"Народ мой" №22 (219) 30.11.1999

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРЬЕЗНОСТЬ АЛЕСАНДРА СОКУРОВА

    Весной фильм Александра Сокурова "Молох" завоевал на кинофестивале в Каннах какой-то супер-пупер приз. С этой картины успели снять несколько пиратских видеокопий и распродать их внутри страны и за границей. То есть, раз копии продаются, да еще их стремятся производить, можно сделать вывод, что "Молох" интересен достаточно широкому кругу зрителей.
    Чем, собственно, это кино привлекло аудиторию, не берусь судить. Возможно, каждый находит в нем что-то свое. Я даже не исключаю, как это ни смешно, что некоторым людям хочется побывать на бесплатном показе известной картины и спокойно отдохнуть. Вроде и в кино сходил, и выспался...
    Не хочу сказать, что фильм плохой, да и права такого не имею, тем более что фильм, на мой взгляд, хороший, а Сокуров - человек талантливый. Единственным изъяном характера его дарования я беру на себя смелость считать только патологическую серьёзность его работ. Как говорится, посмеялись - и хватит. Можно хоть раз о вечном задуматься, дотянуться до уровня серьёзной картины, понять ее глубину, проникнуть во всякие уголки человеческих судеб и тайников души.
    Это можно попробовать сделать. Но есть опасность заснуть раньше. И не увидеть самого интересного. Если бы не потрясающая работа оператора, лично я навряд ли досидела бы до окончания фильма. Оператор действительно потрясающий. Скалы, море, небо, лесные перспективы, рассветные облака - всё снято великолепно. Из этого "состоит" красота фильма.
    Что касается действий, производимых героями, то сначала все очень долго молчали, и я подумала: "Ой, ну хоть бы кто-нибудь чего-нибудь сказал..." Когда же начались диалоги, я грешным делом опять подумала: «О-о-ой... Чем такую тоску нагонять, уж лучше бы все-таки молчали".
    А вообще фильм о любви. И немножко о войне - всё-таки про Гитлера! Но больше о любви.
Если серьёзно, смотреть его никому не посоветовала бы. Однако кое-кто из тех, кто его уже видел, возможно, согласятся со мной в следующем: впечатление довольно светлое - чисто интуитивное впечатление! То есть, если угодно, энергетический заряд, который этот фильм в себе имеет. И который распространяется на зрителя.
    Вышла я на Невский после просмотра, закурила, молча добрела до остановки... Стою, жду троллейбуса, а в голове так и бродит: "Вот точно, так оно часто и бывает! Любишь кого-нибудь, и ходишь рядом, коридоры тебя окружают, разговоры идиотские, платьица собственные - короче, всё, что угодно, только не он. А потом... А что потом? Потом в какой-то момент наступает счастье - и проходит, как ночной дождь. И когда бежишь, пытаешься догнать, не находишь его уже. Потому что всё быстротечно. И вот твоя любовь уже помахала тебе на прощанье из машины или поезда, и даже если не уехал тот, кого ты любишь, само счастье всё равно уедет. Или переформируется. А только что куда-нибудь уж оно денется - это уж как пить дать..."
    А впрочем, можно снять кино, отталкиваясь от прямо противоположной точки зрения, и оно тоже получится правдивым и грустным, если режиссер талантливый и монтаж качественный. В общем-то, ведь сколько концепций, столько и реальностей. Ни больше, ни меньше. Каждый по-своему видит мир, свои тропинки протаптывает - какие привык находить пути, такие и способен разглядеть!
    Но в данном случае кино грустное. И совсем не о том, какой был Гитлер плохой. А скорее о том, что он забыл о Боге. Забыл о высшей силе, которая всё перетасовывает, не особенно спрашивая мнение людей. Забыл! - вот и стал "плохим".


Елизавета Комарова
Сайт создан в системе uCoz