"Народ мой" №24 (222)16.01.2000
АННА ЛИСЯНСКАЯ
В Израиле умерла Анна Григорьевна Лисянская.
Можно сказать, что она родилась актрисой. Уже в шесть лет Нюта начала выходить на сцену николаевского еврейского театра, которым руководил ее отец Гирш Лисянский. Актрисой была и его сестра Дора Лисянская, и его жена Софья Дышлис.
В ту пору, еще царской России, на еврейском театре существовала такая традиция: приезжая в тот или иной город труппа из местных музыкантов собирала "оркестр" и пополнялась местными любителями. Так все трое в 1912 году начали выступать в Херсоне у И.Корика, а позже - у Б.Родмана. В 1913 году Лисянские переехали в Николаев, где была одна из сильнейших полупрофессиональных-полулюбительских трупп, под спектакли которой обычно предоставлялась сцена лучшего местного театра Я.Я.Шеффера. "Спектакли товарищества имеют огромный успех, - писал тогда корреспондент "Херсонской правды" из Николаева. - Все внимание сосредоточено на художественной стороне постановок. Артисты сыграны вполне, и спектакли идут гладко и выдержанно. Местные газеты восторженно отзываются об артистах и постановках".
В начале 20-х годов у Г.Я.Лисянского был уже свой театр, который играл в клубе им. Я.Свердлова. Здесь начала выходить на сцену Нюся Лисянская, и в 1926 году ее уже заприметила пресса. "Хорошо играет девочка Н.Лисянская, которой вредят лишь замашки взрослой артистки, - подмечал один из рецензентов. - Участие талантливой девочки в нелепой пьесе ("Ракл ди хазенте". - Е.Б.) явление, которое трудно квалифицировать, как полезное и воспитательное". В действительности репертуар Нюси был самым разнообразным. Помимо "нелепых пьес", она играла и в инсценировках по Шолом-Алейхему - "Швэр цу зайн а ид", "Стемпеню" и "Тевье-молочник". Критика отмечала ее органичность и достоверность в ролях драматических и некоторую эксцентричность в комических. А детскую непосредственность она, по-моему, сохранила на всю жизнь.
В 1932 году Анна Лисянская поступила в театральную студию при Киевском ТЮЗе, которую окончила в 1936-м. Так она стала русской актрисой. Вернувшись домой, два сезона проработала в Николаевском ТЮЗе. А в 1938-м получила приглашение в Киевский ТЮЗ, где сыграла Джульетту, Юлиньку в "Доходном месте" А.Островского, Елену в "Месяце в деревне" И.Тургенева и др. Здесь ее приметил И.Савченко, и в 1941 году Лисянская дебютировала в его фильме "Годы молодые", где исполнила главную роль Насти. Но известность принесла ей роль Акульки в другом фильме Савченко - "Старинный водевиль" (1946). Снималась Лисянская у таких выдающихся режиссеров, как М.Донской ("Как закалялась сталь" - Христина, "Радуга" - Малючиха, "Сельская учительница" - Дуня Острогова), А.Столпера ("Дни и ночи" - Аня Клименко), М.Ромма ("Человек №217" - Клава Васильева), Л.Лукова ("Это было в Донбассе" - заключенная Маруся), Ф.Эрмлера ("Великая сила" - Евдокия Милягина), Г.Рошаля (Екатерина II в "Черевичках"), А.Файнциммера ("Овод" - мадам Грассини), С.Юткевича ("Рассказы о Ленине" - М.И.Ульянова, "Ленин в Польше" - Н.К.Крупская).
С 1949 года Лисянская - актриса Ленинградского Академического театра драмы им. А.С.Пушкина. Ее роли в этом театре отличались большим разнообразием - Улита в "Лесе" А.Островского, Дачия Некшулеску ("Титаник-вальс" Т.Мушатеску), баронесса Вурмергельм ("Игрок" по Ф.Достоевскому), Пегги ("Бегущая по волнам" по А.Грину), Живка Попович ("Госпожа министерша" Б.Нушича), Любецкая ("Обыкновенная история" по А.Гончарову). Глафира Пуднова из "Пучины" А.Островского, Настасья Ивановна из "Смерти Пазухина" Н.Салтыкова-Щедрина и Мария из "Двенадцатой ночи" В.Шекспира, сыгранные в театре, вскоре перешли на экран. Незабываема она в фильме Я.Фрида. "Мария Лисянской, - писал один из критиков, - была воплощением эпохи Возрождения, в ней жизнь искрилась, переливалась через край. Хохочущая мария была вызовом ханжеству, пуританству, всячеким условностям".
Лисянская много работала на радио и телевидении. Здесь она снялась в оперетте И.Дунаевского "Женихи", где сыграла невесту Аграфену Саввишну. В этой работе открылась новая сторона актерства Лисянской, которая жила в ней всегда, но не имела повода проявиться, - музыкальность, особая грация, пластичность, легкость, с которой она переходила от диалога к арии, от песенки к танцу.
Актриса начала совмещать работу в театре им. Пушкина и в Музкомедии, а в 1968 году совсем перешла туда. Здесь она исполнила роли матери Эдвина Цецилии в "Королеве чардаша" И.Кальмана, Биби-ханум в Кавказской пленнице" Р.Гаджиева, Софы Семеновны в "Полярной звезде" В.Баснера и мадам Дору Соловейчик в "Третьей весне" Г.Портнова.
С последними работами в е театральную жизнь возвращаются еврейские персонажи. В театре "Эксперимент" она подготовила моноспектакль "Одесская свадьба" по М.Жванецкому, Дм.Астрахан приглашает Лисянскую в фильм "Изыди"!, где она исполняет роль матери большого еврейского семейства, а режиссер А.Зельдович - в картину "Закат" по И.Бабелю на роль мадам Вайнер.
Ее любили все - коллеги, любители театра и кино, только власти почему-то не привечали. У нее не было даже звания заслуженной артистки, но она была - всенародной...
С 1993 года Анна Лисянская жила в Израиле. 2 декабря ее не стало.
Е.БИНЕВИЧСайт создан в системе uCoz