"Народ мой" №9 (206) 16.05.1999
Никто не забыт, ничто не забыто.
О.БерггольцКАК ЭТО БЫЛО?
Лео ЯКОБ, историк.
ХарьковТо, что будет здесь написано, несколько отклонится от традиционных юбилейных статей о войне с Германией.
Что же мне, пережившему войну в детском возрасте, дает моральное право на подобное “отклонение” от устоявшихся традиций?
Во-первых, то, что на эту войну ушли и погибли все мужчины моей семьи, находившиеся в призывном возрасте: мой отец, “пропавший без вести” в 1942 году в “харьковском котле”, его брат, похороненный в одной из братских могил в Польше, мой двоюродный брат, сгоревший в танке где-то под Миллерово, двоюродный брат моего отца, погибший под Москвой. Кроме того, еще один двоюродный брат отца, врач, не оставивший своих больных, был повешен в Николаеве на окне своего дома вместе с женой. Моя семья после войны перестала существовать, и ее прах стучит в мое сердце.
Во-вторых, выстраданный мною взгляд на события этой войны не ставит под сомнение репутацию солдата, если, конечно, этот солдат не был мародером, насильником, садистом.
Побудительной же причиной к написанию этой “Памятки” было появление в еврейских (и в нееврейских) газетах традиционных рассказов о военных и трудовых подвигах евреев в годы “Великой Отечественной войны” - эта формула взята здесь в кавычки, ибо упоминаемого в ней “отечества” больше не существует.
Люди, о которых пишут, действительно беззаветные герои и труженики, достойные всяческого уважения и благодарной памяти, и в данных заметках я не только не посягаю на это их право, но, наоборот, ищу путь к тем формам воздаяния им должного, которые бы не имели ничего общего с попытками доказать, что и “отдельные евреи” тоже “что-то там сделали” для разгрома Германии.
Я хочу, чтобы этих уже немощных или мертвых людей не унижали стремлением вписать их имена в чужую историю, где их во все времена старались не замечать, а чтобы их светлые подвиги заняли достойное место в истории своего народа.
Свою историю вправе иметь каждый народ, и для меня является неоспоримым право русских историков создавать свою историю войны русского народа с фашистами. Сейчас русские историки пытаются сформулировать очередную, пятую по счету, версию истории Второй мировой войны.
Первую версию создал Сталин и поручил академику Е.В.Тарле ее “оформить”, о чем имеются документальные свидетельства. У Тарле хватило мужества, рискуя жизнью своей и своих близких, не выполнить этого поручения. Таким образом, первая версия, в которой все и на всех фронтах одновременно решал гений “товарища Сталина”, в которой не было поражений 41 - 42 годов, приведших к гибели 30 процентов мирного еврейского населения - женщин, детей, стариков, а был лишь “стратегический замысел” кутузовско- сусанинского толка (“заманить врага поглубже в лес”), существовала лишь в отдельных статьях и учебных курсах.
Вторая версия создавалась при Хрущеве как версия снивелированного “коллективного” “мудрого партийного руководства” войной, а глупый и безграмотный Сталин при этом только путался под ногами, всем мешал, пытаясь на глобусе спланировать какие-то идиотские операции.
Третья версия возникла в брежневское межвременье второй половины 60-х годов, и в ней по сути дела были объединены “роль Сталина” и “роль партии”, с глубокими поклонами в сторону генералиссимуса.
Четвертая версия возникла из третьей после завершения формирования образа “выдающегося”, а позднее даже “великого политического деятеля современности” Ильича второго, которого нужно было задним числом вписать как “решающую силу” в судьбоносные моменты войны. Центр событий на восточном фронте по мере разработки этой версии постепенно смещался от Сталинграда к Новороссийску, и народ, ссылаясь на космонавтов, стал поговаривать, что из иллюминаторов советских космических кораблей видны не одна, а две Земли - Большая и Малая. Следом за ИльичомII в войну был запущен и его “верный Суслик”, пожелавший, чтобы к его всемирной славе “борца с сионизмом” и идеологического палача были добавлены лавры народного полководца, коий в полтора-два месяца немецкой оккупации некоторой части Ставрополья сумел там создать такой грозный партизанский отряд, что немцы от страха без остановки рванули назад на Запад. Так подспудно готовилась пятая версия, где “окончательный разгром врага” произошел бы, вероятно, на Минеральных Водах, но Суслик умер, так и не став очередным “глуповским градоначальником”, хотя, по заключению медицинской комиссии, голова его к тому времени уже была полностью фаршированной.
Правление следующих двух “градоначальников” было столь кратким, что придворные историки успели сделать только первые шаги, подготовили почву для очередного смещения “направления главного удара” сначала в сторону Рыбинска, где первый из них задумал было организовать “комсомольский партизанский отряд”, а затем на границу с Тувой, где второй отбывал воинскую повинность, ведал каптеркой и, возможно, предотвратил тем самым очередное “монгольское иго”.
Последний “градоначальник”, завершивший и историю, и само существование империи, Вторую мировую войну пережил ребенком, на решающее участие в ней не претендовал, и потому отдал ее летопись на полный откуп историкам, которые в муках и спорах стали рожать ее пятую - “истинную” - версию, и “роды” эти продолжаются по сей день. По русской исторической традиции в любой кризисной ситуации необходим единственный и неповторимый национальный герой-спаситель. В пятой версии в этой роли вместо “товарища Сталина” выступает Г.К.Жуков.
Общей чертой всех этих уже существующих четырех “имперских” версий было то, что в них не было ни слова об евреях. Иногда в длинных списках сражавшихся народов они присутствовали там в обозначении “и др.” После якутов или просто в качестве “советских людей”. Хотя 500 тысяч евреев, находившихся в действующей Красной Армии, были в ней третьей или четвертой по численности национальной группой после русских, украинцев и белорусов. Тем более не найдется им места в пятой “русской” или “российской” версии, как бы ни старались “верноподданные” еврейские и “благожелательные” нееврейские журналисты. И я считаю это правильным: если эта история Второй мировой войны - русская, то зачем ее создателям писать об евреях?
Надо полагать, что в ближайшие 10 - 15 лет в добавление к уже существующим американской, английской, французской, немецкой, да и к русской историям Второй мировой войны добавится еще несколько национальных историй. Например, сегодняшняя польская история Второй мировой войны будет, вероятно, крайне мало похожа на все вышеперечисленные. В ней будет описана и война на два фронта с Гитлером и Сталиным в 1939 году, и совместные краснокоричневые парады в захваченных фашистами польских городах, и расстрелы цвета польской нации под Смоленском и Харьковом, и среднеазиатское путешествие Андерса, и предательство всеми “союзниками” Варшавского восстания, и судьбы армий Крайовой и Людовой, и аннексия восточных польских регионов с передвижкой Польши на Запад.
Не исключено, что украинская история Второй мировой войны тоже будет существенно отличаться от русской или американской, поскольку та земля, которая для украинского историка является Родиной, для русского или американского историка была всего лишь “плацдармом”, некозырной или козырной картой в военной игре. По этой причине разной будет и оценка роли тех или иных персон в период войны. В этой связи мне, например, понятны сомнения украинцев в целесообразности “увековечивания” в Украине памяти Г.К.Жукова. С позиций украинского историка Второй мировой войны, именно на Жукова, как на предвоенного начальника генштаба империи, может быть возложена вина за неподготовленность к войне, которая привела к оккупации 80 - 90 процентов территории Украины в 1941 году. Отметим, что поражения 1941 - 1942 годов привели не только к потере ею пусть фиктивной, но все же государственности в составе СССР, но и к физическому истреблению ее мужского населения (в том числе значительной части интеллигенции), призванного в наспех сформированные плохо вооруженные, обреченные на гибель соединения. Все это и многое другое украинскому историку Второй мировой войны еще предстоит тщательно исследовать.
Как и все другие участники Второй мировой войны, право на собственную ее историю имеют и евреи. Мне могут возразить, что евреи в период Второй мировой войны не имели своего государства и, следовательно, не могут иметь своей истории. Действительно, многие евреи, воевавшие в российской, английской. Американской и других армиях, хотели, чтобы их считали теми, в чьих рядах они находились: русскими, англичанами, американцами. Но им повсеместно и постоянно напоминали, что они - евреи - и в своих окопах, и, особенно, при попадании в плен, где у них, в отличие от их боевых коллег, был один выход - смерть. Таким образом евреи были объединены в единое целое волею всех прочих народов по обе стороны линии фронта, и история этой войны должна быть единой для всех евреев.
Каковы же основные контуры и вехи этой истории?
Прежде всего у еврейской Второй мировой войны совершенно иные, чем у прочих, временные рамки: она началась в 1933 году, когда Гитлер, в опубликованной и известной всем программе которого имелось нескрываемое намерение уничтожить всех евреев на Земле, демократическим путем пришел к власти в Германии. Избрание Гитлера фактически означало объявление Германией войны евреям всего мира. Закончилась же она для евреев в 1953 году, поскольку еще в конце 1952 года в Москве и Праге шли расстрелы евреев-антифашистов и готовилась депортация в сибирские резервации с частичным истреблением уцелевших после разгрома Германии евреев советской империи и Восточной Европы.
Таким образом, 1933 - 1953 годы - вот даты начала и конца Второй мировой войны для евреев.
Еврейская история Второй мировой войны должна быть, наконец, освобождена от легенд о “самоотверженных усилиях” неких государств и правительств по спасению евреев. Эта легенда основывается на лживой советской пропаганде. Эта пропаганда всегда была многоплановой, вернее, многоярусной. Если в ее “верхнем” официальном ярусе евреи в военном контексте вообще не упоминались, то в ее “нижних” ярусах (для внутреннего пользования) на уровне спецлекторов “по распространению” сплошным потоком шла “информация” о “спасении” русским народом всех прочих народов. При этом советские “спецлекторы” часто доверительно сообщали слушателям, что русскому народу немецкий фашизм вообще ничем не угрожал (!), и воевал он, русский народ, исключительно ради спасения других народов и в первую очередь евреев, которых всех организованно перевезли в Ташкент подальше от смертельного немецкого врага, а теперь они, неблагодарные... и т.д.
Это - ложь.
Каждое из участвовавших в войне государств спасало самое себя и никого другого, а их властители платили кровью народов прежде всего за сохранение своей власти. Более того, Гитлер никогда не скрывал своей конечной цели - “освобождения” планеты от всех “неполноценных” народов, и первыми в очереди на уничтожение после евреев и цыган стояли русские, поляки и украинцы. Поэтому их война была войной за собственное спасение. Спасение же евреев и прочих народов было в данном случае побочным делом... И в такой же степени можно говорить о спасении русского народа, например, английским летчиком-евреем, бомбившим Берлин в 1939 - 1940 годах и загонявшим в бункер целующихся братьев по духу Молотова и Риббентропа под разглагольствования советской прессы о бомбардировках “варварами-англичанами” “мирных” немецких городов.
Уже говорилось о том, что в действующей Красной Армии в 1941 - 1945 годах было 500 тысяч евреев, т.е. 20 - 25 процентов уцелевшего от уничтожения еврейского населения, и в таком высоком проценте от общей численности в военных действиях 1941 - 1945 годов не участвовал ни один народ бывшей советской империи.
Эвакуация была также задумана не ради евреев и осуществлялась не по национальным признакам. В первую очередь эвакуации подлежали “партийные” и “советские” работники с семьями, коллективы и оборудование оборонных предприятий, ученые, специалисты и ведущие деятели культуры с семьями. Среди последних групп подлежавших эвакуации, было довольно много евреев, но общий их процент в массе эвакуированных не превышал 20 процентов. Заметим, что сохранение “ценных”, или “экономически полезных евреев”, практиковалось даже в Германии. Все прочее еврейское население Украины, Белоруссии и оккупированных областей России, преимущественно женщины, дети, старики, включая семьи призванных в армию, были брошены на произвол судьбы и обречены на гибель от немецких карателей и их наемников. К другим примерам “спасения” евреев мы еще обратимся в дальнейшем, когда будем анализировать Катастрофу.
Важной особенностью Второй мировой в ее еврейской истории является тотальность этой войны по отношению к евреям: она велась не столько против вооруженных евреев-мужчин, но, в основном, против еврейских женщин, детей, немощных стариков. И каждый еврей, хоть на миг соприкоснувшийся с этой войной, являлся ее активным участником. Так, например, бежавшая из гетто или из-под охраны где-нибудь далеко от фронта еврейка с грудным ребенком, настигнутая карателями и убитая ими, хотя бы на несколько часов отвлекала на себя усилия тех, кто мог за это время где-нибудь на фронте изменить в пользу немцев судьбу какого-нибудь локального боя. И потому она, эта еврейка, и ее ребенок в большей мере “солдаты-освободители”, чем едва не ставший генералиссимусом многократный “герой” и “кавалер” полковник Брежнев, так и не встретившийся за всю долгую войну лицом к лицу с вооруженным немцем.
Еврейская история Второй мировой хранит и немало загадок. Более всего их связано с Катастрофой. Вот основные из них.
Почему именно только на захваченных территориях бывшей Советской империи немцы уничтожали евреев немедленно - в 41 - 42 годах, в то время как судьба остальных европейских евреев решалась не сразу?
Почему до второй половины 42-го, т.е. до конца немецкого наступления, в советской прессе ничего не сообщалось о полном истреблении евреев на оккупированной территории?
Почему почти такое же глухое молчание о расстрелах и лагерях смерти до 44 года хранили западные “союзники”?
Почему наиболее интенсивное истребление евреев из восточноевропейских стран происходило в 44-м, когда поражение Гитлера уже не вызывало сомнений и гитлеровские “соратники” должны были бы, казалось, заниматься только своим спасением?
Почему в газовые камеры лагерей смерти попадали люди из эшелонов, беспрепятственно вышедших из городов, которые советские или “союзнические” войска занимали уже через час - другой после ухода эшелонов в концлагеря?
Почему на территориях, неизбежность оккупации которых в 1941 - 1942 годах была уже очевидной, усиленно и организованно распространялись слухи о том, что информация о немецких зверствах по отношению к евреям сильно преувеличена и является “пропагандой”?
Почему не были приняты меры по спасению еврейских женщин и детей, мужья и отцы которых ушли на фронт, даже в тех городах, которые оставлялись в “плановом” порядке с отходом от них войск на заранее укрепленные позиции всего на 20 - 30 км (например, Харьков, Ростов, Луганск и др.), т.е. на расстояния, которые могли быть преодолены пешком в течение одних суток?
Почему ни в одном из лагерей смерти, чтобы замедлить процесс уничтожения, не были разбомблены крематории, хотя большой опыт прицельного бомбометания к тому времени у воюющих армий уже имелся?
Почему без суда и следствия были немедленно изолированы и убиты хорошо осведомленные в делах рейха и в еврейской проблеме шведский дипломат Рауль Валленберг - в занятом советскими войсками Будапеште, и в Париже - тайно связанный со шведской дипломатической службой оберштурмфюрер СС Курт Герштейн из отдела Эйхмана?
Почему ни единой награды за спасение людей не получили от “советского правительства” те украинцы, белорусы, русские, которые действительно спасли евреев в период оккупации, рискуя жизнью своей и своих близких?
Почему были сорваны переговоры с Эйхманом и фашистской верхушкой об обмене миллиона жизней восточноевропейских евреев на давно устаревшее оборудование?
Почему в Польше сразу же после освобождения ее советскими войсками были умело организованы погромы, направленные на частичное истребление и полное изгнание уцелевших при немцах евреев?
Этот перечень вопросов-загадок можно было бы продолжить, и все они должны быть исследованы в будущей еврейской истории Второй мировой войны.
Довольно убедительные ответы на вопросы, связанные с поведением сталинского руководства, могут быть получены без больших аналитических усилий. Достаточно рассмотреть их в контексте предвоенной и послевоенной истории сталинской империи - от дальновидного создания приамурской резервации, молотовского обещания Риббентропу привести в полное соответствие с немецкой не только внешнюю, но и внутреннюю политику СССР, от возвращения Гитлеру для уничтожения бежавших из третьего рейха евреев-рабочих с их семьями и до расправы с Еврейским антифашистским комитетом и “дела врачей” в начале 50-х, и становится понятно, что в 30-х годах после отстранения и истребления “интернационалистов” власть в советской империи перешла в руки антисемитов, вынужденных для сохранения “интернационального” имиджа страны только притворяться “марксистами-ленинцами”.
Гораздо сложнее выявить логику событий, связанных с вопросами, вызванными поведением немцев. Мне пришлось пересмотреть десятки вариантов причинно-следственных связей, и чем дальше я углублялся в этот анализ, тем сильнее я ощущал воздействие какого-то неизвестного таинственного фактора, как астроном, чувствующий при изучении движения светил влияние некоторого невидимого небесного тела.
Продолжив исследование, я пришел к выводу, который можно было бы считать парадоксальным, если бы он не ставил в этой проблеме все на свои места. Сущность же его состояла в предложении, что действия гитлеровцев и сталинцев в части уничтожения европейских евреев и особенно евреев Восточной Европы были согласованными.
Как же осуществлялось согласование или даже координация этих действий и как удалось скрыть следы этой, мягко говоря, весьма заметной “работы”?
Совершенно невозможно предположить существование каких-либо “антисионских протоколов”, специальных встреч и т.п., так как подобные факты или информация об их существовании давно стали бы достоянием гласности. Но оставалась еще одна весьма плодотворная версия: наличие на самом верху правящей гитлеровской пирамиды, в ближайшем окружении фюрера, в зоне его абсолютного доверия “человека” Сталина. И этот, с позволения сказать, “человек” зарабатывал это доверие особым рвением и усердием в деле истребления евреев. Такое совмещение заветных желаний и заданий обоих фюреров придавало действиям этого “человека” “глубокую искренность” и обеспечивало его устойчивость в гибнущем тысячелетнем рейхе до последних часов его существования и безопасность после его разгрома.
Такое предположение или допущение объясняет все самые сложные загадки Катастрофы, включая уничтожение Валленберга и Герштейна, которые могли в своих действиях по спасению евреев вплотную приблизиться к этой опасной для Сталина информации.
Следует отметить, что это предположение совпадает с появляющимися время от времени утверждениями о принадлежности к сталинской агентуре того или иного высокого гитлеровского сановника. Последней кандидатурой на этот “пост” был Борман, что, кстати, тоже объяснило бы вышеперечисленные загадки Катастрофы.
Чтобы закончить тему Катастрофы, в этих заметках следует хотя бы вскользь сказать об особенностях трогательного “единодушия” в отношении к евреям, свойственного гитлеровскому и сталинскому режимам. Причина его отнюдь не в особых финансовых дарованиях евреев, якобы дающих им власть над другими, в том числе “коренными” народами: всем образованным людям давно известно, что если всерьез заняться таким делом, как анализ национального вклада различных народов в финансовое дело, то истинными отцами и любимыми детьми всех монетарных теорий будут не евреи, а англосаксы. Главная же причина преследования евреев тоталитарными режимами состоит в присущем евреям стремлении к личной свободе и независимости (А.Эйнштейн), делающим их “вредным и опасным материалом” для создания фашистских империй и тоталитарных режимов, всегда стремящихся к мировому господству. Безучастность же и безразличие к судьбам евреев со стороны западных “союзников”-демократов в ряде трагических моментов Катастрофы объясняется на наш взгляд, не только наличием антисемитских прослоек в их правящих элитах, но и недоразумением, основанным на стремлении русской белогвардейской эмиграции представить перед Западом истинными виновниками своей трагедии неких “революционных по своей природе евреев”. Хотя в действительности “революционными” были всего несколько тысяч еврейских люмпенов, составлявших не более 10 процентов “ленинской гвардии”. Остальным же евреям российской империи было суждено стать ее первыми репрессированным народом, лишенным в 1929 - 1934 годах собственных литературы, прессы, искусства, культуры и религии на территориях своего многовекового проживания, захваченных Россией в XVII - XIX веках. И все же несмотря на эту многолетнюю пропаганду, в унисон с которой после 1933 года заработала могучая геббельсовская идеологическая машина, антисемитизм в среде западноевропейских народов, выстрадавших свои демократические традиции и освободивших свое национальное сознание от имперских замашек, от странной любви к тоталитаризму (“сильной руке”) и к рабству, не стал ни внешнеполитической силой, способной изменить позиции этих народов и государств в 1933 - 1953 годах, как бы этого ни желал Гитлер, Сталин и некоторые их собственные “политики”.
Возвращаясь к еврейской истории Второй мировой войны, в первую очередь следует отметить предельную разобщенность и значительную безоружность евреев мира перед лицом своих смертельных врагов. У евреев не было своих боевых организаций, и они были вынуждены воевать в составе чужих армий. У них не было своего оружия, кроме одного, о котором будет сказано позднее, и они были вынуждены воевать чужим. Разобщенность и безоружность стали причиной огромных потерь евреев, но они же стали причиной их причастности ко всем событиям Второй мировой войны, ко всем ее победам и поражениям.
И эти победы и поражения имеют для евреев в их военной истории свою особую цену, отличающуюся от оценок историков, представляющих другие народы. Возьмем, например, Сталинградскую битву, имеющую для русского народа и, конечно, для евреев, находившихся тогда в России и в русской армии, судьбоносное значение, поскольку победа немцев в этой битве позволила бы им оккупировать часть Заволжья и отсрочила бы гибель немецкой армии на год и более, что привело бы к новым жертвам, в том числе среди евреев, на востоке Европы. Однако для еврейского народа в целом не менее значительны победы в Северной Африке, предотвратившие продвижение немцев на Ближний Восток и полное истребление там не только евреев, но и в зародыше будущее еврейское государство, поскольку немецкий фашизм имел своих последователей в арабском мире. Здесь будет уместным сказать несколько слов и об “очаровании зла”. Гитлер никогда не скрывал своей ненависти к арабам. Но это не мешало примкнуть к нацизму представителям некоторых арабских прослоек, особенно военной и молодежной.
Сходный эффект “очарования” наблюдался и в славянском мире, также публично поставленном Гитлером в очередь на полное уничтожение, что не мешало ему вербовать в этом мире добровольцев-полицаев, активистов зондеркоманд и лагерных пособников. Последствия такой слепоты всегда были трагичны и для “очарованных”, и для их жертв. Именно поэтому еврейская история этой войны должна отражать не только участие евреев в битвах с Германией на Восточном фронте, но и их участие в сражениях с фашизмом в Польше и Франции в 1939 году, и в обороне Англии, и в ее первых ударах с воздуха по Германии в 1939 - 1941 годах, и в трагедии Пирл-Харбора, и в сражении под Эль-Аламейном и других действиях в Африке, и в высадке в Сицилии в 1943 году, и в боях в Греции, и в партизанском сопротивлении в Белоруссии, Украине, Франции, Югославии, и дерзкая работа в тылу врага “Красной капеллы” и других организаций и отдельных лиц, и в Варшавском гетто, и в высадке “союзников” в 1944 году, и в освобождении Парижа. Более двух миллионов евреев в разных частях света участвовало в этой борьбе. И эта цифра, и этот вклад в разгром фашизма, даже без учета проделанной евреями огромной работы по производству и созданию новых видов оружия для всех стран антигитлеровской коалиции, вполне сопоставим с вкладом стран, традиционно считавшимися “основными” борцами с фашизмом.
В еврейской истории Второй мировой войны число жертв и число лиц, пострадавших от нацизма, должно быть расширено за счет евреев-узников концлагерей и замученных во время антисемитских кампаний в советской империи и в Восточной Европе в 1947 - 1953 годах.
Как уже говорилось, евреям в период Второй мировой войны нередко приходилось вести борьбу со Злом, борьбу за жизнь во враждебном окружении, под угрозой ударов в спину. Что же помогло им выстоять, что защитило их? Единственным абсолютно верным и самым надежным их союзником в этой борьбе была Библия, сохранившая для всех людей Земли заветы Б-га и заветы патриархов. Свет Библии, падавший в сердца людей, напоминал им о призвании Человека на Земле, и те, в чьих душах еще сохранялись возведенные на этой великой книге нравственные устои, противостояли Злу как могли. Эти люди, какой бы национальности они ни были, не должны быть забыты еврейской историей Второй мировой, и им, живым, и светлой памяти тех из них, кого уже нет, должно быть воздано должное.
Жизнь идет, предстоят встречи еще живых ветеранов (дай Б-г им здоровья и долгих лет жизни, какие бы нации они не представляли). На этих встречах ветеранов-евреев их однополчане непременно будут спрашивать:
- Разве нас когда-нибудь что-нибудь разделяло?
И ветераны-евреи, утирая слезы, непременно будут отвечать:
- Б-же упаси, мы всегда были едины и равны во всем.
И это будет правда, потому что они были равны перед лицом Смерти. Но имеет ли право ветеран-еврей и вообще каждый еврей забывать о том самом Сталинграде, где эти ветераны стояли насмерть плечом к плечу со своими братьями по оружию и где земля полита их кровью. “Народный суд” к юбилею Победы оправдывает антисемитскую газетку “Колокол”, пачкающую своим названием светлую память Герцена и Огарева и призывающую к расправам над евреями. И в это же время в городе-мученике Ленинграде другой народный суд оправдывает воспитателя фашистских убийц, а подрастающее поколение русских правоведов - будущих прокуроров России - дарят своему коллеге по случаю какого-то торжества “топор-жидоруб”?
И все же еврейская история Второй мировой войны нужна отнюдь не для разобщения человечества, существование которого на Земле уже не представляется бесконечным. Более того, сейчас могут быть названы конкретные сроки его земной истории, которые могут стать окончанием его истории вообще, если человеческая цивилизация не станет космической в полном смысле этого слова. А для этого необходимы общие усилия всех людей. Таким образом, выживание человечества непосредственно связано с его объединением, число сторонников которого непрерывно увеличивается. И та “история”, о которой говорится в этих заметках, непременно окажется среди важнейших документов, с которыми евреи придут в эту новую мирную семью людей, в открытый мир, где уже никто и никогда не будет сомневаться в их праве на жизнь, свободу и стремление к счастью наравне со всеми и без всяких “старших” и “младших” “братьев”, без народов, претендующих на “духовное” или административное руководство “остальным” человечеством.“Хадашет”, Киев
Сайт создан в системе uCoz