Как выбирать, руководствуясь Торой

     Последние думские выборы показали, что избиратели зачастую, не зная, чем руководствоваться при голосовании и как определять достойного кандидата, поддаются влиянию ангажированных СМИ. Здесь предлагается обсудить важную проблему: кого выбирать, какими принципами руководствоваться. Попытаемся сформулировать некие положения, которые могут быть взяты за основу и пригодиться при следующих выборах.
    Первое и самое главное, что нужно помнить, – все в этом мире подчинено Вс-вышнему. Человек – единственное из его созданий, наделенное свободой воли. От свободы воли зависит не только каждая индивидуальная судьба, но и жизнь общества в целом. Одно из основополагающих положений еврейской религии – это то, что Вс-вышний за добрые дела награждает, а за злые – наказывает. Улучшится в результате выборов положение отдельного человека и общества в целом или ухудшится – это значит ниспошлет Вс-вышний награду или наказание. С этой точки зрения совсем не безразлично, кого мы выбираем “во власть”, будь то депутаты разных уровней, губернаторы или Президент. Очевиден критерий: наши избранники должны делать добро в глазах Вс-вышнего, в идеале – быть Праведниками. Мы не говорим сейчас об их национальности. Здесь главное – праведность. Представитель законодательной власти претворяет ее в принятие правильных законов – справедливых и гуманных, а работник исполнительных структур должен управлять способами, согласующимися с этими законами.
     Но праведность избранника – не единственный критерий правильности нашего выбора. В Торе прямо говорится, чем руководствовался Моисей при “назначении” судей и “начальников” над коленами Израилевыми. Итро, его тесть, видя, что Моисей изнемогает под тяжким бременем: с утра до позднего вечера тот вынужден был единолично разбирать всевозможные тяжбы, от самых серьезных до пустяковых, – посоветовал ему найти (выбрать из народа) людей способных, Б-гобоязненных, правдивых и ненавидящих корысть. И их поставить руководить народом и разрешать тяжбы. Итак, должны быть избраны люди безусловно праведные: Б-гобоязненные, правдивые, бескорыстные. Но при этом, в первую очередь, способные, т.е. умеющие руководить. Ведь мы часто наблюдали на руководящих постах людей честных и неглупых, но неспособных быть руководителями и не пользующихся авторитетом и уважением. Казалось бы, если кандидат избран, т.е. получил большинство голосов избирателей, это и означает, что он уважаем народом. Но так было бы при совершенной избирательной процедуре. А если, например, кандидат оказался в законодательном органе благодаря участию в партийном списке? Тут-то и кроется большая вероятность ошибки. Но можно обмануться и выбирая независимого кандидата. Ведь при этом мы основываем наш выбор на информации и о его личности, и о программе. А программа может быть прекрасной (заметим, что многие программы похожи друг на друга, как две капли воды). Но это может быть обманчивым впечатлением, к тому же после выборов наш избранник может с легкостью ее отбросить. И все же изучение программ – занятие отнюдь не бесполезное. Так, например, многие из проголосовавших недавно за список Жириновского могут не знать, что один из пунктов его программы – способствование вступлению России в организацию “Исламская Конференция”. А это – союз с исламскими странами, в том числе, с агрессивно-фундаменталистскими режимами. Заметим, что это означает поддержку их антиизраильской позиции и неприкрытый антисемитизм.
    Теперь подробнее поговорим о том, как оценивать личные качества избираемого человека. Мы уже сказали, что он должен в идеале быть праведником. Для еврея в понятие праведности входит следование предписаниям Торы. Но мы живем в нееврейской стране. Евреев среди наших избранников обычно оказывается немного. По Торе критерий праведности для нееврея – следование семи законам, определенным для потомков Ноя. Среди них первый – запрет идолопоклонства (вера в Б-га). Наш избранник не должен быть атеистом. Далее – еще несколько запретов: богохульства, убийства, воровства, разврата. Запрещено отрезать мясо от животного, пока оно живо: отношение к животным должно быть гуманным. Сюда примыкают и экологические требования бережного отношения к окружающему нас миру. И, наконец, в эти “семь законов” входит заповедь следования путями справедливости.
    Очень актуален сейчас для российских политических деятелей запрет убийства. Идет война. Дозволяется для защиты себя (своей жизни) или общества убивать врага. Но нельзя убивать тех, кто не несет угрозы. С этой точки зрения ковровые бомбардировки чеченских городов не представляются оправданными. Настораживает то, что значительная часть общества на последних думских выборах предпочла “партию силы”. Это опасно. Опасно и то, что во время предвыборной кампании рейтинги Путина и поддерживающего его и в свою очередь поддержанного им “Единства” выросли в значительной мере благодаря решимости Путина продолжать военные действия в Чечне. Кроме того, известно, что “во власть” пытались пройти и люди, причастные к заказным убийствам. Возможно, кое-кто из них сейчас заседает в составе Думы. Это значит, что часть общества, которая, выбирая, знала об этом, склонна к неправедности.
    Теперь поговорим о запрете воровства для потомков Ноя. Известно, что некоторые из прошедших в Думу бизнесменов в такой короткий срок нажили огромные состояния, что закрадываются сомнения, нажиты ли они честным путем. Люди, поставившие деньги во главу угла, готовые ради денег нарушить все, в том числе и экологические принципы, уподобляются идолопоклонникам. Деньги – их идол. Такие не должны быть избираемы обществом, так же, как и те, которые забывают о справедливости.
    Но что из себя представляет общество? Ведь оно неоднородно, оно состоит из многих людей с разными интересами, есть среди них даже злодеи. Как должен вести себя человек, убедившись, что кандидат или партийный список, которым он хочет отдать свой голос, не проходят? Ну, к примеру, он хочет голосовать за список социал-демократов, возглавляемый М.С.Горбачевым. Он считает, что Горбачев очень много сделал для страны – с Б-жьей помощью, конечно: освободил Сахарова, прекратил кровопролитную афганскую войну, а уж что до евреев, то именно он впервые разрешил им массовый выезд. Все ограничения были практически сняты. Возможно, мы бы не имели свободы слова и информации, свободы национальной жизни внутри страны, если бы не личный вклад Горбачева в процессы демократизации. К тому же, его личная жизнь, его преданность семье, жене не могла не внушать уважения. Но, как мы узнали, на прошлых выборах, возглавляемый им список не преодолел 5%-ного барьера, и голоса проголосовавших за него ушли к партиям большинства, противникам социал-демократической партии. В такой ситуации надо знать все об избирательной процедуре, к сожалению, далекой от совершенства, и выбирать таких кандидатов (такие партийные списки), которые заведомо преодолеют 5%-ный барьер, но из них – наиболее близких вам по взглядам и праведных.
Исторический спор
Рис. В.Бродского

    Теперь хочется коснуться некоторых аспектов российской истории последних восьми десятилетий. Для огромного числа россиян это была эпоха непомерных страданий. Б-г не хочет, чтобы человек страдал, но что делать, если согрешив, он не хочет исправить свои пути? Мы знаем, что страдание очищает. Вс-вышний посылает и “небольшие” страдания – как предупреждение, сигнал, что надо остановиться, проанализировать свои поступки, чтобы затем, одумавшись, исправить ошибки, отойти от зла. Я думаю, что наше общество получило в последнее десятилетие именно такое предупреждение. На наших глазах происходят трагедии отдельных людей, даже значительных групп населения, но общество в целом имеет шанс избежать огромной общенациональной трагедии, какой была, к примеру, Великая Отечественная война, предупредить ее. Каждый должен задуматься – что могу сделать я, в чем я неправ, как исправить мои ошибки. Речь идет в первую очередь не о подъеме экономики, должны измениться именно люди. Тенденция изменения к лучшему заметной части населения России была бы добрым знаком. Если же мы не наблюдаем в этой области благоприятной динамики, я боюсь, перспективы довольно мрачные. Что же делать, если вдруг, не дай Б-г, у кормила власти окажутся поддержанные большинством россиян неправедные правители, которые реализуют программы, не несущие добра людям (а значит, добра перед лицом Вс-вышнего)? Как нам быть? Только атеисты думают, что они правят миром. Б-гобоязненные люди знают, что пренебрежение законами справедливости, добра, нравственности не пройдет даром, что не простит Вс-вышний таких “игр”. Тут-то надо призадуматься, стоит ли принимать сложившуюся ситуацию, иначе говоря, стоит ли оставаться в этой стране. Конечно, нельзя не отметить, что здесь есть люди, осознавшие, что власть и нравственность не только совместимые, не противоречащие друг другу понятия, а что в принципе власть должна быть нравственной (так говорил и А.Д.Сахаров). Достаточно ли присутствия этих нравственных людей, чтобы что-то реально изменить, насколько бесповоротно их обращение к нравственности? Успеют ли они что-то сделать, пока их не оттеснят и не закроют им рты? Если – нет, если мы увидим, что в стране воцарилась неправедная власть, каждый должен решить для себя: остаться здесь или поселиться в другом месте, другой стране. Ибо наши мудрецы сказали: “Удались от злого соседа”. А еще сказано: “Не связывайся с нечестивым”. Кто-то решит остаться здесь по разным причинам. Даже в самой сложной обстановке люди не всегда покидают свои дома. Но такое решение должно быть осознанным. И, конечно, те, кто останутся здесь, должны стараться жить так, чтобы не гневить Вс-вышнего. И не забывать заветов мудрецов: “Не связывайся с нечестивым и не отчаивайся при бедствии”.
Арье БРОДКИН
Сайт создан в системе uCoz