"Народ мой" №12 (209) 30.06.1999
Всеволод ВИХНОВИЧЕвреи в Петербурге: сегодня и завтра
Одним из наиболее загадочных и трудно поддающихся осмыслению явлений бытия человечества является национальная проблема и, в частности, вопросы формирования, сохранения и наследования национального или, говоря другими словами, этнического самосознания. О важности подобной проблематики сегодня, в конце XX века, свидетельствуют многочисленные конфликты между даже на первый взгляд разумными людьми, ведущие к неисчислимым жертвам и материальным потерям, не говоря уже о пусть не таких свирепых, но крайне обидных бытовых конфликтах.
В связи с этим большой интерес вызывает кандидатская диссертация научного сотрудника Петербургского филиала Института социологии РАН Б.Е.Винера. Ее название: “Межпоколенная передача этнической идентичности у этнодисперсных меньшинств (На примере современного Петербурга)”. Говоря общедоступным языком, речь идет о характере воспроизводства национального самосознания старших поколений у их детей в условиях рассеянного проживания национального меньшинства, в том числе и евреев, в современном мегаполисе. Поскольку такие условия проживания характерны для подавляющего большинства еврейского населения вне Израиля, то, безусловно, такое исследование представляет особый интерес для нас.
Во введении, как и полагается в академическом труде, автор показывает важность и актуальность проведенной им работы. Разумеется, для каждого человека, хоть сколько-нибудь знакомого с сообщениями средств массовой информации со всех концов планеты, это совершенно излишне - межнациональные конфликты гораздо страшнее и кровопролитней всех других и гораздо труднее преодолеваемы. Об этом свидетельствуют примеры обостренных межнациональных отношений на Кавказе, Балканах, в Африке, в Индонезии... Список можно долго продолжать. Отметим только, что во введении напоминается об этапах национальной политики в Российской империи и СССР. По мнению автора, если в царской России происходила насильственная русификация ее народов, то в СССР сначала проводилась, наоборот, политика “коренизации”, то есть укрепления социальных позиций нерусских народов, сменившаяся затем русификацией в сравнительно мягких формах, а с 1970-х годов пропагандировалось создание новой исторической общности “советского народа”. Не вдаваясь в дискуссию, можно только указать, что такой подход, реально отражая некоторые тенденции, все же явно упрощает реальную картину.
Весьма информативной является глава, посвященная современным теориям этничности, разрабатываемым как в России, так и за рубежом. Эти теории пытаются объяснить, почему и каким образом возникает чувство национальной принадлежности. Таких теорий достаточно много, и между ними существуют заметные противоречия. Винер не отдает предпочтения ни одной из них, а предлагает осуществить некий синтез этих теорий.
Потомки, к примеру, евреев сохраняют свое этническое самосознание, полагая, что они принадлежат к той же этнической общности, что и их предки. Однако, с другой стороны, изменения в мире ведут к тому, что проявления “еврейскости” у наших современников значительно отличаются от проявлений этого качества у их предков. Скажем, сегодня нередко из сознания полностью исчезает религиозный фактор.
Обратимся к самому предмету исследований Винера. Он попытался проследить, что происходит в современном Петербурге с крупнейшими этническими меньшинствами: украинцами, белорусами и евреями. Согласно Всесоюзной переписи населения в 1989 году в Ленинграде проживало примерно 5 млн. человек. В том числе 4 млн. 445 тыс. русских, 151 тыс. украинцев, 94 тыс. белорусов и 106 тыс. евреев. В нашей статье мы уделим больше внимания еврейской группе. Первая еврейская колония появилась в Петербурге в 1804 году. К 1910 году евреи стали четвертым по численности меньшинством города. Однако, ограничения на их право селиться здесь были отменены лишь в 1917 году в результате февральской революции.
До 1917 года браки между иудеями и православными в Российской империи были запрещены, и, кроме того, их заключение противоречило религиозным традициям. В советское время влияние религиозных норм значительно ослабло, а законодательного их запрета, естественно, не существовало. Это привело к следующим результатам. Если в 1955 году 52 процента всех браков, заключенных с участием евреев в этом году в Ленинграде было однонациональным, то в 1985 году доля таких браков от всех браков, заключенных с участием евреев в Ленинграде, составила лишь 26,1 процента.
Интересны данные по поколенному составу этнических меньшинств. Согласно данным переписи 1989 года 51,2 процента евреев Ленинграда родились в этом городе, в то время как вне его родилось 65,5 процентов украинцев и 75,4 процента белорусов. В то время, как 55,2 процента евреев в возрасте 15 лет и старше имеют высшее образование, у украинцев эта доля составляет 24,9 процента, а у белорусов - 16,3 процентов, при том, что у русских высшее образование имеют 20,5 процентов. Соответственно, у евреев умственным трудом заняты 79,8 процента, у украинцев - 52,2, у белорусов - 40,2, а у русских - 45,7. Интерпретируя эти цифры, следует однако иметь ввиду, что среди евреев доля пожилых людей намного выше, а доля людей молодых возрастов намного ниже, чем в сравниваемых группах.
Винер в 1991 - 1992 годах провел в нашем городе опрос нескольких сот человек, рожденных от несмешанных украинских, белорусских и еврейских браков, а также респондентов, у которых один из родителей был украинцем, белорусом или евреев, а другой - русским. В 1997 - 1998 годах он провел глубинное интервьюирование нескольких десятков человек однонационального и смешанного украинского и еврейского происхождения. (Опрошенных в ходе первого исследования Винер называет респондентами, а в ходе второго - информантами). Выяснилось, что важнейшим фактором, влияющим на этническую самоидентификацию человека, оказывается этническая принадлежность его родителей. К другим важнейшим факторам относятся родной язык, знание языка своих нерусских предков, поколенность проживания в Петербурге.
Как и следовало ожидать, за очень небольшим исключением все люди “чисто” еврейского происхождения считают себя евреями. Люди смешанного еврейско-русского происхождения в подавляющем большинстве относят себя к русским. Однако, среди них зачастую распространены такие названия как “полукровка”, “половинка” и т.п. В отличие от украинцев и белорусов, место рождения не оказывает существенного влияния на этническую самоидентификацию евреев. Не влияет на это и знание (а вернее незнание) ими языков иврит и идиш. В то же время многие евреи или их дети изучают иврит на различных курсах.
Исторически принадлежность к еврейству всегда ассоциировалась с принадлежностью к иудейской религии. Эта тенденция во многом сохраняется и сегодня. Распространенным является мнение высказанное женщиной-информантом: “Если я еврейка, значит я иудейка. Это моя принадлежность, моя вера”. Если бы, как это имело место в царской России сегодня существовала бы запись о вероисповедании в официальных документах, то больше половины респондентов “чисто” еврейского происхождения указали бы в документах иудейское вероисповедание. Однако, как показывают исследования других специалистов (Гительман, Червякови Шапиро) в крупных городах современной России верующими иудеями является незначительное меньшинство евреев (примерно 6 процентов). То есть идентификация с иудаизмом происходит не из-за собственно религиозных убеждений, а благодаря знанию о жесткой связи между еврейской этнической принадлежностью и иудаизмом.
Разумеется, исследователя интересовало влияние на этническое самосознание таких факторов, как школа, средства массовой информации, художественная литература, семья. Что касается школы, то школьные впечатления, в основном отрицательного характера, оказали на формирование этнического самосознания людей еврейского и еврейско-русского происхождения большее влияние, чем на опрашиваемых из других групп. Правда, и тут не все однозначно. Одна женщина вспоминает случай из своего детства. Как-то одна из учениц, очень отстающих, прислала на уроке ей записку, где обозвала ее жидовкой. Случайно эту записку прочитала соседка по парте и решила не оставлять это безнаказанным. Вместе с другими ученицами (девочкам было по 14 лет) она почти насильно отобрала у будущего информанта эту злосчастную записку и отнесла ее классному руководителю - преподавателю литературы. Эта учительница поступила самым оригинальным образом: следующий урок был посвящен чтению стихов Маршака и Заходера. В конце урока она сказала: “Это вот стихи еврейских поэтов. Они по-русски писали. Но вот это такие замечательные еврейские поэты. Все. Все все поняли”. Но, конечно, такие преподаватели были не везде и не всегда.
Важным фактором для формирования этнического самосознания являются книги еврейских писателей и на еврейскую тематику. Опрашиваемые чаще всего называли произведения Шолом-Алейхема, Эренбурга, Фейхтвангера. Но даже роман “Айвенго” Вальтера Скотта мог сильно повлиять на одиннадцати-двенадцатилетнюю еврейскую девочку.
Безусловно решающим для осознания себя евреем является влияние семьи. Интересно, что этническое самосознание у детей даже при проживании семьи в иноэтнической среде формируется как бы само собой без специально прилагаемых родителями или дедушками и бабушками усилий.
Исследователи спорят о влиянии предубеждений и дискриминации со стороны государства и общества на евреев. Согласно данным, собранным Винером, большинство евреев так или иначе сталкивалось с этническими предубеждениями, а то и с прямой дискриминацией при устройстве на работу, при поступлении в вуз или аспирантуру. Иногда это принимало трагикомические формы. Например, офицер-ветеран афганской войны, с наиболее заметными проявлениями антисемитизма встретился, когда проходил службу на территории ... Еврейской автономной области. Это же информант отмечает, что часть петербуржцев склонна объяснять возникновение любых проблем в жизни России происками евреев и объявлять политиков, которые им не нравятся, евреями.
Говоря о догорбачевском периоде, многие информанты указывают на существование в ту эпоху систематической дискриминации евреев со стороны государственных организаций, особенно часто в связи с этим упоминаются отделы кадров учреждений и приемные комиссии вузов. Справедливости ради надо отметить, что помимо евреев, в то время могли ущемляться и представители других народов. По сообщению отставного офицера-украинца в 1970-е годы была предпринята попытка ввести негласную процентную норму на прием украинцев в военные академии. Однако, возвращаясь к еврейской теме, автор исследования делает вывод: “отмечая существование этнических предубеждений против евреев среди части населения Петербурга, информанты отмечают, что теперь проявлений антиеврейских настроений стало гораздо меньше, чем раньше”.
Тем не менее, Винер объясняет формирование этнической самоидентификации у евреев в более раннем возрасте, чем у украинцев, наличием антисемитизма в нашем обществе. Часто евреи отчетливо осознают свою принадлежность к особой группе населения еще в старшем дошкольном возрасте. В других случаях это происходит в младшем школьном возрасте. Нередко осознание своей этнической принадлежности связано с негативными эмоциями, вызванными каким-то отдельным событием. Например, одна женщина вспомнила, как, когда ей было 11 - 12 лет, мальчик более старшего возраста начал дразнить ее, обзывая “цыганка-еврейка”. Девочка из-за этого плакала, возвращаясь домой из школы. Наконец, по совету отца она подошла к обидчику и твердо сказала: “Да, я еврейка и тем горжусь. И что?”. У мальчика были большие глаза и больше он ее не дразнил. У людей смешанного русско-еврейского происхождения этническая самоидентификация обычно формируется в старших классах школы или даже после ее окончания.
В заключение следует остановиться на причине выбора людьми той или иной этнической самоидентификации. Как показывает исследование, для большинства информантов-евреев характерны рассуждения вокруг таких тем, как этническая принадлежность хотя бы одного из родителей человека, а также личная конфессиональная принадлежность. Распространено также мнение, что евреем является любой человек, обладающий еврейским самосознанием. При этом некоторые считают возможным считать евреями даже перешедших в православие, другие категорически возражают против этого.
Информанты еврейско-русского происхождения в качестве важнейших признаков принадлежности человека к еврейскому народу также чаще всего называют еврейское происхождение хотя бы одного из родителей и еврейское самосознание. Интересно, что лишь немногие информанты из этой группы не называют этническую принадлежность родителей в числе важнейших факторов, определяющих принадлежность человека к русскому народу. Вместе с тем многие из них полагают, что нельзя считать русскими людьми, не владеющих русским языком.
Мне представляется, что работа Винера способствует лучшему пониманию того, почему этническое самосознание является важной составляющей современной личности, и будет весьма полезной для преподавания социальных наук в высшей школе.
С материалами диссертации можно познакомиться в следующих публикациях Б.Е.Винера:
1. Этничность: в поисках парадигмы (Этнографическое обозрение, 1998, №4, с.3 - 27.
2. К построению качественной регрессивной модели этнической идентичности (Журнал социологии и социальной антропологии, 1998, №3, с. 121 - 142.
3. Этническая идентичность у крупнейших меньшинств современного Санкт-Петербурга (по результатам полевого исследования 1997 - 1998 годов) (Мир России, 1999 [в печати]).Сайт создан в системе uCoz