"Народ мой" №11 (208) 15.06.1999
ЕВГЕНИЙ МАЙЗЕЛЬ
ПЕРЕЖИВАНИЯ МАНХЭТТЕНСКОГО ИНТЕЛЛИГЕНТА
(ВУДИ АЛЛЕН И ЕГО ФИЛЬМЫ)Предпоследняя картина "Разбирая Гарри" (последний фильм - "Знаменитость" с Кеннетом Браной в главной роли, о нём ниже) разрабатывает фирменную алленовскую тематику - манхэттенский интеллигент переживает очередной творческий, семейный, психологический и так далее кризис. Специфика именно этой картины в том, что герой налегает на алкоголь и транквилизаторы, и воображение, вторгающееся в реальность (и реальность, вторгающаяся в воображение) сменяют друг друга с потрясающим непредугадываемым ритмом. Самый триповый фильм мистера Вуди, наряду с "Пурпурной розой Каира". Только "Роза" снята в 80-х, а "Разбирая Гари" - настоящее кино 90-х. Включая модный наркотический монтаж. За вычетом некоторых нетворческих (авто-)цитат и клише (особенно неудачно общение Гарри с чертом) фильмец - блеск! Резюме: смотреть и восхищаться.
Может быть, кому-то трудно будет в это поверить, но даже у этого титана еврейско-манхэттенской мысли есть фильмы более и менее сильные. К числу самых сильных его работ я отношу фильм "Преступления и проступки", поразивший меня сочетанием двух самостоятельных, параллельных и совершенно различных линий: лирико-комедийной и криминально-драматической. В первой неврастенический телевизионщик (сам Вуди) тщетно пытается соблазнить женщину-коллегу (влюбляющуюся, естественно, в его врага и начальника); в последней выдающийся доктор, владелец офтальмологической клиники пытается избавиться от шантажирующей его любовницы и избавляется от нее путем... убийства. Неожиданная трагедия происходит и в линии с Алленом - кончает самоубийством единственный персонаж (правда, "виртуальный", увидите картину поймете, о чём я), олицетворяющий, казалось бы, мудрость и успокоение. В конце эти линии (два незнакомых между собой главных героя) сходятся на свадьбе общего родственника и беседуют о преступлении и наказании, совести и искуплении. Жестокий и смешной, аморальный и наоборот - высоконравственный кинороман. Резюме: ни одного проступка в очередном художественном преступлении Аллена (а у него частенько случаются маленькие погрешности, вызванные желанием потрафить непритязательному зрителю, обладающему, однако, чувством юмора) я не заметил. Лучшие рекомендации.
"Проделки Эдипа" - короткометражная новелла, вошедшая в киноальманах "Нью-йоркские истории", состоящий из трех работ прижизненных классиков. Проект Френсиса Форда Копполы, автора по иронии судьбы самой неудачной, хотя и красочно (как обычно у Копполы) сделанной истории о детях из благополучных семей. Другая (и первая) короткометражка имеет автором Мартина Скорсезе (классная история о знаменитом художнике). Теплая, в общем, компания, но перейдем к нашему герою. Еврейская мама в течение 50-ти лет пытает сына (это, разумеется, сам Вуди) своей придирчивостью и непрерывной болтовней. И вот однажды она мистическим образом исчезает... (одна из фишек Аллена - подчеркнуть виртуальную специфику, иначе говоря, сказочность киноискусства каким-нибудь неожиданным, как правило, визуальным чудом. Помните "расфокусировку", случившуюся с героем Робина Уильямса - а потом и c самим Алленом - в фильме "Разбирая Гарри"?). Больше ничего рассказывать не буду. Резюме: смотреть, потому что это Аллен и потому что это смешно.
"Знаменитость" - последняя работа В. А. Опять о Манхэттене, о любовных отношениях, о богеме и - на этот раз - о сценаристе. В общем, вполне средняя по алленовским стандартам картина, она отличается уникальным режиссерским ходом - <Аллена> играет не Аллен, а Кеннет Брана (который сам режиссер) и, как выясняется, актер (весьма отменный). Кинематографическая кухня, ди Каприо играющий <ди Каприо>, уничтоженный сценарий, прочая суета... Один мой знакомый отметил драматургическое искусство Аллена сводить воедино разнообразные жизненные линии. В "Знаменитости" эта черта особенно заметна. Первые минут 20 многое неясно, но вот нить сходится с нитью, образуя единую картину. Хорошая работа. Все фирменные блюда Аллена представлены. Резюме: что, вам еще не понятно? Идите смотреть, невежды!
ФИЛЬМОГРАФИЯ ВУДИ АЛЛЕНА
(ВКЛЮЧАЯ АКТЕРСКИЕ РАБОТЫ):
1. WHAT'S NEW PUSSYCAT? 1965: screenwriter, actor
2. WHAT'S UP TIGER LILY? 1966: co-screenwriter, actor
3. CASINO ROYALE 1967: actor
4. TAKE THE MONEY AND RUN 1969: director, co-screenwriter, actor
5. BANANAS 1971: director, co-screenwriter, actor
6. EVERYTHING YOU ALWAYS WANTED TO KNOW ABOUT SEX BUT WERE AFRAID TO ASK 1972: director, screenwriter, actor
7. PLAY IT AGAIN, SAM 1972: screenwriter, actor
8. SLEEPER 1973: director, co-screenwriter, actor
9. LOVE AND DEATH 1975: director, screenwriter, actor
10. THE FRONT 1976: actor
11. ANNIE HALL 1977: director, co-screenwriter, actor Academy Award nominee (& winner) Best Director, Academy Award nominee (& winner) Best Picture, Academy Award nominee (& winner) Best Original Screenplay, Academy Award nominee Best Actor
12. INTERIORS 1978: director, screenwriter Academy Award nominee Best Director Academy Award nominee Best Original Screenplay
13. MANHATTAN 1978 director, screenwriter, actor Academy Award nominee Best Original Screenplay
14. STARDUST MEMORIES 1980: director, screenwriter, actor
15. A MIDSUMMER NIGHT'S SEX COMEDY 1982 director, screenwriter, actor
16. ZELIG 1983: director, screenwriter, actor
17. BROADWAY DANNY ROSE 1984: director, screenwriter, actor Academy Award nominee Best Director Academy Award nominee Best Original Screenplay
18. THE PURPLE ROSE OF CAIRO 1985: director, screenwriter Academy Award nominee Best Original Screenplay
19. HANNAH AND HER SISTERS 1986: director, screenwriter, actor Academy Award nominee Best Director Academy Award nominee Best Picture Academy Award nominee (& winner) Best Original Screenplay
20. RADIO DAYS 1987: director, screenwriter Academy Award nominee Best Original Screenplay
21. SEPTEMBER 1987: director, screenwriter
22. ANOTHER WOMAN 1988: director, screenwriter
23. NEW YORK STORIES (Oedipus Wrecks)1989 director, screenwriter, actor
24. CRIMES AND MISDEMEANORS 1990: director, screenwriter, actor Academy Award nominee Best Director Academy Award nominee Best Original Screenplay
25. ALICE 1990: director, screenwriter Academy Award nominee Best Original Screenplay
26. SCENES FROM A MALL 1991: actor
27. SHADOWS AND FOG 1992: director, screenwriter
28. HUSBANDS AND WIVES 1992: director, screenwriter, actor Academy Award Best Original Screenplay
29. MANHATTAN MURDER MYSTERY 1993: director, co-screenwriter, actor
30. BULLETS OVER BROADWAY 1994: director, co-screenwriter Academy Award nominee Best Director Academy Award nominee Best Original Screenplay
31. DON'T DRINK THE WATER 1994: director, screenwriter, actor
32. MIGHTY APHRODITE 1995 director, screenwriter, actor Academy Award nominee Best Original Screenplay
33. THE SUNSHINE BOYS 1995: actor
34. EVERYONE SAYS I LOVE YOU 1996: director, screenwriter, actor
35. DECONSTRUCTING HARRY 1997: director, screenwriter, actor
36. CELEBBRITY 1998: director, screenwriter
Academy Award Summary (up to and including 1996):
Nominated 6 times for Best Director: won for "Annie Hall"
Nominated 12 times for Best Original Screenplay: won for "Annie Hall" and "Hannah and Her Sisters"
Nominated 1 time for Best Actor
Nominated 2 times for Best Picture: won for "Annie Hall"Сайт создан в системе uCoz