией. Поддержка Муамаром Каддафи терроризма была одинаково разносторонней и непредсказуемой. Его агенты взорвали американское военное представительство в Германии, он поддержал боевиков ИРА, убивших полицейского в Лондоне, его агенты в 1988 году взорвали над Шотландией самолёт рейса 103 компании Пан Америкэн. Он враждовал с Арафатом, но поддерживал ООП и организацию "Чёрный сентябрь", субсидируя их ежегодно миллионами долларов.

     Даже отношение Каддафи к арабо-израильскому конфликту, похоже, слегка изменилось. В 2009 году редакционную статью, опубликованную в "Нью-Йорк Таймс" (о создании одного государства для двух народов - И.Ф.), он назвал "государственным решением", но придал ей характерный оборот, назвав будущее государство "Исратина". Для него это было стандартной формулой в сочетании с "правом на возвращение" для палестинцев, и, таким образом, по определению, это фактически стало заявлением о том, что Израиль должен быть уничтожен. Каддафи до конца был неким мультипликационным злодеем, со своими "дикими" волосами, цветистыми униформами, охранницами-амазонками и бесконечными монологами.

     С уходом его режима теплятся надежды, что новое правительство создаст демократическую Ливию. Появились сообщения о ливийских еврейских бизнесменах, выясняющих намерения повстанцев относительно признания Израиля. Однако важная роль исламистов в этом восстании не является таким уж обнадёживающим фактором, и есть мало признаков того, что новые ливийские лидеры будут более склонны признать евреев или Израиль, чем Каддафи.

     Итак, Ливия вступает в новую эру. В течение нескольких месяцев оружие армии Каддафи и украденные ливийские автомобили просочились в Египет, на Синай и в Газу. А что станет с его тяжёлым и неконвенциональным оружием массового поражения, неизвестно. Другие признаки не предвещают ничего хорошего. Египетская военщина заявляет о себе с каждым днём как всё более происламистски настроенная. "Мусульманское братство" и другие организации становятся в своих требованиях всё более наглыми.

Еврейская школа в Бенгази
(фотография сделана до начала Второй мировой войны)

    Гнев исламистов нарастает и в Тунисе, колыбели "арабской весны", и они ждут своего часа в филиалах своей организации в Алжире, Марокко и Иордании. К сожалению, с точки зрения реальной политики, эта вторая "арабская весна" быстро приведёт к холодной, более суровой зиме с горячими последствиями. И будет особенно горько, если с Каддафи, этим дьяволом, которого мы хорошо знаем, не будет покончено.

Алекс Иоффе

Главная страница
Сайт создан в системе uCoz