"Народ мой" №2 (223) 31.01.2000

Софья ХЕНТОВА
Судьба блестящая и трудная

     Блестящей судьба была потому, что велик был талант: стихийный талант мелодиста. Трудно ему было, ибо вспахивал музыкальную целину в эпоху когда преобладали песни походов, лозунгов, манифестаций, а он первым воспел совсем иной строй чувств, создал музыку лирическую, сердечную, полную радости, не сознавая, вернее, не позволяя себе осознать, сколь далека была его радость от действительности.
     Мелодии Дунаевского ответили надеждам поколения, принявшего революцию, идеализировавшую ее, стремившегося, несмотря ни на что, к свету, любви, к вере в свою страну и ее будущее. Это объясняет феерический успех музыки Дунаевского.
     Есть и еще одна причина успеха: начинавшийся в тридцатые годы расцвет звукового кино. Шостакович и Дунаевский первыми в России оценили музыкальные перспективы кино, самостоятельное значение киномузыки, как важного, иногда даже ведущего элемента кинодраматургии. Как истинно, многосторонне талантливый музыкант, Дунаевский владел разными жанрами, написал двенадцать оперетт, много музыки для драматического театра, но лучшие песни Дунаевского пришли из кино, были рождены для кино, их автор создает жанр российской кинокомедии, лирической кинопоэмы. Здесь тот мир Дунаевского, те душевные истоки, начало которым положило его детство в городке Лохвице, на Полтавщине, в состоятельной еврейской семье, из которой вышел известный одесский кантор - дед Исаака, чье искусство, возможно и направило Исаака к музыке.
     В Лохвицкое реальное училище его, как еврея, не приняли, и он отправился в Харьков, где закончил музыкальное училище, как скрипач, сочиняя печальные пьесы “Тоска”, “Слезы”, “Одиночество”. Он совсем не осознает свои возможности, свой “образ”. Его захватывает театр, тем более, что после гражданской войны семья разорилась, и Исаак рано становится самостоятельным.
     С этих пор складывается его предельно напряженный ритм композиторского труда, со способностью к внутренней сосредоточенности в любых условиях, равнодушии к отцовым удобствам. Проходила жизнь - бурная, неустроенная, подчас горькая, но истинная жизнь с юности и до конца была только в постоянной потребности сочинять музыку, в непрерывной работе воображения.
     В его дружеское окружение входило много деятелей-евреев, что, однако, отнюдь не являлось его реакцией на антисемитизм. Исключая лохвицкое детство, Дунаевский от антисемитизма не страдал: его еврейское окружение диктовалось той большой, благодатной ролью, которую играли евреи в искусстве того времени.
     В кино Дунаевского привел Леонид Утесов, первым ощутив и поверив в дар Дунаевского, как кинокомпозитора. Музыка для первой советской музыкальной кинокомедии “Веселые ребята” положила начало циклу блестящих работ Дунаевского в кино. За “Веселыми ребятами” с Л.Утесовым в главной роли с Чудесной песней, которая “жить и любить помогает” последовал “Цирк” - род лирической кинооперетты, с музыкой поразительно разнообразной, где соединялись “Песня о Родине”, лирический “Лунный вальс”, цирковой марш, водевильные куплеты, симфонические связки - неиссякаемой щедрости поток трепетных мелодий. За “Цирком” в хронологическом порядке возникают “Девушка спешит на свидание”, “Дети капитана Гранта”, “Искатели счастья”, “Попутный ветер”, “Концерт Бетховена”, “Богатая невеста”: за четыре года, с 1934 по 1937 были созданы четырнадцать музыкальных фильмов, и каждый из них являлся интересным опытом: музыка двигала сюжет, способствовала единой линии развития фильма; построение картин, монтаж - все строилось на музыке. Подчас даже музыка опережала съемку, фильм снимался, исходя из музыки, как первичного стимула.
     Его фильмы стали гимном песне. Дунаевский выдвинул термин монтажной универсальности песни, то есть той внутренней драматической содержательности, симфоничности, гибкости, которая позволяла песне звучать в разных эмоциональных планах и становиться массовой. Нет песни вне прекрасной, горячей, живой мелодии. Для Дунаевского мелодия, как он сам утверждал, “это живое, дышащее существо, у которого свои органы чувств, свои повадки, привычки, капризы... Я за мелодию говорящую, вызываущую смех, улыбки, слезы, грусть, радость, горе, скорбь, надежду, мрак, просветление. Когда такое воздействие мелодии является всеобщим, значит цель произведения полностью достигнуты”.
     Истоки мелодизма выявляются многообразно. Это и городские и крестьянско-сельские интонации, и бытовой романс, еврейские интонации клезмеров и синагогальных канторов, мексиканская музыка, влияние Гершвина. Из такого многообразия рождалось неповторимо-индивидуальное и общенародное, способствующее популярности песен. Так было в тридцатые годы.
     Переживания Отечественной войны 1941-1945 годов не способствовали творчеству Дунаевского. За это время было обнародовано лишь четырнадцать песен, а музыка к фильмам не появлялась. Но дело не только в количестве. Эмоциональный накал, мелодизм этих песен, несмотря на отдельные удачи, уступал созданному композитором прежде. В его песнях на военную тему выразительные средства тускнели, проступал штамп. Заблуждение композитора заключалось в том, что он заглушал в себе лирическое чувство, считал его ненужным, расслабляющим в военную пору, не уловил лирических настроений, которые столь убедительно зазвучали в песнях более молодого композиторского поколения: В.Соловьева-Седого, М.Блантера, Н.Богословского, братьев Покрасс.
     После войны Дунаевский создает оперетту “Вольный ветер”. Содружество с кинорежиссером И.Пырьевым возвратило к киноработе: музыка к фильму “Кубанские казаки” может считаться достижением Дунаевского. Большую положительную роль сыграло содружество с поэтом Михаилом Матусовским: в нем композитор обретает поэтического спутника, понимающего и чувствующего песенное творчество. На стихи М.Матусовского Дунаевский создал замечательные песенно-лирические поэмы: “Летите, голуби”, “Школьный вальс”, “Не забывай”. Мысли его устремлены и к крупному жанру: он перерабатывает свою оперетту “Золотая долина”, пишет оперетту “Белая акация, где воплощается ряд оперных приемов и принципов.
     В последнее десятилетие творчества Дунаевского привлекает поэзия М.Исаковского - на его стихи пишутся великолепные песни “Каким ты был”, “Ой, цветет калина”, “На реке, реке Кубани”. В обращении к многообразным фольклорным интонациям композитор искал пути обновления мелодизма. Тяготение к ритмически-характерному привело к преобладанию в поздних песнях формы вальса: “Школьный вальс”, “Не забывай”, “Воспоминание”. Здесь заметны все чаще охватывающее его состояние грусти, мысли о потерях. В одном из писем он признавался: “С каждым годом становится все трудней. Жизнь проходит”. Кончины соратников, неурядицы в семье приводят к тому, что он в эти годы отмечает слезами даже радости: тоска сопровождает успех.
      Как никогда, он нуждался в человеческом участии и находил его в авторских выступлениях, как дирижер, как композитор, рассказывающий о себе. Прославленный музыкант, словно юноша, продолжал воспитание характера, чувств, воли, боролся со своими слабостями. За год до смерти, несмотря на пошатнувшееся здоровье, он написал музыку к трем кинофильмам: “Запасной игрок”, “Веселые звезды”, “Испытание верности” и задумал оперу на сюжет “Цыганочки” Мигеля Сервантеса. С этой мечтой закончил Дунаевский жизнь 25 июля 1955 года, когда остановилось его больное сердце.
     Очевидно историческое значение И.Дунаевского, как мастера легкого жанра, создавшего образцы массовой песни. Он одним из первых поставил легкую “несерьезную” музыку на пьедестал искусства, содействовал решительному повышению уровня российской эстрады. Его творчество на определенном этапе советской жизни было выражением ее тенденций, но отразило не все в поколении, жизнь которого никак нельзя было назвать праздником. Вместе с тем, не станем подчиняться соблазну принижать творчество Дунаевского, как это принято по отношению к многим явлениям недавнего прошлого. Он не нуждается в оправданиях, что красота и свет его мелодизма всегда будут нужны людям.

Сайт создан в системе uCoz