"Народ мой" №2 (223) 31.01.2000
Почему малозаметна роль молодежи в жизни общины?...
А правомерен ли сам вопрос? Ясно же, что молодежь и учится, и приработка ищет, и развлечься должна - до серьезной ли им работы в общине? С другой стороны, может быть, это мы - не там, где они? В городе масса еврейских молодежных организаций и, возможно, мы просто не в курсе, а там жизнь кипит и оттуда вот-вот к нам придут новые лидеры с блестящими идеями. А может, мы сами их не пускаем, оттираем, заняли все места и не даем хода новым людям и инициативам? Предоставим же возможность высказаться тем, кто находится в гуще этой самой молодежи и разбирается в ее проблемах...
Aлександр Станиславович ФРЕНКЕЛЬ -
директор Еврейского общинного центра Санкт-ПетербургаФормулировка поставленного вопроса лукава. Вроде бы это вопрос о частностях, о нюансах. На самом деле речь идет о вещах глобальных - о стратегии общинного строительства, о направленности и качестве общинных программ. За скромной формулировкой сквозит ключевой и наиболее болезненный вопрос еврейских дискуссий сегодня - каково будущее нашей общины? Или даже еще острее - есть ли оно, это будущее?..
Молодежь существенно меньше, чем пожилые, страдает от экономического кризиса и почти не зависит от социальных программ, составляющих значительную часть деятельности общины. У молодежи не столь остро, как у пожилых, стоят проблемы общения, досуга. В конце концов, современное общество предоставляет молодежи широкие возможности выбора, которого люди пожилого возраста практически лишены. Чтобы привлечь молодежь, общинные программы должны быть конкурентоспособны на “рынке” культурной и общественной жизни города, должны быть качественны и, в хорошем смысле, престижны. Наивно рассчитывать, что молодежь могут привлечь программы формальные, неинтеллектуальные, заидеологизированные, что та или иная еврейская версия комсомола способна сегодня кого-нибудь сплотить. Более того, сама еврейская идентификация молодых уже не является сегодня жестко детерминированной. “Пятый пункт” в паспорте отменен, внешние факторы (антисемитизм, семейные традиции) не играют для нового поколения того значения, какое играли для поколений предшествовавших. Быть или не быть евреем все более становится делом свободного выбора. А значит, не только “заметность” еврейской молодежи, но и само ее существование во многом зависит от привлекательности общинной жизни, от того какие программы мы развиваем сегодня, на что направляем ограниченные общинные ресурсы.
Мы в еврейском общинном центре СПб много думаем об этом и стремимся, чтобы все наши программы - библиотека, лекции, концерты, кинопросмотры, Художественные выставки, фестивали - были качественны, могли удовлетворить самую взыскательную петербургскую публику. Мы предъявляем самые высокие требования к их профессиональному уровню - и по содержанию, и по всем сопутствующим факторам (помещение, оформление, плакаты, программы, буклеты). Еврейская культурно-общественная деятельность должны быть органической составляющей жизни “культурной столицы” России - я думаю, в решении этой задачи за последние годы мы продвинулись весьма серьезно. Сегодня среди участников наших программ - читателей библиотеки, зрителей на концертах, посетителей выставок - представлены все возрастные и социальные группы. В этом отношении утверждение, что молодежь “малозаметна”, отнюдь не представляется мне столь очевидным, а перспективы - пессимистическими. Основания для умеренного оптимизма есть.
И еще об одном. Очень важно создать условия, чтобы молодые чувствовали себя в общине не потребителями, а деятелями, созидателями, ответственными за то, что и как происходит. У нас в Еврейском общинном центре есть программы, напрямую ориентированные на предоставление молодежи возможностей для творческой самореализации в рамках еврейской общины. Молодежная видеостудия “Айин”, Еврейский интернет-клуб, клезмерский ансамбль “Кле земер”, музыкальный театр “Киндер-йорн” - все это примеры программ, дающих молодым возможность активно, созидательно участвовать в еврейской жизни. Есть такие программы и в других организациях - “Гилеле” (театральная студия, объединение молодых художников, редакторская группа), “Адаин Ло” (подростковый клуб). Пока эти программы не самые массовые? Возможно. Но не стоит гнаться за сиюминутной массовостью, основанной на мелких подачках или пустых обещаниях. Я вижу большую перспективу в том, что уже сегодня ребята из видеостудии “Айин” регулярно выпускают видеожурнал “Еврейский Петербург”, освещающий важнейшие события еврейской жизни, а члены Инетернет-клуба начали создавать представительство нашей общины во всемирной сети. Все это пока “малозаметно”? Надеюсь, скоро вы это заметите. Наша молодежь еще себя покажет.
Хаим ТОЛОЧИНСКИЙ -
ректор ешивы “Томхей-Тмимим-Любавич”Прежде всего, я никак не берусь судить о проблеме в целом: работа в ешиве заполняет день полностью и именно она является основной моей задачей. Понятно, что по нескольким десяткам юношей составить представление об активности или неактивности молодежи в общинной жизни города невозможно. Чтобы в этом разобраться, надо очень хорошо знать специфику работы многочисленных еврейских организаций, их структуру, цели и задачи, характер проводимых мероприятий и состав участников...
Совершенно очевидно, что не только молодежь, но и вообще большая часть населения города вовсе не вовлечены в общинную жизнь, хотя практически все знают о существовании наших организаций. Однако используют их только тогда, когда что-то где-то можно получить. В принципе люди нацелены только брать - не знаю, может быть, это обусловлено воспитанием?
Если говорить именно о молодежи - ее просто мало. Но даже если бы демографическая ситуация была иной, и тогда, я думаю, не все, но лишь какой-то процент юношей и девушек считали бы для себя необходимым участие в общинной деятельности. Как говорится в Талмуде, “Тысячи приступают к учебе, но лишь один доходит до указаний”, т.е. становится величайшим знатоком Торы.
У нас, на мой взгляд, отсутствует культура общения с молодежью как с теми людьми, на которых мы основываем наше будущее, с которыми связываем долгосрочную перспективу развития общины. Я совершенно уверен, что буквально с самого раннего возраста необходимо закладывать в ребенка сознание его общественной значимости, направлять его личность по пути служения своему народу. Это лежит в основе национальной традиции: каждый ответственен за все общество. В Торе мы читаем об этом буквально на каждой странице, а вот включить в реальный жизненный процесс не можем. Нет у нас пока такой конкретной программы работы с детьми. К сожалению, и родители пока не осознают важность такого воспитания. Если бы мы это культивировали, уделяли бы этому достаточное внимание, возможно, большее количество молодых людей принимало бы участие в общинной жизни.
Жизнь общества может быть смыслом жизни личности. Высший смысл для еврея - жить для своего народа. И общественные нужды совсем не исключают нужд личных, наоборот, подчеркивают их, поскольку каждый еврей - участник общей жизни.
По роду деятельности мне ближе круг проблем, связанных с учебой. Молодежь - это люди, которые могут хорошо учиться, люди увлекающиеся, интересующиеся, критически относящиеся к расхожим представлениям и штампам. Учеба - один из самых перспективных для них видов деятельности. На примере моих студентов могу сказать: чем глубже они поняли идею Торы, тем лучше они понимают идею общинной жизни. Невозможно обязать человека к тому, чего он сам не хочет. А для того, чтобы он сам захотел,, он должен понимать смысл и важность самой идеи. Без учебы это невозможно. Невозможно воспитать общинного лидера, каким он мне представляется, без того, чтобы он знал фундамент еврейства, базовые его идеи. Я часто говорю людям об общественной значимости их учебы, но не всегда они это понимают.
То, что молодежь - люди способные, это ясно. То, что она не активная - зависит от взрослых. Надо помочь им увидеть себя в общинной жизни, надо подвинуться, дать им место. В принципе именно молодежь готова к большим свершениям.
Конечно, в наших организациях много достойнейших личностей, но я не знаю, насколько они нацелены на работу с молодежью.
Дмитрий Аркадьевич ЭЛЬЯШЕВИЧ -
ректор Петербургского еврейского университетаРоль молодежи в современном еврейском движении в Петербурге как раз заметна, достаточно обратиться к работе наших еврейских школ, многочисленных кружков и объединений или такой молодежной организации, как “Гилель”. Здесь каждую неделю проходит масса всяких мероприятий и число участников достигает 300-400 человек. Другое дело, что эта активность носит достаточно узконаправленный характер и вся эта молодежь как бы варится в собственном соку, не выходит в более широкий еврейский мир города. И среди активистов, функционеров общины молодежи действительно мало - может быть, у них другие интересы или им некогда и, кроме того, мне кажется, что у них просто существует предубеждение против такой активистской деятельности - она связывается в сознании с комсомольскими временами, бюро ВЛКСМ и тому подобным.
Михаил Соломонович ЛЕВИН -
директор студенческой организации “Гилель”Проблема мне видится в том, что у петербургской еврейской общины нет разработанной стратегии в проведении молодежной политики. Наша молодежь только начинает осознавать, что будущее общины находится в ее руках.
К сожалению, делается очень мало для того, чтобы в рамках существующих еврейских организаций студенты сами являлись инициаторами осуществления проектов, учились планированию в получении и расходовании денежных средств, несли полную ответственность за осуществление программ. “Гилель” активно работает сейчас именно в этом направлении - пасхальный проект, художественный фестиваль “Сотворение мира”, ханукальный проект - это не только средство активизировать творческий потенциал студентов, но и возможность почувствовать свою ответственность за происходящее в общине.
Наша беда,, что еврейская организация не воспринимается как механизм для удовлетворения потребностей еврейского населения Петербурга. Только при таком подходе можно говорить, что каждый член общины не только является потребителем, но и в соответствии со своими возможностями что-то отдает на нужды общины. Конечно, речь не идет о спонсорстве! Наверное, волонтерство следует рассматривать не как подвижничество пенсионеров да сотни гилелевских студентов, а как закономерный вклад в общинную жизнь.
У нас удивительная молодежь - активная, талантливая, неравнодушная, любознательная, искренне пытающаяся найти свое место в еврейском мире. Но молодым людям очень нужна поддержка со стороны родителей, а с этим проблемы, так как сорокалетние - “поколение молчания” в еврейской жизни.
Отсюда и другая проблема - вовлечения еврейской молодежи, похоже, исключительно забота самих молодежных организаций, да все тех же бабушек и дедушек. Мы, приблизившись к 10%-ному стандарту вовлечения молодежи в еврейскую жизнь, пробуем сегодня новые пути приобщения студентов. В первую очередь, это особая гилелевская программа “жирафов”, когда в каждом городе есть студент-жираф (Jewish Renaissance Fellow), который отвечает за привлечение новых людей. В Петербурге этим занимается очаровательная девушка, совсем не жирафьего роста, но с большим лидерским потенциалом. Благодаря ее энтузиазму не только возникли самые невероятные студии (“Познай себя”, спортивный кружок), но и все приходящие новички окружены особым вниманием и заботой. Именно в этом внимании и в домашней атмосфере залог того, что молодой человек захочет прийти в следующий раз и предложить свои идеи и программы.
Другая идея - неделя еврейской культуры в университетах. Мы не можем ждать, пока студенты придут в офисы молодежных организаций, а хотим прямо в университетах познакомит их с молодежной еврейской культурой, рассказать о еврейских организациях города, дать представление о жизни еврейской молодежи в разных странах. Вопрос привлечения молодежи к активной работе в общине насколько важен, что правильнее сформулировать его более резко - есть ли будущее у еврейской общины, в которой роль молодежи сегодня недостаточно заметна? Я уверен, что евреи Петербурга могут сделать так, чтобы уже сегодня их дети моли сказать - будущее в наших руках.
Яков Николаевич ЦУКЕРМАН -
главный редактор газеты “Ами”Во-первых, я совершенно не согласен с постановкой вопроса: по-моему, роль молодежи совершенно адекватна ее численности. В Петербурге же, как известно, демографическая ситуация такова, что 60-70% евреев - люди пред- и пенсионного возраста.
Я люблю четкие определения, и сначала надо условиться, кого мы относим к молодежи вообще и к еврейской - в частности. Что касается первого, тут вполне приемлем, мне кажется, комсомольский возрастной критерий - от старшеклассников до постпризывников. Сложнее с понятием “еврейская молодежь” и тут возможны варианты: причислить сюда всех, кто подпадает под Закон о Возвращении. Либо - только галахических евреев (т.е. тех, у кого мать еврейка). Или - тех, у кого один из родителей (безразлично - отец или мать) еврей. А можно исходить из определения, модного в современной западной социологии: еврей тот, кто считает себя евреем. Выбор варианта выведет нас на большую или меньшую численность этой самой молодежи. Однако как бы мы ее не определяли, в любом случае едва ли 10% молодых людей принимают участие в работе молодежных организаций и во все вместе взятые ходят лишь несколько сот человек!
Израильские организации, работающие в городе (Еврейское агентство, Израильский культурный центр), собирают вокруг себя молодежь, имеющую право на репатриацию и предполагающую его реализовать в недалеком будущем. Мы приветствуем их решение, но совершенно очевидно, что не эти люди определяют и, тем более будут определять лицо общины, поскольку очень скоро нас покинут.
Молодежных организаций в городе пруд пруди, религиозных и светских. При синагоге работают ешива и образовательный центр. Здесь занимаются религиозные молодые люди, которые могли бы быть очень заметны и полезны в общинной жизни, но как раз их активности мы не наблюдаем и чрезвычайно редко видим их на мероприятиях, не связанных напрямую с религией. То же можно сказать о старшеклассниках еврейских религиозных школ и учащихся “Мигдаль Ор”. И по-моему, это плохо.
В городе есть иудаистская организация “Эш а-Тора”, одно время весьма активно осуществлявшая просветительскую работу, но что-то последнее время о ее деятельности мне ничего не известно. Существует ряд других молодежных организаций, относящих себя либо к реформистскому направлению в иудаизме, либо вовсе светских, такие как “Маккаби”, “Гилель”... Между тем в общинной жизни города их присутствие никак не проявляется, ребята тусуются в своем мирке, в своей довольно узкой и слабо пополняющейся компании.
Молодежь посещает Общинный центр, занимается в кружках на Гатчинской, приходит в клуб родителей и детей “Адаин Ло”. К сожалению, работа этих организаций никак и никем не координируется и о ней мало кто знает. Возможно, гораздо больше молодежи с удовольствием приняло бы участие в их работе, между тем как их туда никто не пригласил или приглашение не дошло...
Моя основная деятельность - газета “Ами” и основная цель - сплочение общины. Чтобы заинтересовать и привлечь молодежь, мы делаем страничку “Гилеля” и ежемесячно выпускаем молодежное приложение - молодые с молодыми говорят на своем тусовочном языке о своих проблемах. Честно говоря, пока я здесь больших успехов не наблюдаю!
Сами собой напрашиваются некоторые выводы:
Необходима в масштабах города координация молодежных мероприятий. Было бы очень полезно, чтобы руководители, директора, шлихим многочисленных молодежных организаций составили организационный центр, куда собиралась бы вся информация о направлениях работы, планах, датах проведения тех или иных мероприятий. Эта информация должна быть открыта и доступна, должна дать каждому возможность самостоятельного выбора. И если кому-то окажутся не по нутру хабадные евреи, возможно, он с удовольствием будет ходить в “Маккаби” или “Гилель” или в танцевальный коллектив. Важно, чтобы он о них знал! А до той поры, пока этого не будет, не будет и никакой еврейской молодежной жизни в городе, а просто много каких-то тусовок...
Есть еще очень важный момент. Понятно, что наша община, состоящая в основном из пожилых людей, в дальнейшем будет все больше стареть и дряхлеть в самом что ни на есть геронтологическом смысле. Если сейчас нашим благотворительным центрам еще хватает волонтеров из “молодых” пенсионеров, то может наступить момент, когда нуждающимся в помощи окажется значительно больше, чем тех, кто может ее оказать. Единственным резервом, который в перспективе может дать таких волонтеров, является сегодняшняя молодежь. Известно также, что многие молодые люди очень успешно занимаются бизнесом, однако на сегодняшний день среди бизнесменов, оказывающих материальную помощь общине, людей молодежного возраста нет. Это значит, что мы не донесли до них традицию цдаки, традицию оказания помощи тем, кто не может позаботиться о себе сам. И если сейчас мы не уделим вопросам еврейского воспитания молодежи достаточного внимания, то упустим этих людей из еврейской жизни навсегда. И с ними лишимся единственного резерва благотворительной деятельности.
Вообще проблема участия молодежи в общинной жизни - проблема философско-идеологическая. Думаю, уже где-то к 20-ти годам каждый из нас для себя решил, будет ли он евреем (в общинном смысле) или нет. Те, кто избрали для себя нееврейский путь, полностью ассимилируются, вступают в смешанные браки, общаются в интернациональной тусовке, где нет никакого специфически еврейского элемента - эти люди для еврейства потеряны. Это некая усыхающая ветвь еврейства, которая была и есть в каждом поколении во всех странах. А вот те, кто хотят быть евреями, они скорее всего уедут. И готовят себя к этому: учат иврит или английский, приобретают те профессиональные навыки и знания, которые могут пригодиться в других странах. В перспективе очень может быть, и довольно скоро, что наша община останется совсем без молодежи. Уже сегодня мы видим, какие проблемы с набором в еврейские садики и школы.
Существует официальный, принятый во всем мире этнографически-социологический термин - “умирающая община”. Т.е. такая, где стариков больше, чем молодежи и людей среднего возраста. Если сейчас мы не сумеем удержать молодежь, чтобы не вся она уехала и чтобы не ассимилировалась, то наша община пополнит число тех умирающих общин, которые есть повсюду в Восточной Европе - всюду, где прошли Сталин и Гитлер. Все это очень печально, потому что евреи живут в России уже больше 200 лет и внесли огромный вклад во все сферы российской жизни. И вот мы рискуем (даже если не будет никаких катаклизмов) через каких-то 20-30 лет получить полный “юден фрай” - Россию, свободную от евреев. Я думаю, многие русские будут этим довольны. А вот благо ли это для мирового еврейства - потерять одну из своих основных ветвей? Безусловно, нет, ведь с нею будет потерян мощный пласт мировой еврейской культуры, пересадка и возрождение которого в иных землях, в Израиле или, скажем, Америке, невозможна. То, что случилось в свое время с ацтеками, майя и многими прочими народами, на наших глазах происходит с евреями Восточной Европы. И происходит это, прежде всего, потому, что приток молодежи в еврейскую восточно-европейскую культуру крайне ограничен. В наших руках повернуть эту “тенденцию” вспять.
Итак, что же мы выяснили?
Молодежь активная и хорошая, с огромным потенциалом, но ее просто мало и тенденция такова, что будет, увы, еще меньше. Молодежь играет заметную роль, но не в жизни общины в целом, а своих организаций - в частности. Работа идет успешно, привлекаются новые люди, разрабатываются интересные программы и осуществляются замечательные проекты. Конечно, не все идеально: организациям надо не дистанцироваться, а наоборот, подружиться и создать единый координационно-информационный центр.
В том, что молодежь не активна, виноваты взрослые - не помогли увидеть себя в общинной жизни. До сих пор нет всеобъемлющей программы работы с детьми и молодежью, между тем как ее создание - наиактуальнейшая задача для нашей “умирающей общины”.
Почти единодушная уверенность, что ситуация меняется, причем к лучшему. К сожалению, никто не указал, на чем конкретно базируется этот оптимизм...
А что думают наши читатели?Материал подготовлен Тэмой ВАЛЬТЕРСайт создан в системе uCoz