"Народ мой" №22 (219) 30.11.1999

Стюард Шоффман
РАССУЖДЕНИЯ НЕСПАСЕННОГО РОДСТВЕННИКА

Да, у нас, евреев, есть проблемы с еврейским образованием, с  чувством причастности к еврейству, с преемственностью традиций и много с чем еще, но решить все эти проблемы можно и без Иисуса.



        Должен признаться, что лично мне приходилось общаться с миссионерами очень мало.  Когда я был еще подростком,  во Флэтбуше  ходили по домам  Свидетели Иеговы, которые так и старались  всучить евреям журналы “Башня стражи”.  Спустя некоторое время я  разгадал план Свидетелей Иеговы:  они приходили  в субботу утром, когда я отлынивал от синагоги и оставался дома один.  Насколько я помню,  благодаря их стараниям я стал несколько чаще ходить в синагогу. 
        Таким образом, я, пожалуй, могу  непредвзято судить о весьма сомнительном начинании, предпринятом недавно комиссией по миссионерской деятельности за рубежом при Баптистской Конвенции южных штатов, - массовом распространении брошюры на 12 страницах под названием “Судные дни: молитва за евреев”.  Вот что говорилось об этом буклете в  разделе новостей официальной баптистской прессы: “В Рош Ха-Шана, когда для верующих  евреев всего мира начинаются те 10 дней, в течение  которых они ищут Б-га, баптисты южных штатов будут молиться о том, чтобы евреи нашли Сына Б-жьего”.  А вот что ответил на это Эрик Йоффи - президент Союза Американских Еврейских Общин: “Мы глубоко оскорблены решением Баптистской Конвенции южных штатов призвать свою паству к молитве за обращение евреев в христианство во время  самых больших еврейских праздников”.  Абе Фоксман из АДЛ был также “шокирован и глубоко оскорблен”, а президент Бней Брита Ричард Хейдеман сказал, что этот призыв к обращению евреев в христианство звучит “не только оскорбительно, но и агрессивно”.
        Такая реакция не была неожиданной для Баптистской Конвенции южных штатов, которая еще в 1996 году на своем очередном собрании (такие собрания проводятся у них раз в год) приняла решение сконцентрировать все  усилия на  евангелизации евреев. “Многие еврейские лидеры выступают против нашей деятельности, считая ее проявлением злого умысла, нетерпимости и даже своего рода духовного и культурного эквивалента Холокоста,” - признался в своем предисловии к “Судным дням”  Дон Каммердинер - заместитель исполнительного директора  комиссии по миссионерской деятельности за рубежом.  Кроме того, во время рекламы брошюры в официальной баптистской прессе были процитированы и другие слова Каммердинера, из которых явствовало, что он всего лишь выполняет приказ, данный Б-гом: “В Библии, в “Послании к римлянам” 1: 16,  ясно говорится не только о том, что евреям тоже следует проповедовать евангелие, но и о том, что евангелие предназначено в первую очередь для евреев, а потом уже для других народов. Если христиане действительно  хотят подчиниться Б-жьей воле, то у них нет выбора: они должны призывать евреев и все другие народы уверовать в Христа”. 
        “Судные дни” - это красиво оформленная брошюра, в которой есть даже краткие сведения о самых главных еврейских праздниках. (Если хотите сами ознакомиться с этой брошюрой,  найдите в Интернете www.imb.org и посмотрите “Новости первой страницы”.) В каждый из Десяти Дней Покаяния предписано молиться за евреев той или иной страны: Израиля, Франции, Великобритании, Южной Африки, бывшего Советского Союза, Латинской Америки...  Кстати, за евреев США  почему-то молиться не призывают.  Для каждого дня предусмотрены особые молитвы. Первый день, Рош Ха-Шана, посвящен израильским евреям: “Молитесь о том, чтобы евреи, признавая свою греховность, поняли, что они никакими делами не смогут заслужить Б-жьего прощения “. (Более оптимистичный взгляд на покаяние изложен в книге первой “Мишнэ Торы” Маймонида). Третий день (Великобритания): “Молитесь за то, чтобы  те люди, которые  уходят из еврейских организаций,  обрели свое еврейское наследие во Христе”. (Лично я молюсь за то, чтобы еврейские организации стали лучше.) Восьмой день посвящен Бразилии: “Молитесь за то, чтобы евреи освободились от  сильного влияния материализма в тех странах, где они живут”.  (За эту молитву я поистине благодарен баптистам южных штатов, и я к этой молитве тоже присоединяюсь).
        Чтобы уж совсем не оставить в стороне американских евреев, авторы брошюры  дают несколько общих рекомендаций: “Каждый день молитесь за тех евреев, которых вы знаете по имени”. (Думаю, что мало кто из тех, кто будет выполнять эти рекомендации,  переписывается с евреями из Казахстана или из  Кирьят Малахи.) “По-настоящему подружитесь с евреями. Любите их так, как вы любили бы своего неспасенного родственника”. (Нечего сказать, весьма привлекательная  основа для дружбы.) “Убеждайте каждого вашего друга-еврея, что вы цените его как личность, и что  вам очень дорога его принадлежность к еврейству”. (То есть: “Не беспокойся, приятель,  я сделаю так, чтобы ты стал “евреем за Иисуса”.) “Ни в коем случае не стремитесь показать свое превосходство...” Впрочем,  вы, кажется, уже  поняли, о чем здесь речь. И все это написано на страницах красиво иллюстрированной брошюры “Судные дни”.  Большая  часть иллюстраций - это фотографии ортодоксальных евреев.  Неужели имеется в виду, что в будущем эти почтенные ортодоксальные евреи станут баптистами?  Или, может быть, эти фотографии  выражают то восхищение, которое вызывают у миссионеров те евреи, которые столь же преданы своей вере, как  миссионеры  - своей?
        Преподобный  Альберт Молер-младший - ректор духовной семинарии Баптистской Конвенции южных штатов в Луисвилле (штат Кентукки) - с гордостью признался на страницах одного из баптистских изданий, что  брошюра с призывом к молитве за евреев  “бросает вызов постмодернистской культуре”, и что “напрасно эту брошюру обвиняют в политической некорректности”.  Молер также заявил, что “протесты евреев против публикации брошюры - это пустое сотрясание воздуха в условиях, когда большинство американских евреев заявляют, что они не верят в Б-га”.  А вот что добавил к этому автор публикации: “Согласно исследованиям, проведенным одним специалистом по миссионерской деятельности, из 15 миллионов евреев, проживающих  на всей планете, около 75 % уже не придерживаются раввинистического иудаизма, и большинство из них либо ведут нерелигиозный образ жизни либо являются атеистами”.  Иными словами, вся эта их “работа с евреями”,  как  сказал руководитель Баптистской Конвенции южных штатов еще в 1996 году, “направлена на то, чтобы превратить евреев, утративших связь с Б-гом их отцов, в евреев, которые вновь обретают эту связь”. 
        Ну, я конечно, не специалист по миссионерской деятельности, но  это уже становится просто невыносимым. Так и хочется выключить компьютер и распрощаться с баптистским сайтом в Интернете. Господин Молер, я не смеюсь над вашей религиозной жизнью и прошу вас:  пожалуйста и вы не смейтесь над моей. Да, у нас, евреев, есть проблемы с еврейским образованием, с  чувством причастности к еврейству, с преемственностью традиций и много с чем еще, но решить все эти проблемы можно и без Иисуса.
       Давно уже известно, что жертвами американских евангелистов становятся те евреи, которые наиболее уязвимы. Историк Джонатан Сарна из Университета Брандиса в своей замечательной  работе “Влияние христианских миссий XIX века на американских евреев”, опубликованной в 1987 году,  доказал, что  миссионеры сосредотачивали свои усилия “на необразованных евреях, на одиноких евреях, на евреях, попавших в больницы, и на евреях, впавших в нищету”, предлагая им  бесплатное образование, бесплатную медицинскую помощь, жилье, дружбу, а впридачу - христианскую теологию.  В конце-концов, очень немногие евреи поверили в Иисуса.  При этом Сарна подчеркивает, что главным результатом деятельности миссионеров стал быстрый рост числа еврейских школ, газет, больниц, благотворительных обществ и других учреждений, благодаря которым евреи просто перестали нуждаться в помощи миссионеров.  Сейчас, в преддверии наступающего Нового Года, я хочу пожелать, чтобы они в этой помощи и дальше не нуждались. "Jerusalem Report"
                        Перевод Г. Фрадкина
Сайт создан в системе uCoz