"Народ мой" №11 (208) 15.06.1999

Еврейские надгробия на Украине и в Молдавии

    Где их только нет, этих камней? Евреи приходят и уходят, исчезают материальные следы их присутствия - дома, лавки, синагоги. Остаются только камни. Они долговечнее всего. Но и они исчезают. Кладбище сметали с лица земли войны, их уничтожали равнодушные правители нашей “лучшей в мире” социалистической родины, да и заурядные воры тащили к себе во двор эти камни, чтобы вымостить ими хлев. Энтузиаст, подвижник Д.Н.Гоберман успел побывать в местах компактного проживания наших предков и запечатлел вид оставшихся там могильных камней. Долгожданная выставка его фотографий, большая и представительная, открылась в Выставочном зале Петербургского Союза Художников в первой декаде апреля. Чтобы ее организовать, объединили усилия Дирекция выставочных залов, нашего Общинного центра и Джойнта. Героем дня при открытии выставки был, конечно, Давид Ноевич. Держался он очень скромно. Произнес только две фразы: слова благодарности всем, благодаря кому эта выставка состоялась, и посвящение ее Фестивалю искусств им. Соломона Михоэлса, приобщив нас таким образом к значительному культурному событию, проходившему в Москве примерно в то же время.
    Фотографии резных надгробных стел на стенах зачастую вызывают у пришедших в выставочный зал людей совершенно различные чувства и ассоциации. Это - удивление и восторг перед совершенно неожиданными на могильных камнях изображениями: животных - львов, зайцев, единорогов с рыбьими хвостами, оленей, птиц, растений. И грусть - ведь многие из этих камней не сохранились - хорошо, что Д.Н. успел их отснять в первые послевоенные годы. И сожаление - у многих из нас могил предков не осталось. И благодарность мастеру за его подвижнический труд и, как сказала Сара Боген, региональный директор Джойнта, за то, что мы имеем сейчас общее прошлое, общих предков, лежащих под этими камнями, рассеянными по глухим углам Украины и Молдавии. Выступавшие на открытии выставки обращались к разным аспектам творчества Д.Н.Гобермана. В.Дымшиц говорил о зарождении в XVII веке в восточно-европейском ареале этого вида народного искусства - резьбы по камню, о его развитии, о связи с другими видами искусства - резьбой по дереву, художественным литьем, архитектурой и внутренним убранством синагог и т.п. и отдавал должное Д.Н.Гоберману - знатоку, ценителю народного искусства, подвижнику, не давшему ему исчезнуть бесследно.
    Искусствовед А.Г.Раскин истолковал творчество Д.Гобермана как феномен петербургской культуры. Ведь именно в Петербурге в конце прошлого столетия возник интерес к народному искусству. Стасов изучал здесь народный еврейский орнамент. Отсюда отправлялись этнографические экспедиции Ан-ского. Художник А.Зинштейн напомнил нам о том, что изображения на резных надгробиях будили воображение не одного поколения выдающихся художников. Среди них - Эль Лисицкий, А.Каплан, М.Юдовин и сам Д.Н.Гоберман. При этом все пришедшие в этот день на выставку были единодушны в чувстве благодарности художнику (ибо это не просто фотографии, а работы фотохудожника) и пожеланиях ему еще многих-многих лет, наполненных творчеством.


                                Е.Ш.

Сайт создан в системе uCoz