"Народ мой" №22 (219) 30.11.1999
ИГРА В ПОДГЛЯДКИ
Во время фестиваля еврейской книги в Доме актера был показан нашумевший фильм Александра Сокурова “Молох”. Какое отношение он имел к еврейской книге, так и осталось загадкой.
Между тем, как и все фильмы Сокурова, “Молох” - это “элитарное кино”. Как сказал перед показом Леонид Мозговой, актер, сыгравший Гитлера, “об этом фильме тяжело говорить тем, кто его еще не видел, но ничуть не легче потом”.
Художественную идею фильма можно выразить кратко: камера оператора и зритель подглядывают за “богом” и его окружением. Нам показывают, как наслаждается своим одиночеством Ева Браун, как она, обнаженная, танцует на парапете балкона. У зрителя появляется чувство случайного наблюдателя чужой частной жизни. Однако героиня Сокурова преследует свою цель: за ней с помощью бинокля наблюдает из машины фюрер. Ощущение подглядывания в замочную скважину не оставляет до конца фильма, достигая своего пика в сцене прогулки в горах, когда за Гитлером и его свитой следят телохранители через прицелы своих винтовок.
Режиссер разбивает привычные стереотипы. Фюрер представлен просто, по-человечески, без штампов послевоенного антифашистского кино. Фильм, пожалуй, напоминает домашнюю хронику, в которой очень хорошо видна психическая неадекватность поведения диктатора, возомнившего себя богом. Речи героев подчас до смешного абсурдны, нелепы. Впрочем, на Олимпе ведь все можно... Кстати, дача Гитлера, где и происходит действие фильма, как известно, находилась высоко в Альпах.
Фильм подавляет эмоции, поэтому любителям динамичного действия он, однозначно, не понравится. Да я вообще не знаю, кому он может понравиться. Хорошее кино, на мой взгляд, и не должно нравиться. Оно должно заставить думать. А это Сокурову удалось.
Михаил ИцуСайт создан в системе uCoz