Юбилейные чтения "Этнография Петербурга - Ленинграда"
В декабре прошедшего
года состоялись ежегодные научные чтения "Этнография Петербурга - Ленинграда".
Они, как и все предыдущие, прошли под руководством доктора исторических
наук, ведущего научного сотрудника Музея этнографии и антропологии РАН
Наталии Васильевны ЮХНЕВОЙ. Интересные доклады были посвящены проблемам
краеведческим и культурологическим: характеру петербургского жилища в конце
XIX века, дачному отдыху петербургской интеллигенции, традиции похорон
в Петербурге, истории одного из старейших учебных заведений Петербурга-Ленениграда
(232 школы), петербургскому менталитету и пр. Доклады этнической проблематики
касались истории немецкого, финского и албанского национальных меньшинств
Петербурга-Ленинграда. Прозвучали и интересные "еврейские" доклады: "Организованная
еврейская община С.-петербурга сегодня" (А.Френкель), "Этническая идентификация
в еврейской школе..." (М.Карпова), "Русско-еврейская интеллигенция по воспоминаниям
С.М.Дубнова" (В.Вихнович). Н.В.Юхнева сделала на нынешних чтениях 2 доклада:
"Этническая проблематика в изучении городского населения Российской империи"
и "Между традиционализмом и ассимиляцией: попытка объяснения феномена русского
еврейства". Вызвали интерес слушателей доклады, касавшиеся проблем мультиэтничности
и мультикультуризма населения Петербурга, в частности, доклады Б.Винера,
посвященные опыту социологического изучения этнических организаций в современном
Петербурге, и Т.Смирновой о среднеспециальном и высшем образовании национальных
меньшинств Ленинграда и области в 20-30-е годы.
Важно отметить, что чтения
в декабре 1999 года прошли в 15-й раз, т.е. это были юбилейные чтения.
Мы встретились в Наталией Васильевной Юхневой, давним другом ленинградских-петербургских
евреев. Она согласилась ответить на несколько вопросов, касающихся истории
и содержания чтений. Никто лучше нее это не сделает, так как она их единственный
организатор и научный руководитель.
Е.Ш. Под Вашим руководством прошли все пятнадцать
чтений "Этнография Петербурга-Ленинграда". Не могли бы Вы хотя бы вкратце
рассказать об их истории?
Н.Ю. В 1999 году у нас был двойной юбилей.
15-е чтения, конечно, тоже юбилейные. Но у чтений был предшественник -
"Конференции по этнографии Северо-Запада", всего их состоялось три, первая
прошла в 1947 году, т.е. 25 лет назад. А 25 - это уже безусловно юбилей.
Таким образом, сегодня можно подводить итог трех конференций и пятнадцати
чтений.
Е.Ш. Какова тематика докладов на чтениях?
Н.Ю. По темам доклады можно разделить на
три группы. Первая - культурная и бытовая история Петербурга: праздники,
зрелища, семья, жилище, быт разных социальных слоев и т.п. Когда мы начинали,
эта проблематика разрабатывалась у нас почти исключительно этнографами.
Уже гораздо позднее, лет через 20, ученые и других специальностей, в частности
историки, взялись за изучение того, что теперь называют истоией повседневности,
и тематика эта становится все более и более популярной.
Вторая группа - это доклады на этнические темы:
многонациональность нашего города - этнические меньшинства, именно у нас,
на наших чтениях, впервые начала разрабатываться этническая проблематика.
Мы начали изучение этнических меньшинств Петербурга-Ленинграда в те времена,
когда такое изучение, мягко говоря, не поощрялось, находилось под подозрением,
в некоторых случаях - и вовсе под запретом. Теперь, в постсоветское время,
идет довольно активное изучение истории этнических меньшинств Петербурга.
Существует немецкий семинар, результаты его работы - несколько книг о российских
немцах. Несколько лет работал шведский семинар, вышла книга о шведах на
берегах Невы. Активно изучается истоия петербургских евреев. Теперь в этнической
тематике мы не одиноки, как когда-то, но сохраняем свою специфику: нас
интересует не громкие имена знаменитых иностранцев, а особенность жизни
людей в инонациональном окружении.
Третья тема наших докладов - музейная. На наших
чтениях были представлены прекрасные проекты музефикации разных частей
города, работа по ним началась, но потом в обстановке всеобщей коммерциализации
была свернута...
Е.Ш. Я думаю, читателям "Ами" будет интересно
узнать о доеладах на еврейскую тему.
Н.Ю. Ну, для начала - во всех моих докладах
на чтениях о Петербурге в целом всегда речь шла и о евреях тоже, а на последних
чтениях мной представлен доклад о феномене русского еврейства. Проходили
на чтениях и специальные доклады других авторов: "Материалы о петербургских
евреях" на страницах газеты "Гамелиц" (Ю.Вартанов), доклад по антропонимике
(И.Котлер), о деятельности Общества еврейской народной музыки (М.Байштейн),
о еврейском кладбище (В.Лукин) и другие. На последних чтениях прозвучал
содержательный доклад А.Френкеля об организованной еврейской общине Петербурга.
Е.Ш. А Ваш доклад об антисемитизме 1988 года?
Я помню, о нем тогда говорили буквально все. Ходила по рукам эстонская
"Радуга" с его текстом.
Н.Ю. В конце 80-х годов чтения оказались
в центре общественного движения национальных меньшинств нашего города.
Вспомним весну 1988 года. В Москве и Ленинграде - пугающие слухи о предстоящих
погромах, "Память" начинает открытую антисемитскую пропаганду на митингах.
Вот тогда я и выступила на наших чтениях с докладом о шовинистических,
антисетиских тенденциях в обществе. Бурное его обсуждение закночилось принятием
обращения к ленинградцам. Но ни в какие средства массовой информации невозможно
было пробиться. Материалы пошли в самиздат, потом были опубликованы в Эстонии.
Осенью того же года ленинградские активисты национальных движений: еврейского,
татарского, финского, латышского, эстонского и др. содают общество "Единение"
(оно собиралось у нас в институте). Не без его помощи оформились и зарегистрировались
национально-культурные общества в тогдашнем Ленинграде.
Е.Ш. А не было вам страшно тогда? Не подвергались
ли Вы преследованиям по причине Ваших смелых выступлений на чтениях или
нежелательных с позиции "органов" контактов с евреями отказниками, участниками
подпольного исторического семинара и пр.?
Н.Ю. В 1988 году, когда прозвучал на чтениях
интересующий вас доклад, мне уже не было страшно - времена переменились.
А вот в 1986 году после моего выступления на Еврейском кладбище в День
Катастрофы, ко мне на работу пришел "человек в штатском" - какой-то чин
из ГБ. Мне потом сказали знающие люди, что "они" обошлись со мной удивительно
мягко: сами пришли, а не вызвали к себе, и ограничились увещеваниями. Последствий
этот визит как будто не имел. Я, правда, недоумевала, как они узнали о
моем выступлении: народу на кладбище было совсем мало, все свои. непонятно
было кто "стукнул".
Ну и меня до 1989 года не пускали за границу. Приглашений
было много - на конференции, симпозиумы, семинары. Помню, приходили приглашения
из Германии. Но нет, я была тогда "невыездной". Письменных отказов они
не давали. Обычно безбожно тянули с ответом или отказывали устно, по телефону.
Е.Ш. Да, Вы в значительной мере разделили
с евреями их нелегкую судьбу. Собственно, это была судьба всех порядочных
людей в те нелегкие годы... Но вернемся к чтениям. Я поняла, что на Ваших
плечах лежит главный груз организационных и издательских хлопот, связанных
с чтениями. Как Вы с этим справляетесь?
Н.Ю. Действительно, на мне лежит вся научная
и техническая организация чтений. Иначе говоря, я все на свете делаю сама.
Наверно, я плохой организатор? Я приглашаю доеладчиков, договариваюсь с
ними о темах их выступлений. Я же занимаюсь издательской деятельностью.
Мы издаем сборники по материалам конференций и чтений. Издано 6 сборников
общим объемом около 50 авторских листов. Мы отказались от публикации тезисов,
печатали статьи на основе наиболее интересных докладов. Мне приходится
их редактировать, с некоторыми из них бывает много работы. Сейчас я готовлю
большой итоговый сборник по всем чтениям.
Е.Ш. Мне хочется и от себя и от имени читателей
"Ами" пожелать Вам дальнейших успехов на Вашем исключительно важном для
всех нас поприще.
Е.Ш.
Сайт создан в системе
uCoz