"Народ мой" №20 (217) 31.10.1999

ВОЙНА ОКОНЧЕНА. ВСЕМ СПАСИБО, или ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА

    Спилбергу в свое время прилично и, на мой взгляд, справедливо досталось за “Список Шиндлера”. Не от широкой публики, конечно (не от покупателей картины, то есть), а от критиков. В ответ Спилберг снял “Рядового Райана” - видимо, с тем, чтобы впредь его вообще не рецензировали, а только давали «Оскаров» побольше. Обе эти цели он достиг успешно.
    Роберто Бениньи не смутила относительная неудача Спилберга. Его «Жизнь прекрасна» (в дальнейшем - ЖП) - дерзкая и остроумная попытка реанимировать тему Холокоста в качестве коммерческой и интеллектуальной одновременно. Впрочем, необходимо пояснить, что ее дерзость - в последовательной неразборчивости, а остроумие - в одной-единственной «зато какой» идее.
    Американская киноакадемия, известная как своей сенильностью, так и сионизированностью, пришла от бениньевской ЖП в полнейший восторг. ЖП сорвала «Оскары» в таких значимых номинациях, как Лучший актер (Бениньи), Лучший фильм на иностранном языке и Лучшая музыка (Никола Пьовани). Кроме этого, она номинировалась еще в четырех разделах, из них в трех основных: Фильм, Режиссер, Сценарий (Винченцо Черами и Бениньи) и Монтаж. 
    Перескажу с комментариями общесобытийный ряд, тем более что рекомендовать его к просмотру я не собираюсь. К тому же жанр пересказа - одна из наиболее удобных и мягких форм интерпретации не претендующей на окончательность и отделяющей «зерна» происходящего в фильме от «плевел» его оценки. То есть, если по прочтении этой статьи, фильм кого-то заинтересует - благослови вас Бог, а я не виноват.
    Условно ЖП можно поделить на три части: действие до войны, во время войны и, так сказать, эпилог.
    В первой части бедный и бестолковый шлимазл Гуидо (Бениньи) крутит интрижку с «девушкой из высшего общества» Дорой (Николетта Браши). Остроумно и оригинально он именует ее «принцессой». К жанру комедийных приключений, полных архаического юмора, примешивается сентиментальная love story по типу «с первого взгляда». Романтическим образом, на белом коне, Гуидо похищает Дору прямо с ее собственной свадьбы - бедняжку выдавали замуж за нелюбимого, но богатого. Чтобы у нас не возникло сомнений, жених показан самодовольным ослом, заигрывающим с набирающими силу итальянскими наци (что забавно, если вспомнить про еврейство невесты). Хотя это неважно, о нем уже можно забыть. Гуидо и Дора женятся, Дора рожает мальчика Джосу (Джорджио Кантарини), у них маленькая книжная лавка (безобидный штамп), шлимазл чудом превратился в настоящего отца семейства (штамп обидный). Жить бы молодым да поживать - это я отображаю стилистику фильма - но вот однажды происходит неизбежное: Гуидо и Джосу депортируют в немецкий концлагерь. (Что за лагерь? Откуда? Мы должны были это предвидеть? Однообразно «реалистическая» стилистика фильма ничего не может ответить на эти вопросы; она их просто не замечает). Дора, за которую ранее похлопотали влиятельные знакомые по ее прошлой жизни, отправляется за семьей добровольно, в составе женской... делегации. 
    Во второй части происходит то, что Американская киноакадемия оценила в 7 номинаций и 3 «Оскара». Гуидо не может и не хочет объяснять пяти-шестилетнему сыну, где они находятся, и создает в его воображении мир захватывающей и престижной игры, в которую любят иногда сыграть дети и взрослые. (Действительно - разве это можно объяснить? Решение, выбившее слезу у академиков, было в каком-то смысле единственным, а вовсе не героическим или, там, трогательным. И именно в этом - тонкость идеи Бениньи. Другое дело, что если понимать такие вещи, «Оскаров» резко убавится, а номинироваться будет вообще другое кино - не «Рядовой Райан», например). Лишения, унижения, изматывающий труд - все это необходимо с достоинством пережить, чтобы победить в такой игре. Победитель же получает танк - предел мечтаний мальчугана. Конечно, Джосу часто бывает близок к тому, чтобы отказаться от этого танка - ни тебе мамы, ни нормального питания, постоянно надо от кого-то прятаться... В таких случаях Гуидо взывает к честолюбию сына. Отказаться от игры, внушает он, можно в любую минуту, но это будет позором. Да и дела у них идут неплохо: каждый день приносит новые очки, они находятся среди лидеров, и до окончания недолго осталось. Единственная удачная сцена фильма - оставленный за кадром расстрел доигравшегося-таки папаши - тем и удачна, что из поля зрения наконец исчезает Бениньи (по большому счету, расстрелять надо было его, а не его героя) - а также драматургической тонкостью решения: никакого пафоса, холодно и жестко, не замедляя темпа повествования. После 110 минут утомительного мельканья этого мнимого Пьера Ришара - впечатляет.
    Затем фильм стремительно входит в фазу регрессии. Искушенным зрителям остается ждать, всего пару минут, когда парню наконец «подарят» гойский танк. Также ясно, что на танк или в танк его только посадят - но вот солдат чьей армии это сделает? Впрочем, число завоеванных “Оскаров” подсказывало и это...
    В заключение напомню анекдот, близкий духу картины. В мае 1945-го начальник концлагеря приказывает всем... участникам собраться на центральной площади и, когда те подгребают, объявляет им: «Господа! Война окончена. Всем спасибо».

          Евгений Майзель

Сайт создан в системе uCoz