"Народ мой" №20 (217) 31.10.1999

«РАББИ, Я - ГОЛУБОЙ!»

    В течение 20 лет раввин Стивен Гринберг скрывал от ортодоксальной общины свою гомосексуальность. Его друг и учитель, тоже ортодоксальный раввин, во время празднования Шавуота поднял ктубу (брачный договор), на которой были изображены двое мужчин, и пустился в рассуждения о том, что реформисты делают со Священной традицией. Гринберг встал: "Эти двое, кто для тебя не более чем карикатуры, - живые люди, - сказал он. - И им, возможно, было невероятно трудно найти любовь в своей жизни. Ты даже не можешь себе вообразить, как дорого им то, что они обрели. Ты не можешь понять, как тяжело бороться с ненавистью к самому себе, связанной с привитыми с детства культурными стереотипами. И, похоже, ты не можешь ничего такого понять, потому что никто никогда не говорил тебе "Рабби, я гомосексуал". Так позволь мне быть первым. Рабби, я гомосексуал”.
    Сейчас, когда 42-летний Гринберг решился открыто заявить о своей гомосексуальности и стал первым открытым ортодоксальным раввином-гомосексуалом, такого рода истории стали менее болезненными, чем были раньше. Это как раз свидетельство того, что должно произойти в ортодоксальной общине. Гринберг убежден: если традиционные евреи откроют сердца и уши гомосексуалам, если они прислушаются к боли, одиночеству, смятению, которые обычно сопровождают гомосексуалов в ортодоксальной общине, то они будут вынуждены пересмотреть свое полное отвержение гомосексуальности.
    Гринберг преподает в нью-йоркском CLAL - The National  Jewish Center for Learning and Leadership. Он интеллектуал, ясно и взвешенно выражающий свои мысли и убеждения. Он немало повидал в жизни, чтобы понимать, что многие ортодоксы теперь не будут считать его своим. И он не так наивен, чтобы надеяться, что в один прекрасный день он убедит мир в том, что мужская гомосексуальность не выходит за рамки галахического иудаизма. Но он уверен, что ему удастся сделать гомосексуальность темой открытой дискуссии, что его саморазоблачение придаст силы другим сделать то же самое. Только после этого авторитеты, интерпретирующие Галаху, смогут сдвинуться с места и пересмотреть запреты, разделившие мир на черное и белое.
    Возможно, Гринберг и проиграет этот бой, хотя у него в руках довольно сильное оружие - история собственной жизни, история борьбы с самим собой до тех пор, пока он уже не мог отрицать гомосексуальность - неотъемлемую часть своей души и единственную возможность привнести любовь в свою жизнь.
    -
Вряд ли есть хоть одни человек, ставший геем по собственной воле - слишком это далеко от принятых норм, - считает Гринберг. - И единственная причина, почему ты борешься за принятие своей самости, почему бросаешь вызов принятым нормам, - это отсутствие выбора.
Гринберг не может точно сказать, когда он осознал свою гомосексуальность. Когда Стивену, выходцу из семьи иудеев-консерваторов, было 15 лет, он начал заниматься с ортодоксальным раввином и был захвачен богатством текстов и традиций. Он учился в Нью-Йорке в Yeshiva University, потом в раввинской школе, а затем в престижной иешиве под Иерусалимом "Хар Эцион", где он влюбился в одного из соучеников. Гринберг решил, что он бисексуал, и обратился за советом к уважаемому в Израиле раввину Йосефу Шалому Элиашуву.
    К удивлению Гринберга, раввин ответил ему:
    - Ты обладаешь двойной силой любви. Пользуйся ею бережно.
    - Страшный груз упал с моих плеч, - рассказывает Гринберг. - Я понял: что бы это ни было - это богатство духа. Раввин не позволил мне заниматься любовью с мужчинами, но сказал, что мое желание не было уродливым.
    Только в 28 лет Гринберг окончательно понял, что он гей, однако продолжал встречаться с женщинами еще 7 лет.
    - Я так хотел иметь нормальную семью, детей… Но ничего не вышло, и это самая большая моя боль. Но эта боль не может быть оправданием для глубокого самообмана и обмана других.
    В последние два года Гринберг жил в Израиле. Там он и решил сделать публичное признание - в газете "Маарив", которое он хотел приурочить к открытию первого в Иерусалиме Общинного центра для геев и лесбиянок. В Центре есть группа психологической поддержки для ортодоксальной молодежи. Гринберг говорит, что многих молодых ортодоксов, осознающих, что они геи, заставляют все-таки вступать в браки, которые часто завершаются разводами.
Рис. А.Лобанова     - Такое поведение крайне жестоко, - считает Гринберг. - Их принуждают скрывать свою ориентацию или оставаться холостяками, обрекая на жизнь без любви. Иногда юношей-гомосексуалов просят уйти из семьи, потому что их присутствие слишком раздражает общину. В общине действует негласное правило: если ты гей, убирайся - для своей пользы и для нашей. Однако некоторые семьи, не желающие расставаться со своими детьми, соглашаются на компромисс - частичное соблюдение заповедей.
    Раввину Элазару Мускину неоднократно приходилось консультировать гомосексуалов и их родственников. Он говорит, что выслушивал их с состраданием, но отвечал со всей определенностью, что Галаха запрещает однополую любовь.
    - Позволено совсем не все, что нам хочется, - объяснил Мускин, воспринимающий гомосексуальность так же, как и нарушение других заповедей. Он считает недопустимым для соблюдающего еврея гордо заявлять о том, что он скрывается от уплаты налогов или ест чизбургеры (мясное с молочным).
    По мнению Гринберга, аналогия с чизбургером в этом случае неправомочна:
    - Люди могут жить глубокой, эмоциональной, преданной, любящей жизнью и не есть чизбургеров, - отвечает Гринберг, слышавший эти аргументы сотни раз. - Но человек не может прожить жизнь, лишенную самовыражения и любви только ради того, чтобы стать членом определенной социальной группы.
    Через несколько месяцев Гринберг закончит книгу, в которой он не только рассказывает свою личную историю, но и рассуждает об отношении Торы к проблеме гомосексуальности. Гринберг убежден: слова Торы "И с мужчиной не ложись, как ложатся с женщиной: мерзость это" (Ваикра (Левит), 18:23) имеют более глубокий смысл, чем тот, что лежит на поверхности. «Истинная Галаха должна быть более внимательна к людям, должна слышать их».

        Джулия Грюнбаум,
Еврейский журнал Большого Лос-Анджелеса
(Jewish Journal of Greater Los Angeles)

Сайт создан в системе uCoz