Профессии нового тысячелетия
50 лет тому назад,
в год образования еврейского государства 1600 студентов учились в двух
вузах – Еврейском университете в Иерусалиме и в Хайфском Технионе.
Сегодня в Израиле
около 150000 студентов, а в 2003 году их число увеличится до 175000. Предполагается,
что почти половина из них получит образование в колледжах, а не в университетах.
Как государство
справляется с такой нагрузкой? Во что обходится один студент нашей страны?
В среднем в Израиле
на обучение одного студента в год тратится 9600$ – примерно такая же сумма,
как и в западноевропейских странах (в Англии, к примеру, эта сумма составляет
10460$). Америка тратит больше – 12900$ в год, а Япония меньше – 7100$.
Несмотря на резкое
увеличение количества вузов и студентов за последнее десятилетие, качество
преподавания осталось по-прежнему высоким, и доказательством тому – уровень
научных исследований. По количеству публикаций в международных научных
изданиях Израиль входит в число 15 ведущих стран мира. Интересно, что в
конце 90-х ученые Германии, Англии, США стали публиковаться значительно
реже, а израильтяне активны более чем прежде, особенно в таких областях
как физика и математика. Последнее статистическое исследование, проведенное
англичанами, говорит о том, что, Израиль входит в пятерку наиболее “цитируемых”
стран в шести из двадцати областей точных наук и технологий, таких как
компьютеры, химия, материаловедение, микробиология, молекулярная биология
и физика.
Доктор Аарон
Зайденберг – ректор колледжа “Бейт-Берл” считает, что академическое образование
сегодня – жизненная необходимость, связанная с поиском оптимальных решений
в нашей сложной действительности. Чем лучше образовано общество, тем легче
решаются проблемы. примером тому может служить любой израильский университет.
Доктор Зайденберг выступает за создание в Израиле многопрофильных колледжей
по типу американских. Он же призывает отменить плату за обучение на первую
академическую степень: “Когда на рынок труда приходит образованный профессионал,
коэффициент его полезности выше, больше и заработная плата, а, следовательно,
и налоги, которые он платит государству. Вот таким образом он рассчитывается
с государством за полученное образование”.
Профессор Амос
Вайнберг, ректор Высшей школы им. Шенкаря, считает, что в наш век быстрого
развития технологий невозможно предугадать, какая профессия постепенно
расцветет, а какая исчезнет вовсе. По его мнению, в новом столетии человек
на протяжении жизни поменяет несколько профессий, чтобы соответствовать
требованиям рынка труда. “Но я уверен, – говорит профессор Амос Вайнберг,
– все, что связано с производством пищевых продуктов, экологией, медициной,
текстильной промышленностью, гарантирует хорошую работу в ближайшие десятилетия”.
Он считает, что большое будущее и у
химической промышленности, связанной с производством пластмасс. По-прежнему
будут популярны профессии, связанные со средствами коммуникации, но чуть
ли не центральной темой, по мнению профессора, станут новейшие технологии
в этой области – к примеру, световоды.
Высшая школа
им. Шенкаря начала активную подготовку к профессиям нового века. Так, например,
на факультете управления производством и менеждмента открылись новые отделения:
розничной торговли, поскольку по прогнозам именно этот вид торговли претерпит
серьезные изменения (переход от магазинной торговли к сетевой), отделение
деловой инициативы, где будут обучать тому, как превратить идею в деньги;
отделение логистики (как правильно распоряжаться товарными запасами и финансами).
На химическом факультете здесь открылись отделения
охраны окружающей среды, переработки отходов, очистки воды, косметической
химии.
По исследованиям
рынка труда, проведенным институтом “Адасса”, в новом столетии на первое
место выходят специальности, связанные с высокими технологиями.
Вырастет спрос
на профессии, связанные с рыночным сбытом продукции. популярной специальностью
считается также электронная инженерия. В недалеком будущем в связи с ростом
продолжительности жизни в стране ожидается дефицит всех профессий в области
геронтологии: врачи и санитары, специализированные медицинские сестры,
инструкторы по досугу пожилых людей! Вместе с тем, институтом “Адасса”
отмечено, что можно с уверенностью продолжать учиться таким классическим
специальностям как экономика, бухгалтерский учет, медицина.
По материалам израильской прессы
Сайт создан в системе
uCoz