Б.М.Калаушин. “Memoires”
Предлагаемые читателям страницы я получил
в апреле 1999 года от художника Бориса Матвеевича Калаушина. Он тогда уже
сильно болел, в очередной раз ложась в больницу, передал мне кусочек о
разговоре с Вениамином Зускиным из своих неопубликованных мемуаров.
В последнее время вышло несколько исследований по материалам
КГБ, в которых в той или иной степени речь идет о закрытии ГОСЕТа, об убийстве
С.Михоэлса, аресте В.Зускина и т.д. Это книга Г.Костырченко “В плену у
красного фараона: Политическое преследование евреев в СССР в последнее
сталинское десятилетие” (М. 1994), “Верните мне свободу!”: Мемориальный
сборник документов из архивов бывшего КГБ” (М. 1997) с делом Вен. Зускина
и, наконец, книга В.Левашова “Убийство Михоэлса”, выпущенная в серии “Русские
тайны” (М. 1998). Но ни в одной из них нет ни слова о том, что И.Сталин
хотел отправить ГОСЕТ в Израиль.
Не нашел я упоминаний об этом разговоре ни в автобиографической
прозе А.Мариенгофа, ни в “Амбарных книгах” Евг.Шварца, не писала об этом
и Е.Катерли. Но й меня нет никаких сомнений в том, что такой разговор произошел.
Да и с какой стати его надо было бы выдумывать Калаушину? Он лицо совершенно
незаинтересованной. Вероятно, когда материалы из архивов КГБ будут более
доступны, найдется объяснений и этой загадки.
Напомню краеугольные даты предшествовавших и последующих
событий.
Соломона Михоэлса убили 13 января 1948 года, Израиль
был провозглашен 14 мая, гастроли ГОСЕТа им. С.Михоэлса в Ленинграде проходили
в июне, во время которых и происходил это разговор, а 14 ноября следующего,
сорок девятого, был закрыт ГОСЕТ, как собственно, и все остальные действующие
тогда еврейские театры.
День был ясный, солнечный, у стола в шезлонгах
расположились дамы, с Тамарой Даниловной и детской писательницей Катерли,
а чуть сбоку - Евгений Шварц с дочерью, а в голове стола драматург Исаков
и Анатолий Мариенгоф оживленно обсуждают театральные новости с только что
приехавшим москвичом, режиссером Зускиным.
Только что сняли какие-то пьесы в московских театрах,
репетиции не дожили до премьер, и эти новости очень волнуют наших драматургов.
Один Евгений Шварц невозмутим, он верит в свою звезду и в звезду Николая
Акимова.
Невозмутим и Зускин, он больше похож на министра, чем
на режиссера.
Импозантно сидит в шезлонге, нога на ногу, выставив
вперед ногу в изящном ботинке, откинувшись на спинку и являя взору роскошную
рубашку с великолепным галстуком, со сверкающей защепкой с бриллиантом;
одна рука отведена эффектным жестом с папиросой, дымящейся голубым дымком
и в длинном мундштуке, другая рука выводит в воздухе фиоритуры, рисуя символические
знаки, синонимы рассказываемого; мелькают блестками и огромные запонки
на широких манжетах; он выглядит настолько комильфо, как будто бы только
что с дворцового приема.
Импозантен и его рассказ, эффектный и величественно
плавный; я никогда не слышал более респектабельных интонаций, богатых модуляций,
разве что у Качалова, барски великолепного и актерски игривого; дойдя до
какой-то степени возникающего пафоса, катарсиса, Зускин устало снижает
тон, как бы вспоминая, что он не на сцене - и снисходя до немногих слушателей,
завершает импровизированным полувздохом, как бы отстраняясь от сказанного,
полуиронически, полупокровительственно, снижая пафос, но оставаясь на Олимпе...
- А Еврейский театр? - волновался Исаков. - Я слышал,
Еврейский театр переезжает в Израиль?
- Как можно, - актерски переливчато рассмеялся Зускин,
- московскую публику - и оставить без Еврейского театра?!?
Он медленно отряхнул пепел и сделал жест рукой, означавший
- “никак невозможно”.
- Но я все же слышал, - Исаков был настойчив, - что
Еврейский театр переезжает в Тель-Авив...
- Вот об этом мы и ведем переговоры, - вельможно обронил
Зускин.
- С кем?
- Как с кем? С правительством, - со Сталиным, - в этом
была актерская кульминация: слова “со Сталиным” Зускин произнес обыденно,
тихо, без нажима, как бы давая понять, что вести переговоры со Сталиным
- для него дело обыденное, простое.
На миг все смолкли, оценивая значение сказанного.
- Торги с властями опасны, - неожиданно произнес Евгений
Шварц, как будто читая какой-то эпиграф (или эпитафию)...
- Почему же? - встрепенулся Зускин. - Мы выдвинули требования
разумные, обоснованные, взаимно-приемлемые. Мы выдвинули условия, при которых
наш театр сможет эффективно работать - и в Тель-Авиве, и в Москве.
- И там и здесь?
- И здесь, в Москве, и там, в Иерусалиме и Тель-Авиве...
разумно сохранить наши обычные сезоны в Москве - скажем, с сентября или
октября до первого мая, - а май-июнь-июль-август давать гастроли там, там
это время для спектаклей наиболее эффектно, а для москвичей - наш привычный
сезон.
- Ох, и жарища там, наверное!
- Жара - да, но там она переносится легко... Хотя многие
ее боятся, боятся ехать... Но это пойдет! Многие боятся бросать московские
квартиры... Так мы добились - (многозначительная пауза) - чтоб нам оставили
квартиры в Москве - дали новые квартиры в Тель-Авиве.
- Ого! - воскликнул Исаков. - Не слишком ли жирно?
- Нет. Просто вполне разумно...
В это время Израиль был вопросом номер один. Великобритания
не хотела отдавать оккупированную зону. Израиль добивался независимости,
СССР признал Израиль первым - в первый час провозглашения независимости,
немедленно начал снабжать Израиль оружием, добивался признания независимого
Израиля в ООН, требовал убрать английские войска, передать Израилю Иерусалим...
Современная история любит неожиданные зигзаги. У Сталина
с Израилем не получилось того, что получилось с “советизацией” Чехословакии.
По разумению Сталина - “кто не нами, тот враг”. Кто “не выполнил задания”
- “изменник”, “враг народа”. Члены Еврейского комитета были арестованы
и расстреляны. Жена Молотова Жемчужина была сослана в лагерь...
В 1968 году Альтман открыл в ЛОСХе свою выставку и показал
на ней портрет В.Зускина “В роли доброго ангела в спектакле Десятая Заповедь”
и известный портрет С.Михоэлса (1927). В трактовке Альтмана это прежде
всего местечковые евреи-актеры, каковыми они и были, - не шекспировский
король Лир, не тот элитарный вельможа, каким явился перед нами в Комарово
импозантный Зускин, - в трактовке Альтмана это местечковые евреи, упорные
трудяги, способные выполнить любую роль. Сродни портным или молочникам
из пьес Шолом-Алейхема, скособоченно-косолапые, но способные на все. Элегантность
элитарного Зускина даже как-то вырвалась из этой сути. Но это была маска
актера. Трудоемкое карабканье верх, затем - крах...
1999
Б.М.Калаушину более всего запомнилась
“поза” Зускина, возможно, с годами несколько трансформированная в памяти,
как наиболее яркая черта. Для меня самое важное - переговоры ГОСЕТа и В.Зускина,
после гибели С.Михоэлса ставшего художественным руководителем театра, о
несостоявшейся работе в Израиле. Есть в этом отрывке и небольшие исторические
погрешности, о которых я говорил художнику. Но более подробный разговор
откладывался на осень. Да так и не состоялся.
Публикация и комментарии
Евг.БИНЕВИЧА
Сайт создан в системе
uCoz