"Народ мой" №22 (219) 30.11.1999
Стюард ШоффманРАССУЖДЕНИЯ НЕСПАСЕННОГО РОДСТВЕННИКА
Да, у нас, евреев, есть проблемы с еврейским образованием, с чувством причастности к еврейству, с преемственностью традиций и много с чем еще, но решить все эти проблемы можно и без Иисуса.
Должен признаться, что лично мне приходилось общаться с миссионерами очень мало. Когда я был еще подростком, во Флэтбуше ходили по домам Свидетели Иеговы, которые так и старались всучить евреям журналы “Башня стражи”. Спустя некоторое время я разгадал план Свидетелей Иеговы: они приходили в субботу утром, когда я отлынивал от синагоги и оставался дома один. Насколько я помню, благодаря их стараниям я стал несколько чаще ходить в синагогу.
Таким образом, я, пожалуй, могу непредвзято судить о весьма сомнительном начинании, предпринятом недавно комиссией по миссионерской деятельности за рубежом при Баптистской Конвенции южных штатов, - массовом распространении брошюры на 12 страницах под названием “Судные дни: молитва за евреев”. Вот что говорилось об этом буклете в разделе новостей официальной баптистской прессы: “В Рош Ха-Шана, когда для верующих евреев всего мира начинаются те 10 дней, в течение которых они ищут Б-га, баптисты южных штатов будут молиться о том, чтобы евреи нашли Сына Б-жьего”. А вот что ответил на это Эрик Йоффи - президент Союза Американских Еврейских Общин: “Мы глубоко оскорблены решением Баптистской Конвенции южных штатов призвать свою паству к молитве за обращение евреев в христианство во время самых больших еврейских праздников”. Абе Фоксман из АДЛ был также “шокирован и глубоко оскорблен”, а президент Бней Брита Ричард Хейдеман сказал, что этот призыв к обращению евреев в христианство звучит “не только оскорбительно, но и агрессивно”.
Такая реакция не была неожиданной для Баптистской Конвенции южных штатов, которая еще в 1996 году на своем очередном собрании (такие собрания проводятся у них раз в год) приняла решение сконцентрировать все усилия на евангелизации евреев. “Многие еврейские лидеры выступают против нашей деятельности, считая ее проявлением злого умысла, нетерпимости и даже своего рода духовного и культурного эквивалента Холокоста,” - признался в своем предисловии к “Судным дням” Дон Каммердинер - заместитель исполнительного директора комиссии по миссионерской деятельности за рубежом. Кроме того, во время рекламы брошюры в официальной баптистской прессе были процитированы и другие слова Каммердинера, из которых явствовало, что он всего лишь выполняет приказ, данный Б-гом: “В Библии, в “Послании к римлянам” 1: 16, ясно говорится не только о том, что евреям тоже следует проповедовать евангелие, но и о том, что евангелие предназначено в первую очередь для евреев, а потом уже для других народов. Если христиане действительно хотят подчиниться Б-жьей воле, то у них нет выбора: они должны призывать евреев и все другие народы уверовать в Христа”.
“Судные дни” - это красиво оформленная брошюра, в которой есть даже краткие сведения о самых главных еврейских праздниках. (Если хотите сами ознакомиться с этой брошюрой, найдите в Интернете www.imb.org и посмотрите “Новости первой страницы”.) В каждый из Десяти Дней Покаяния предписано молиться за евреев той или иной страны: Израиля, Франции, Великобритании, Южной Африки, бывшего Советского Союза, Латинской Америки... Кстати, за евреев США почему-то молиться не призывают. Для каждого дня предусмотрены особые молитвы. Первый день, Рош Ха-Шана, посвящен израильским евреям: “Молитесь о том, чтобы евреи, признавая свою греховность, поняли, что они никакими делами не смогут заслужить Б-жьего прощения “. (Более оптимистичный взгляд на покаяние изложен в книге первой “Мишнэ Торы” Маймонида). Третий день (Великобритания): “Молитесь за то, чтобы те люди, которые уходят из еврейских организаций, обрели свое еврейское наследие во Христе”. (Лично я молюсь за то, чтобы еврейские организации стали лучше.) Восьмой день посвящен Бразилии: “Молитесь за то, чтобы евреи освободились от сильного влияния материализма в тех странах, где они живут”. (За эту молитву я поистине благодарен баптистам южных штатов, и я к этой молитве тоже присоединяюсь).
Чтобы уж совсем не оставить в стороне американских евреев, авторы брошюры дают несколько общих рекомендаций: “Каждый день молитесь за тех евреев, которых вы знаете по имени”. (Думаю, что мало кто из тех, кто будет выполнять эти рекомендации, переписывается с евреями из Казахстана или из Кирьят Малахи.) “По-настоящему подружитесь с евреями. Любите их так, как вы любили бы своего неспасенного родственника”. (Нечего сказать, весьма привлекательная основа для дружбы.) “Убеждайте каждого вашего друга-еврея, что вы цените его как личность, и что вам очень дорога его принадлежность к еврейству”. (То есть: “Не беспокойся, приятель, я сделаю так, чтобы ты стал “евреем за Иисуса”.) “Ни в коем случае не стремитесь показать свое превосходство...” Впрочем, вы, кажется, уже поняли, о чем здесь речь. И все это написано на страницах красиво иллюстрированной брошюры “Судные дни”. Большая часть иллюстраций - это фотографии ортодоксальных евреев. Неужели имеется в виду, что в будущем эти почтенные ортодоксальные евреи станут баптистами? Или, может быть, эти фотографии выражают то восхищение, которое вызывают у миссионеров те евреи, которые столь же преданы своей вере, как миссионеры - своей?
Преподобный Альберт Молер-младший - ректор духовной семинарии Баптистской Конвенции южных штатов в Луисвилле (штат Кентукки) - с гордостью признался на страницах одного из баптистских изданий, что брошюра с призывом к молитве за евреев “бросает вызов постмодернистской культуре”, и что “напрасно эту брошюру обвиняют в политической некорректности”. Молер также заявил, что “протесты евреев против публикации брошюры - это пустое сотрясание воздуха в условиях, когда большинство американских евреев заявляют, что они не верят в Б-га”. А вот что добавил к этому автор публикации: “Согласно исследованиям, проведенным одним специалистом по миссионерской деятельности, из 15 миллионов евреев, проживающих на всей планете, около 75 % уже не придерживаются раввинистического иудаизма, и большинство из них либо ведут нерелигиозный образ жизни либо являются атеистами”. Иными словами, вся эта их “работа с евреями”, как сказал руководитель Баптистской Конвенции южных штатов еще в 1996 году, “направлена на то, чтобы превратить евреев, утративших связь с Б-гом их отцов, в евреев, которые вновь обретают эту связь”.
Ну, я конечно, не специалист по миссионерской деятельности, но это уже становится просто невыносимым. Так и хочется выключить компьютер и распрощаться с баптистским сайтом в Интернете. Господин Молер, я не смеюсь над вашей религиозной жизнью и прошу вас: пожалуйста и вы не смейтесь над моей. Да, у нас, евреев, есть проблемы с еврейским образованием, с чувством причастности к еврейству, с преемственностью традиций и много с чем еще, но решить все эти проблемы можно и без Иисуса.
Давно уже известно, что жертвами американских евангелистов становятся те евреи, которые наиболее уязвимы. Историк Джонатан Сарна из Университета Брандиса в своей замечательной работе “Влияние христианских миссий XIX века на американских евреев”, опубликованной в 1987 году, доказал, что миссионеры сосредотачивали свои усилия “на необразованных евреях, на одиноких евреях, на евреях, попавших в больницы, и на евреях, впавших в нищету”, предлагая им бесплатное образование, бесплатную медицинскую помощь, жилье, дружбу, а впридачу - христианскую теологию. В конце-концов, очень немногие евреи поверили в Иисуса. При этом Сарна подчеркивает, что главным результатом деятельности миссионеров стал быстрый рост числа еврейских школ, газет, больниц, благотворительных обществ и других учреждений, благодаря которым евреи просто перестали нуждаться в помощи миссионеров. Сейчас, в преддверии наступающего Нового Года, я хочу пожелать, чтобы они в этой помощи и дальше не нуждались. "Jerusalem Report"
Перевод Г. ФрадкинаСайт создан в системе uCoz