"Народ мой" №20 (217) 31.10.1999
Unknoun Блюмкин
В испанском журнале EXLIBRIS (№2, 1990, 11) в статье о петербургском-ленинградском книжном знаке приведены 5 гравюр, отражающих лучшие образцы этого вида искусства с XVIII века по наши дни.
Под первой подпись “Неизвестный художник XVIII века”, под последней - просто “Неизвестный художник”. Этим неизвестным художником был Евгений Лазаревич Блюмкин, чье авторство журнал, впрочем, и не оспаривал, так вышло.
Расстроенного художника друзья утешали: “Это как раз и есть высший акт признания: неизвестный художник, слова неизвестного поэта, музыка народная - звенья одной цепи”.
Петербуржцы часто видят сейчас на остановках транспорта современные рисованные карты города. Многие годы рисованную карту Невского проспекта работы Е.Л.Блюмкина впечатывали в карту Ленинграда или издавали отдельными буклетами без упоминания фамилии художника на английском, немецком и т.д. языках. Годами ходил художник по инстанциям, страстно рассказывая, как хорошо бы сделать такую большую карту, показывал свои задумки, литографии. Многие восхищались. Фрагмент карты, выполненный в технике цветной литографии, - в отделе картографии Российской национальной библиотеки. Убедил. Сейчас такие карты выпускаются, но это не его работа.
Е.Л.Блюмкин родился в 1947 году в Ленинграде, на Васильевском острове. Отец художника, кадровый офицер Советской Армии, участник войны, летчик-инженер, служил в Риге в авиационном училище, там же жила после рождения сына вся семья. И остаться бы его ребенку в системе ценностей западной цивилизации, но вспомнила об отце тетя из Америки, уехавшая туда до революции, прислала помощь - посылку в воинскую часть. И хотя она (посылка) была торжественно, с понятыми и протоколом, утоплена в гарнизонном сортире, над отцом стали сгущаться тучи. 1949 год - шла очередная антисемитская кампания.
С большим трудом удалось ему сохранить себе свободу и продолжить службу. Он был переведен в провинциальный волжский городок, дослуживать. Сыну же досталось в первую зиму переезда тяжелое воспаление легких.
Многие месяцы он видел жизнь только из окна комнаты: окраинные улочки старого русского города, мимо окна бравые курсанты шествовали в баню и обратно, распевая патриотические песни, слева была дорога на кладбище, справа - тюрьма, а вдали незнакомые горы, до которых хотелось дойти. Желание “дойти” сохранилось на всю жизнь. У родителей была приличная по тем временам библиотека. Книги с иллюстрациями Бенуа, Добужинского формировали мир ребенка. После 1953 года жизнь делилась между этим городом и Ленинградом. Самым же сильным запахом детства остался в воспоминаниях смешанный запах мазута, рыбы, пива и старых книг.
В 14 лет он пошел работать живописцем по стеклу, на сдельщину. И эта тяжелая школа оставила свой след на всю жизнь. Она зарядила постоянным внутренним ритмом работы. Научила и перерабатывать. Труд художника, кустаря-одиночки привился навсегда. Да и мало было людей, на которых он мог опереться. Тяжело было работать, учиться. Но в это время стала осуществляться его давняя детская мечта, когда он глядел на жизнь из окна: он стал ездить по старым городам, проходил по их улочкам, спускам, поворотам, и все это рисовал. Родители, как могли, поддерживали. Они, пережившие разные этапы советской истории, были встревожены процессом над поэтом Бродским. Им представлялась участь их сына, неспособного защитить себя и свое творчество. Нужно иметь право занимать свое место в жизни. Это право долго не давалось художнику. Институт он окончил только в 29 лет. И сразу оказался безработным.
По рекомендации друзей-художников, которых потом стали называть представителями газо-невской культуры, попал на работу в Академию наук Узбекистана, где делал натурные рисунки для будущих научных и научно-популярных книг. Было много необычного и интересного. Кандидаты и доктора наук десятилетиями корпели над своими открытиями. Своих рисунков в их книгах художник так и не увидел. Такая работа, где все время что-то начиналось, но ничего не удавалось доделать до конца, погасила первоначальный энтузиазм художника. Но вокруг было так много нового - хотелось рассказать всем.
Работая в технике офорта (один из вариантов гравюры на металле) он создавал графические работы, где сосуществовали друг с другом 50-70 человек на листе. Был создан цикл работ, который экспонировался в залах на выставках Союза художников.
Тяготение к новым впечатлениям было так велико, что художник дважды, в 1980 и 1982 годах ездил в одиночку на Памир рисовать. Памир - граница с Афганистаном, где шла война и где много было своих специфических (кроме творческих) проблем. Было голодно, тревожно, но можно было много рисовать. Там, в горах и в Душанбе, он устраивал свои первые персональные выставки. Вслед за этими путешествиями было участие в киноэкспедиции на Арал (как Арал умирает). Материала, наработанного художником, было так много, что, когда его принимали в Союз художников, кто-то из комиссии сказал: “Зачем принимать Блюмкина в Ленинградский Союз художников, у него все - узбеки. Пуская его принимают там”. Спасла эрудиция другого художника: “Гоген рисовал таитян, а считается французским художником”.
А потом художник вдруг обнаружил, что пока он изучал чужую жизнь, своя стала состоять только из напряженной, изнурительной творческой работы, которая, однако, не давала куска хлеба. В это время скончался один из его бывших учителей - В.Л.Левант. Возникла мысль в память о нем преподавать рисование детям. Трудно было вписываться в новую среду, со странными, на его взгляд правилами, хотелось дать то, что знаешь, всем детям независимо от их возраста и района проживания и возможности или невозможности заплатить за учебу. Попытки вписать свои замыслы в уже имеющиеся организации привели к конфликтным ситуациям. Надо было создавать что-то новое. Его поиски поддержали районное управление культуры и город. В 1987 году был создан клуб “Графические миниатюры”, для взрослых и детей. В зависимости от ситуации в разных формах он существует и сейчас. Несколько детей завоевали премии на международных конкурсах книжного знака. Пошло и становление творческого имиджа художника за рубежом. Выставки, заказы, приглашения. В то же время житейски это были очень тяжелые годы. Ушла из жизни мать - Любовь Львовна, болевшая долго и тяжело. Умерла со сжатыми кулаками, чтобы не кричать от боли. Меньше года прожил без жены отец.
Общение с коллективом художников не стало основой его жизни. Психология одиночного бойца, затворника возобладала. Художник работает (гравирует) на металле, на дереве. Он любит держать в руках инструменты, сам изготавливает печатные формы, сам печатает.
Многие работы, выставлявшиеся в эти годы в залах Союза художников, в Манеже, на персональных выставках, за рубежом - поиск лекарства для души, чтобы не сломаться. Понятно, работы философского плана, проникнутые отсутствием оптимизма, интересуют гораздо меньшее число любителей искусства. Найдет ли он в себе силы восстановиться - кто знает?
Л.ЕВЕЛЕВСайт создан в системе uCoz