“Со стародавних времен из всего в Праге
живущего населения первое место в торговле занимали евреи. О переселении
их как в Чехию, так и в соседние страны нигде никаких упоминаний не имеется,
потому что случилось это во времена стародавние. Жили они в стране, по
всей видимости, уже при маркоманах среди других купцов, которые приходили
из Римской империи, и во времена языческие уже находились в Чехии и пользовались
здесь великим уважением…”
Вацлав Владивой Томек. История города
Праги
|
Майзелова синагога |
В еврейской традиции Прага занимает особое
место. Легенды гласят, что евреи обосновались здесь сразу после разрушения
Иерусалимского храма. Но из достоверных источников известно, что появление
евреев в пражском подградье относится к X веку. На берега Влтавы
еврейские купцы и переселенцы направлялись с двух сторон: из Византии и
с запада. На территории Старого Города “западные” евреи основали
свой очаг, который позже стал называться гетто, и уже в XI-XII веках
он представлял собой одно большое поселение. В начале XIII века Старый
Город приобрел официальный статус, и вместе с этим еврейская община получила
свое правовое положение.
Евреи имели внутреннее самоуправление,
но, как и везде в Европе, их права зависели от разных предписаний, а привилегии
- от того, находились ли они под защитой правителя или нет. Евреи считались
прямыми поданными короля, другими словами, его имуществом, что предполагало
свободное распоряжение ими, их состоянием и, в конечном счете, судьбами.
Монаршая особа не оберегала их от погромов, но всячески компенсировала
убытки, если погромы все-таки происходили.
|
Вид на Червену улочку с Еврейской ратушей и Высокой синагогой |
Они хоть и не были такими частыми,
как в других странах, но в жестокости никак не уступали. Вступление крестоносцев,
голод, эпидемии или просто травля фанатичных проповедников - поводов обвинить
и наказать евреев было предостаточно, не говоря уже о желающих это сделать.
Преследования, насилие, кровавые наветы стали нормой в христианских странах,
где проживали евреи.
Во второй половине XVI века для еврейской общины наступило
относительное спокойствие. Правившим тогда Габсбургам постоянно
требовались большие деньги, потому что тратились они на ведение войн с
турками, на строительные работы при дворе, на реализацию политических амбиций.
Поэтому все более крупные кредиты брались у еврейских банкиров и ростовщиков
(а у кого же еще?).
Самым знаменитым еврейским банкиром был Мордехай Майзель.
Имея неисчислимые богатства, Майзель одалживал немалые суммы императору
Рудольфу II и при этом, ловко используя ситуацию, отчасти облегчал
жизнь своим единоверцам. Таким образом удавалось укреплять правовые гарантии
пражских евреев.
|
Раввин Лев. Скульптор Ладислав Шалоун |
Майзель был старостой еврейской общины и, как человек
весьма состоятельный, делал вложения в ее развитие. Он оставил после себя
Еврейскую ратушу и Высокую синагогу. Им была открыта Майзлова
синагога, которая вначале была частной, а сейчас в ней располагается
постоянно действующая экспозиция ритуальных предметов из серебра. Мордехай
Майзель был дружен с ученым и раввином Иегуди Лёвом бен Безаллелом,
вместе с которым основал Талмудистскую школу и многое сделал для
развития науки в эпоху Возрождения.
Рав Лёв был также значительной фигурой в истории Праги
рудольфинского периода. Существует предание, по которому рав создал глиняную
фигуру великана, этакого современного робота, по имени Голем,
необычайно сильного физически. “Оживлялся” он с помощью дощечки с магической
формулой (шем), которая вкладывалась в отверстие
на лбу Голема (некое подобие нынешней Energizer).
Двойра Мартинсон
Продолжение в следующем номере
Сайт создан в системе
uCoz