"Народ мой" №14 (211) 27.07.1999
“ИЗБРАННЫЙ ВЫЖИТЬ”
1 сентября 1939 г. началась II Мировая война. Еврейский мальчик из Ченстохова (в Западной Польше) оказался в этот день в Варшаве - родители, предчувствуя близость неизбежной войны, бежали с детьми вглубь страны, на восток. Ержи Эйнхорн через 55 лет вспоминает последнюю мирную ночь в Варшаве так, как будто все это было вчера, - страшные бомбежки в осажденном беззащитном городе, немецкие танки, грохот сапог и сверкающие каски немецких пехотинцев на улицах Варшавы. Страшные впечатления шести лет войны легли на страницы его книги воспоминаний и размышлений, ставшей бестселлером в Швеции - его родине с 1946 г. Ержи Эйнхорн, переживший Ченстоховское гетто и трудовой лагерь Хасаг, бежал в Швецию от послевоенных польских погромов и неизбежного воцарения коммунистов. Там он стал врачом-онкологом. Имя многолетнего директора Радиумхеммета (Ин-та онкологии), главы Королевского онкологического фонда, председателя Нобелевского комитета по физиологии и медицине, выдающегося гуманиста и общественного деятеля звучит для жителей Швеции так, как имя Альберта Швейцера для граждан Франции и Германии.
В конце января в Швеции обычно проводится День памяти жертв Катастрофы. На нем присутствуют король, премьер-министр, весь шведский истеблишмент. Выступая на митинге в День памяти 1998 г., Ержи Эйнхорн не мог не обратить внимание присутствовавших на опасность пренебрежения памятью о страшных годах. Хотя именно тоталитарный режим приводит общество к катастрофе, “демократия оставляет слишком большую свободу действий для своих противников”. Основание для беспокойства дает активизация неонацистских групп и потрясающее невежество в области кровавой истории нашего века, что может привести к повторению прошлого. Во избежание этого правительство Швеции приняло антинацистскую программу “Живая история”. Книга Е.Эйнхорна “Избранный выжить” - часть “Живой истории”. Прочтя ее русский перевод (изд-во “Всемирная литература”, СПб, 1999), и мы приобщились к ней, вместе с Е.Эйнхорном заглянули в пропасть. “Сегодня я должен вспомнить, проанализировать и описать..., - пишет он. - Я не хочу это делать - и не могу. НЕ делать. Я дал слово не забывать... Мало тех, кто помнит, и еще меньше тех, кто находит в себе силы рассказать об этом. То, что вы, и я, и другие помнят, может быть, избавит кого-то в будущем от повторения этого жестокого, бессмысленного, методического и непостижимого геноцида, направленного против евреев или какого-то другого народа... Мы, избранные, должны жить со своей памятью. Для меня было неожиданным, когда через 50 лет воспоминания о пережитом проснулись с новой силой. Наверно, это произошло потому, что наше время на исходе. Поэтому... мы чувствуем потребность рассказать о нашей судьбе и надеемся, что наши свидетельства будет невозможно отрицать или оставить незамеченными... Мы надеемся, что дети запомнят”. К этому признанию и призыву живого свидетеля, одного из немногих оставшихся, кажется, нечего добавить.
Но в книге Эйнхорна - не только страшные страницы. В ней юность, общение с ровесниками, первая женщина, человеческое тепло - жизнь! Жизнь среди жестокости, войны, истребления. Грусть и юмор, героизм матери и мудрость отца, чувство защищенности - в стенах гетто! - уверенность, что родители найдут выход из любой ситуации, что на них можно опереться. В книге множество имен, судеб, характеров - и евреев, и немцев. Немцы в книге - не безликая масса. Вот капитан Детенхардт, начальник немецкой полиции порядка в Ченстохове. Он ведет себя по отношению к евреям корректно, почти дружески, никогда не бывает обозленным или раздраженным... Он никогда не убил и не ударил никого - и именно он организует массовые убийства евреев. Хладнокровный,. Спокойный, неутомимый - идеальный организатор, человек долга. Не эсэсовец, не гестаповец, - полицейский из Лейпцига, исполнитель воли фюрера. Видел Ежи среди немцев убийц, садистов, бандитов, но помнит и “Итци - единственного немца-полицейского, не поддавшегося общему психозу и не убившего и даже не ударившего ни одного человека”, вспоминает и Люта, “который сделал нашу жизнь более или менее терпимой, по-видимому, спас жизнь многим из нас... Лют продемонстрировал, что даже среди высокопоставленных немецких чиновников есть сильные и мужественные люди с обычными человеческими чувствами, что нельзя стричь целую нацию под одну гребенку, осуждать весь народ, ... даже всех членов ненавидимой нами нацистской партии”. Лют - ченстоховский Шиндлер, директор заводов Холаг-Пельцери, на которых трудились тысячи евреев. Он спас от уничтожения не только евреев-рабочих, но сумел вырвать из рук Детенхардта 20 мальчишек, извлеченных немецкими и польскими полицейскими из бункера-укрытия на территории Малого гетто. Спас при полной их бесполезности для завода, употребив для этого максимум настойчивости и властности. Сирот после войны забрали в Англию, где они получили образование. А здесь, в Хасаге, уцелело около 5000 евреев, половина их были жителями Ченстохова.
С благодарностью пишет Е.Эйнхорн и о фрау Мосевич, немке, хозяйке швейной мастерской, где работали 17 уцелевших евреев, и о польке - пани Пловецкой, сберегшей и вернувшей все, что дали ей на хранение Эйнхорны перед уходом в гетто. Пишет и о евреях, спасшихся на “арийской” стороне, выдававших себя за арийцев - об их комплексе страха и нежелании обнаружить свое еврейское происхождение и по окончании войны. Такие “скрытые” евреи, их дети и внуки и сейчас еще живут в Польше. Есть такие, к слову и в нашей стране. Е.Э. изнутри показывает жизнь в гетто, с очень большой похвалой отзывается о юденрате, еврейской полиции, которые по-настоящему защищали обитателей гетто. Мы узнаем, каким уютным было гетто, как страшно было оказаться вне его пределов, как его обитатели строили предположения о своей будущей участи - “не могут же они перестрелять нас всех, нас все же больше 50000 только в нашем гетто”... Могут, кричим мы им из будущего, могут убить и 3 млн. польских евреев, и еще 3 млн. евреев из других стран Европы. “Как? - возмущается Кац в ченстоховском гетто (идет 1941 год) - как такие мысли могут прийти в голову? Мир этого не позволит!”. А действительность превзойдет любой кошмар, который приходит им в голову.
Мы видим их, этих старых мудрых евреев, видим молодых красивых женщин, которые именно в гетто счастливо вышли замуж - какое будущее у их брака?, мальчишек и девчонок, которые учатся в подпольной школе, штудируют учебники, получают отметки, а по вечерам - вспоминают, слушают музыку, танцуют, целуются. Узнаем и о еврейском сопротивлении - о том, как героически гибнут молодые люди, лишь на несколько лет старше Юрека (Е.Эйнхорна).
В книге не только война. Книга начинается с истории родителей автора, а последняя ее часть посвящена первому послевоенному десятилетию жизни Ержи Эйнхорна. В ней нашлось и место для его размышлений о судьбах еврейского народа, о природе нацизма, о личности Гитлера, о причинах, приведших к войне. Умный автор, интересные мысли, хороший язык - книга действительно прекрасная.Е.Ш.
Сайт создан в системе uCoz