"Народ мой" №11 (208) 15.06.1999
Радость бытия
Медные чайники, покрытые патиной времени, самовары с тускло-латунным блеском, керамика, детские рисунки и вид из окна. Видимая из мастерской крутая крыша пристройки разделена вертикалями высоких узких окон. Колорит мастерской - это душа художника, его образы. И поэтому проникновение в эти образы часто происходит через мастерскую, ибо здесь живет ХУДОЖНИК.
С Семеном Белым я “встретился” когда мы еще не были знакомы. Его фотографию я увидел в изданном в 1980 году каталоге, увы, не состоявшейся выставки ленинградских художников группы “Лестница”. Лицо лежит в овале густой коротко постриженной бороды, как бы вырастая из нее. Что-то “классически-художническое” есть в этом облике. Я написал “классически-художническое” наверное потому, что это фото напомнило мне портреты художников-импрессионистов, в моем представлении рождающие образ художника. Если бы я даже не знал, чем занимается этот человек, я бы сказал, что он художник. Эта фотография - восемнадцатилетней давности и, конечно, с тех пор многое изменилось. Волосы стали белыми, борода тоже не осталась темной. Но не изменились глаза. Может быть их глубина стала больше. Художник смотрел на меня, и мне казалось, что взгляд исходит откуда-то издалека, из какой-то невидимой бездны.
... “Пойдем погуляем.” - предложила она. “Пойдем”, - согласился он. И они пошли. Опустился месяц и, подхватив, поднял их в небесную синь. (“Двое”. Литография). И они полетели над городом в лунной лодке. Море звезд окружало их и расступалась темнота ночи. Озаренные любовью плыли они в круге лунного сиянья. Но наступило утро. Небо разъяснилось, просветлело. Забравшийся на крышу дома скрипач заиграл какую-то торжественную, улетавшую в упругое пространство неба, мелодию, воспевая наступившее утро, отдохнувшее за ночь солнце и голубизну неба (“Скрипач на крыше”. Литография). Стало радостно и ярко. И может быть потому, что каждое чувство имеет свой цвет, казалось, что из-под смычка вырывались голубые звуки, звуки счастья. На балконе, приветствуя утро флажками, распугивающими бабочек и стрекоз, появился мальчик. (“Ребенок”. Автолитография).
Можно говорить о том, что может быть объектом искусства, но вывод будет один - объектом искусства является жизнь. Убеждаешься в этом, рассматривая работы Семена Белого. Из чего состоит жизнь? Из счастья, когда появляется на свет желанный ребенок и делает первый самостоятельный шаг в этой жизни (“Первый шаг”. Цветная автолитография). И художник, делая литографию, наносит на подготовленную плоскость камня красный цвет - цвет счастья. Из забот и тревог о будущем. И на камень наносится коричневый цвет. Из восторга от прихода весны, когда омертвевшие зимой ветки покрываются пухом зелени. И на камень наносится зеленый цвет. Из надежд - и поверхность камня окрашивается в синий цвет. Счастье и волнение, печаль и тревоги, грусть и надежда - это все есть в красках литографий и отражает переживания художника. Ведь для него вопрос “Как?” - как выразить?, как предать? - важнее вопроса “Что?” И с ответа не вопрос “Как?” начинается художник, ибо этим ответом передается ощущение от увиденного, ощущение от возникшего при этом чувства. Во многих работах Семена Белого сквозит ощущение радости. Это и радость спускающихся с горы и поднимающихся в гору лыжников (“Лыжники”. Акварель). Это и радость играющих на горе мальчишек (“Зимние игры”. Акварель). Это и радость моряков, танцующих с девушками, и шагающих “в ногу” с равнением толи направо, толи на корабль, толи на девушек, прячущихся в кустах и сидящих на скамейке под лучами солнца, опускающегося в море (“Моряки и девушки”. Акварель). Все это - живописное отражение радости бытия. И каждому оттенку радости художник находит свой цвет. Поэтому слово “живопись”, вбирающее в себя какое-то общее объемное понятие, приобретает конкретность и ясность, определенность и точность, ибо оно звучит в каждом листе своими красками, отражающими определенное состояние.
И последнее, о чем хотелось бы сказать. Подготовлена к изданию книга стихов Александра Крестинского “Республика детей” с иллюстрациями Семена Белого. В этой книжке есть мальчик, играющий со стрекозой, муравьем и собаками; дети, засунувшие коробку с жужжащими жуками в карман брюк дедушки-соседа, который не видит источника жужжания и думает, не самолет-ли это или автобус, вызывая хитрое веселье ребят; полет учителя (“Глядите-ка, глядите - на крылышках-усах наш старенький учитель витает в небесах”); девочка, сама сшившая себе платье; одиноко лежащая старая лодка с обглоданными водой ребрами-шпангоутами. И все это видит художник, потому что он “каждую ночь зажигает волшебный фонарик и пускается в путь”. С одной стороны рисунки служат иллюстрациями к стихам поэта. С другой - они самостоятельны, их можно рассматривать, любоваться ими, не думая о стихах, ибо детская чистота восприятия пронизывает все творчество художника. Он говорит о простых истинах: о добре, о радости, о восторге, о любви, которая светится во всех его работах. Любовь - это не только чувств, это состояние, это некое внутреннее поле, которое захватывает и не отпускает. И ты, возможно не ведая этого, погружаешься в его глубину. И под территорией этого поля любви художник понимает не только любовь к близким, но нечто большее, включающее в себя любовь к окружающему миру: к людям, к деревьям, к облакам, к лунному свету, всему тому, что составляет жизнь. И это ЧУВСТВО ЛЮБВИ - источник, рождающий радость БЫТИЯ.
Можно смотреть на мир своими глазами, можно - глазами художника. Прекрасно, если эти взгляды совпадают. И тогда его творчество становится частью нашей жизни. Даже не частью нашей жизни, а частью нас самих.
Виктор ЛЕВЕНГАРЦ
Художник Семен Белый родился в 1938 году в г. Киеве. В 1962 году окончил архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. С 1967 г. - член Союза художников, с 1968 г. - член Союза архитекторов. Работает в станковой и книжно-журнальной графике и архитектуре. С 1962 г. участвует в многочисленных союзных, российских и зарубежных выставках. Было семь персональных выставок - в Ленинграде - Санкт-Петербурге, Саратове, Франкфурте-на-Майне, Лондоне. Работы находятся в тридцати музеях России и за рубежом, а также в частных коллекциях.
Выставка графики Семена Белого открылась 25 мая в Еврейском общинном центре СПб (ул. Рубинштейна, д.3, кв.50. Второй двор). Выставка будет открыта до конца августа.Сайт создан в системе uCoz